Есть женщины в русских селеньях…

В академическом театре имени Волкова открылась персональная выставка работ заслуженного художника России Елены Мухиной. Автор назвала выставку «Объекты любви».

Эта выставка продолжает большой выставочный проект, который совместно реализуют Волковский театр и Ярославский Фонд развития культуры. Использовать пространство театра как выставочную площадку для родственного вида искусства, живописи – блестящая идея, лежащая, казалось бы на поверхности, но первым увидел эту очевидность именно Ярославский Фонд развития культуры, за что ему – отдельный респект. Ранее эту оригинальную выставочную площадку освоили ярославские художники Михаил Бекетов, Игорь Сакуров, Андрей Аранышев. Теперь посетителям театра представлено творчество одного из ярких и самобытных художников Ярославля - Елены Федоровны Мухиной.

«Объекты любви» - в самом названии выставки максимально раскрывается её содержание: конечно, это женские образы, в большинстве своем не обремененные никакими одеждами. В жанре «ню» Елена Мухина работает много лет, и достигла на этом поприще не только известности, но и своего рода изящности. Автору удается не скатываться ни в пошлость(что вполне возможно при изображении обнаженного женского тела), ни в эротическое любование натурой (что тоже вполне ожидаемо). Художник просто констатирует: я вижу женщину именно такой. А нравится это зрителю или нет, так, на вкус и цвет, как говорится, приятелей нет.

Женщина по полотнах Елены Мухиной не просто большая, она огромна, она занимает собой все пространство холста и даже кое-что остается за пределами рамы. Женщина как центр земли, её пуп, средоточие смысла. Лично мне не нравится эта избыточность плоти, но абсолютно подкупает искренность автора и замаскированная под простодушие ироничность. Такова героиня холста «Огурчики» - довольная хозяйка кустодиевских форм собрала в подол урожай, тащит его, довольная, домой, а то что, пардон, трусы на виду у всей деревни, так, эка невидаль, что люди – трусов не видали? Зато огурчики до чего хороши! Хотя насчет кустодиевских форм я палку перегнула – формы-то исключительно мухинские, а сравнивать одного художника с другим, как известно, дело последнее.

Совсем иной подтекст в картине «Ты подарила мне вину», ирония прорывается в поэтических строках, украшающих холст: «А кровь мою, что изопьете, я при застолье вам подам». Впрочем, вполне возможно, что автор и не думал иронизировать, а это моё личное желание найти некое созвучие собственному душевному настрою на холстах художника.

Более других полотен мне симпатичен цикл «Танец», где художник продемонстрировала умение несколькими линиями передать экспрессию танца и динамику движения. И это умение выдает действительно большого мастера.

Столь же избыточны натурой и натюрморты кисти Елены Мухиной. Скорее всего, внутренняя наполненность художника столь щедро выплёскивается на холст, и это многое объясняет. К творчеству Елены Федоровны Мухиной можно относиться по-разному, но не заметить его невозможно. Оно – отлично от других, самодостаточно, самобытно, и одним этим уже хорошо. А то, что ряды искренних поклонников Елены Мухиной достаточно велики, свидетельствует тот факт, что ее работы есть и в частных коллекциях, и в музеях не только России, но и в Великобритании, Германии, Франции, Японии, США.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»