Гусли XI века отныне в ярославском музее - заповеднике

В Ярославском музее-заповеднике состоялась презентация гуслей «Словиша» середины XI века. Они преподнесены Ярославскому музею-заповеднику Новгородским Центром музыкальных древностей Владимира Ивановича Поветкина. Впервые сотрудники Новгородского Центра музыкальных древностей побывали в Ярославском музее-заповеднике в рамках ХХ фестиваля искусств «Преображение» минувшим летом. А, погостив, подружились с ярославскими музейщиками и пообещали взяться за непростую задачу – выполнить реконструкцию самых ранних гуслей, датированных серединой XI века, с резной надписью «Словиша». Целый год над этим непростым делом корпел сотрудник Центра музыкальных древностей Антон Каменский. И вот кропотливая работа завершена.

- Это гусли  времен легендарного Садко. Без них ни один пир княжеский не обходился. На такие гусли, возможно, «воскладал свои персты» вещий Боян из «Слова о полку Игореве», чтобы они «князьям славу рокотали», - любовно отзывается о своём детище Антон Каменский.  

А вот кому принадлежало имя «Словиша», начертанное на деке гуслей – самому ли инструменту, или музыканту, на нём игравшему – об этом остается пока только гадать.

Зато много других непростых музыкальных загадок сотрудники Новгородского центра музыкальных древностей уже разгадали. Об этом они поведали на своей лекции-концерте «Гудебные сосуды».

Сопели и брунчалки, жужжалки и щелкотухи – каких только музыкальных инструментов не придумал в разные времена мастеровой смекалистый русский народ. Да только кто бы сейчас о них знал, если бы не археологи да энтузиасты-знатоки средневековой культуры? Новгородский Центр музыкальных древностей был создан около четверти века назад Владимиром Поветкиным. У этого удивительного человека и редкого энтузиаста своего дела, было множество ипостасей -  археолог, реставратор, музыковед, человек, внесённый в книгу русских достижений «Диво» за воссоздание самых древних гуслей и многих других музыкальных инструментов Руси, почётный гражданин Великого Новгорода, кавалер Международного ордена Святого Константина Великого. С его именем знакомы и далеко за пределами России - в Швеции, Дании, Норвегии, Прибалтике.

Центр музыкальных древностей Поветкина  - первый и единственный не только в России, но и в Европе, где занимаются сохранением и реставрацией древних музыкальных инструментов, а также реконструкцией способов и приёмов игры на них. Дело, которому Владимир Иванович Поветкин посвятил всю свою жизнь, очень ценил академик Дмитрий Лихачев. Однажды побывав в Новгородском Центре музыкальных древностей в 1995 году, он оставил в гостевой книге такую запись: «Замечательная школа Поветкина играет и в нужное время будет играть свою роль в возрождении русской духовности».

Сейчас Центр возглавляет единомышленник и наследница дела Поветкина Наталья Николаевна Попова (сам Владимир Иванович ушёл из жизни три года назад). Она, профессиональный музыкант, рассказала, что многие музыкальные инструменты, такие как новгородские трещётки, вуялки, брунчалки, бубенчики разных веков, свистульки, были заново открыты и воссозданы Поветкиным по незначительным археологическим фрагментам, обнаруженным в ходе раскопок. Именно благодаря стараниям Владимира Ивановича Поветкина мы можем сегодня, в XXI веке, услышать, как звучат гусли, появившиеся десять веков назад. В своё время в одном из интервью Владимир Иванович Поветкин сказал:

- Есть легенда, что струны гуслей — это золотые лучи, упавшие на землю, а их корпус — душа человека. О гуслях заботится сам Бог. Гусли в древнем мире были олицетворением мужского начала, и если бы наши предки увидели женщину, играющую на гуслях, то, пожалуй, сильно удивились бы. Современные концертные гусли не имеют практически никакого отношения к тем древним музыкальным инструментам, которые называли гуслями наши предки.

На открытой лекции, которая прошла в зале «Классика» Ярославского музея-заповедника, в руках сотрудника Центра Антона Каменского археологические музыкальные древности обрели голос, подчас удивительный и необычный. Так, если брунчалку (косточку с дыркой) раскрутить на верёвке, а потом аккуратно поднести её к горлышку пустого глиняного горшка, «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Так в старину на гулянье парни девок пугали, пояснил Антон. Поспешу успокоить рачительных хранителей музейных ценностей: все музыкальные инструменты Центра – это реконструкции, точные копии, оригиналы находятся в музейных коллекциях.

- У нас в Центре сохранились многие тысячи записей из новгородских и псковских деревень, но Поветкин никогда не хвастался тем, что он стал «первопроходцем», он всегда говорил, что именно находки археологов помогли вернуть людям утраченный национальный инструмент, - рассказала руководитель центра Наталья Попова.

Гусли «Словиша» займут достойное место в экспозиции выставки «Слово о полку Игореве».


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»