Если у вас нету дома…Размышления о спектакле МХТ имени Чехова "Дом"

На сцене Театра имени Волкова в рамках совместного проекта был показан спектакль МХТ имени Чехова «Дом».  Этот спектакль по пьесе Евгения Гришковца поставил режиссер Сергей Пускепалис, бывший главным режиссером  Волковского в тот период, когда директором театра был Борис Мездрич.
За пару часов до спектакля Сергей Пускепалис, а также заслуженный артист России Игорь Золотовицкий, исполнитель главной роли в спектакле, и директор театра МХТ имени Чехова Юрий Кравец (правда, в спектакле «Дом» он «меняет «амплуа» руководителя и блестяще демонстрирует свои актерские качества) приняли участие в пресс-конференции.

Начав пресс-конференцию, Сергей Пускепалис признался, что до сих испытывает ностальгию по своему относительно недавнему «волковскому» периоду, и отметил значительные перемены, вызванные капитальным ремонтом, которые претерпело здание за последнее время.  Актер Игорь Золотовицкий отмел предположение, что спектакль «Дом» стал для бенефисным. Азбучная истина для любого человека театра о том, что театр – дело коллективное, по-прежнему многое значит для этого артиста. Но тот факт, что этот спектакль стал для него подарком к юбилейному дню рождения, который щедро преподнесли ему его друзья – Сергей Пускепалис и художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков, отрицать не стал.
Пришедших на встречу с известными артистами студентов ярославской "театралки" интересовало многое: и отношение состоявшихся в своей профессии людей к современной драматургии, и что интересного происходит в жизни студентов Школы-студии МХТ, ректором которой стал Игорь Золотовицкий два года назад, и, конечно, чем наполнена сегодня творческая жизнь Сергея Пускепалиса, которого многие по-прежнему считают своим, ярославским. 
Спектакль «Дом» - это первая (и, надеюсь, не последняя) постановка Сергея Пускепалиса на сцене МХТ, но зрительский успех, который переживает эта постановка с момента премьеры, свидетельствует о том, что Олег Табаков сделал правильный выбор, пригласив к сотрудничеству Сергея Пускепалиса.

Сюжет спектакля, жанр которого его авторы обозначили незамысловато - «история мужчины средних лет», можно пересказать в нескольких словах. Герой Игоря Золотовицкого, небезуспешный и состоявшийся в профессии врач-уролог, жил – не тужил до тех пор пока не поселилась в нем мечта о собственном доме. Не о какой-нибудь там вилле на побережье Испании, и не о дворце на Рублевке – нет, о небольшом, аккуратненьком таком двухэтажном домике, чтобы каждому члену семьи – по комнате, чтобы друзья приезжали погостить и полакомиться грушевым вареньем, чтобы было что передать по наследству детям, и тому подобное. Мечта – дело хорошее, вот только за дом просят неимоверную по доходам героя кучу денег: если продать двухкомнатную квартиру (за которую еще не выплачен до конца кредит), да добавить еще столько же (предположительно, занятое у друзей), то как раз и получится необходимая сумма. Да вот беда: друзья-товарищи, все как один, не только отговаривают его от приобретения дома, но еще и категорически отказываются занять денег. Или деньги дать обещают, но под процент. Дескать, дружба – дружбой, а табачок врозь. 

Ситуация, согласитесь, житейская. Правда, от нее главному герою трудно отмахнуться с легкой пренебрежительностью Карлсона - дескать, пустяки, дело-то житейское. И каждый из друзей, главное, абсолютно искренен и убедителен в мотивации своего отказа. Первый друг (артист Эдуард Чекмазов) сам имел счастье (или несчастье? Теперь уж и не разберешь!) недавно купить дом, а теперь проклинает тот день, когда сделал это – лавина бытовых проблем, обрушившаяся на домовладельца, давно погребла под собой радость хозяина. Другой друг (артист Станислав Дужников), дослужившийся до генерала, готов денег занять, но под проценты. Третий (артист Юрий Кравец) на полном серьезе заявляет, что «лечиться у должника – неоправданный риск», а то – мало ли что ему в голову придет. Четвертый, коллега по профессии (артист Сергей Беляев) и вовсе приседает в ужасе и благоговении, когда произносит слово «дом»: многие ли из однокашников, оставшиеся в медицине, могут себе позволить не то что приобрести, а даже помечтать о собственном доме? С их-то грошами, которых только и хватает на принесенный из дома в пластиковом контейнере обед весьма сомнительного качества?  

- Да что это такое, - в сердцах восклицает герой Игоря Золотовицкого, - Одни презирают за то, что мало зарабатываю, другие – за то, что много. В результате не имею ни сочувствия, ни денег. 
Не одалживает денег и бывшая любовница (актриса Ксения Лаврова-Глинка), к которой обращается герой скрепя сердце. Та поначалу вроде бы и деньги готова ссудить, и место доходное обещает найти, чтобы быстрее долг отдать, да вот незадача – за благодеяния отрабатывать придется натурой…
И оказывается герой в итоге у разбитого корыта своей мечты. Дом, вымечтанный до мелочей и уже продуманный до последней балясины на перилах, вот-вот купит ещё один друг-приятель (или, может, недруг-конкурент?), который уже имеет дом-другой в тех местах, где принято селиться у нынешней элиты, а «только не греют они его, а ЭТОТ дом – ГРЕЕТ».  Да и отношения с друзьями уже никогда не будут прежними, потому что произнесены вслух те слова, через которые невозможно переступить и жить-дружить дальше, как ни в чем не бывало. Да и нужен ли он, дом-то, когда сын живет в Москве и не находит времени, чтобы навестить родителей; и дочь (актриса Паулина Андреева) вот-вот вылетит из гнезда, а пока мечтает лишь о собственной комнате для занятий йогой да о второй комнате, оформленной «в мексиканском стиле», а как, какой ценой будет приобретен этот дом, её не волнует… 

За два часа повествования мир главного героя переворачивается на глазах у зрителей с ног на голову, и перед нами вместо добродушного, восторженного мечтателя в полном расцвете сил предстает разочаровавшийся в жизни мужчина средних лет, у которого, в общем-то, все уже состоялось, и все это – в прошлом: и первая влюбленность, и первая любовь, и первый ребенок, и первый успех… А что в будущем? И есть ли оно, будущее?
Герои и авторы спектакля «Дом» разговаривают со зрителем простым, доверительным языком о простом и повседневном, и в то же время – о вечном: о дружбе, о мечте, о смысле жизни. Именно в этом кроется успех спектакля у зрителей.  Режиссерской манере Сергея Пускепалиса вообще свойственен этот доверительный тон, он привык говорить со зрителем о том, что волнует и его самого, состоявшегося в профессии и в жизни мужчину средних лет с уровнем дохода «чуть выше среднего».  То, что это тема близка и ярославскому зрителю, продемонстрировали искренние аплодисменты (как бы написали в прежние времена - «долгие, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию стоя»), которыми наградили мхатовских артистов ярославцы.

Фото предоставлено МХТ имени Чехова.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»