Елена Пасхина: "Держать себя на грани остроты чувств"

В концертно-зрелищном центре «Миллениум» проходит персональная выставка произведений заслуженного художника России, Члена-корреспондента Российской Академии художеств Елены Пасхиной. Выставка названа лаконично и, в то же время, неоднозначно – «Елена Прекрасная».
С одной стороны, это название нового цикла работ – рельефов, на создание которых скульптора вдохновила вечная гомеровская «Илиада»; с другой – символичный автограф скульптора. Убеждена, что каждый, кому хоть однажды довелось встретиться на жизненном пути с этой удивительной женщиной, подтвердит, что Елена Васильевна, действительно, прекрасна, как может только быть прекрасен человек, целенаправленно идущий по раз и навсегда выбранному пути и самозабвенно отдающийся творчеству.

Скульптура впервые выставляется в пространстве «Миллениума», и Елена Пасхина, не раздумывая, встала на этот непростой путь первопроходца. Ничуть не умаляя достоинств предшествующих данной выставке экспозиций, тем не менее, замечу, что одно дело – развесить картины на стенах, и совсем другое - сформировать с нуля новое выставочное пространство.  Холлы «Миллениума» столь велики, что кажутся бесконечными, стеклянные стены простираются ввысь на несколько этажей, стирая грань между «внутри» и «снаружи». В таких просторах можно запросто выставлять памятники и городскую скульптуру в «полный рост», благо Елене Пасхиной есть что представить зрителю: это и знаменитый памятник Леониду Собинову, и полюбившийся ярославцам Михалыч с Романовской заставы, и величественно-строгий бюст адмирала Ушакова, венчающий вознесшуюся ввысь колонну (жители Рыбинска очень гордятся этим памятником), и пронзительные, улетающие в небо журавли, оплакивающие жертв радиационных катастроф, и многие-многие другие памятники.
Но включить в выставочную экспозицию уже прижившиеся в городской среде скульптуры, увы, невозможно. 
Однако и они, тем не менее, присутствуют в зале – в виде больших фотографий-плакатов. Это очень интересное ощущение: смотришь за огромные панорамные окна «Миллениума» и видишь город – парк «Тысячелетия Ярославля», дома на Которосльной набережной и дальше, дальше, насколько хватает остроты зрения…Обернешься в зал и вновь перед твоими глазами привычная городская среда, уже «нарезанная» отдельными фрагментами: лепные украшения фасада Театра юного зрителя, портреты полководцев с Аллеи, что близ Музея боевой славы… И только тут окончательно понимаешь, что насколько творчество Елены Пасхиной органично растворено в городской среде Ярославля. Ты практически каждый день встречаешься с той или иной работой скульптора, не всегда отдавая себе в этом отчет. Хотя… нет, есть скульптуры, с которыми я всегда мысленно здороваюсь. К таким "добрым знакомым" относится фигурка летящей девочки, сжимающей в руке цветок – эта небольшая скульптура «Мечта» расположена в маленьком уютном дворике старого особняка на улице Некрасова (там находится Дом дружбы «Ярославль – Эксетер»). 

Очень лирично описал эту работу Елены Пасхиной профессор архитектуры Николай Кудряшов: «… парит над землей сама красота, такая близкая и родная, - она звучит так трогательно, как пение флейты. Она - душа, мечта, сновидение порхает между нами, овевая нас теплым добром, тихим счастьем. Ласковая доброта из мира детства, фигурка из детских снов касается нашей души бережно, трепетно, как теплое дуновение, как ласковое облачко. Певучесть формы здесь проста и наивна. Перед нами объект без сюжета, не «рассказывающий» что-то, а воздействующий сугубо эмоционально своей камерной пластикой, мягким силуэтом. Простой объем небольшой скульптуры делает живым и человечным окружающее пространство, придает ему законченную форму».  Эта скульптура выполнена в двух материалах – бетон и бронза.  К слову, сочетание камня и бронзы (бронзочки, ласково говорит Елена Васильевна)  - любимое у автора.
А на выставке добрую весточку от той летящей фигурки с улицы Некрасова мне передала её «сестренка», выполненная из дерева. 
- Эту работу я назвала «День рождения». В ней я попыталась передать свои ощущения себя в детстве, - знакомит меня Елена Васильевна с работами. Эту «девочку на шаре» она подарила своему сыну.

Рядом очень символично оказался и портрет старшего сына – работа называется «Сон». В детстве, рассказывает Елена Васильевна, сын мечтал быть моряком, потому и «приплыл» ему на макушку бумажный кораблик, ловко примостился точно пилотка, а в нем – фигурки руками машут «Мы ждем тебя, капитан!».  Это работа давняя, скульптор лепила её на творческой даче в Переславле еще в 1983 году. 
Многие произведения на этой выставке – точно фрагмент биографии скульптора. Вот портрет мамы «День победы». Буквально перед самой выставкой Елена Васильевна отлила эту работу в бронзе, и, можно сказать, что скульптура пережила свое второе рождение. 
- Я вижу маму такой – трепетно прижимающей к груди маленький букетик тюльпанов. Это было на встрече с друзьями-ветеранами 9 мая в 65-й год Победы. В 22 года она ушла на фронт. Служила связисткой при штабе генерала Ватутина 1-го Украинского фронта. Имеет награды, была ранена, дошла до Берлина. Когда я спрашиваю о главном, что было в ее жизни, она всегда отвечает – война… - рассказывает Елена Васильевна.
Делюсь с ней своим ощущением, что каждая работа точно приоткрывает зрителю дверь в душу автора, и слышу в ответ недоуменное:   
- А разве может быть иначе? Каждая работа - это жизненный этап, то, чем сейчас живет человек. Это или от натуры идет, или от твоего внутреннего состояния.

В каталоге к одной из предыдущих выставок Елена Пасхина приоткрывает «дверь» в свою творческую кухню: «Выбор тем для творческих работ происходит, чаще всего, от того, что зреет внутри. Но конкретный заказ дает реализацию уже приобретенного опыта. Творческий процесс не может быть равнодушным, нужно прислушиваться к тому, что тебя ведет, необходим открытый диалог с работой. Обычно тема зреет долго, но бывает взял кусок глины – и вдруг что-то внутри подсказывает идею. Контакт с работой идет с первого гвоздя, с построения каркаса. А иногда шлепок глины, освещение или внезапно возникший дефект могут подсказать новое решение. А если устал или мысленно отстранился, то лучше остановиться, не портить». 

Знакомство с экспозицией убеждает, что для скульптора Елены Пасхиной нет неподвластных ей тем: строгие и величественные портреты полководцев и императорских особ, портреты друзей-художников и тут же, рядом, конная скульптура князя Василько, скульптурная группа с князем Ярославом Мудрым, исторические батальные сцены и герои греческой мифологии…  Да что говорить, когда Елена Пасхина даже «скелет» скульптуры –проволочный каркас – способна преподнести зрителю как совершенное и законченное произведение. Искусствовед Татьяна Кравчук так пишет об этом: «Появление в творчестве Елены Пасхиной серии «Из жизни каркасов» демонстрирует явное расширение диапазона ее творческих исканий. История начиналась … с желания показать очевидную для неё самой ценность и значимость того этапа работы над формой, который скрыт ото всех, кроме самого творца… В интерпретации Елены Пасхиной то, что служит основанием, внутренним логическим оправданием формы, становится самой формой. Движение, энергия, сила, не скрытые внешней оболочкой, становятся основой и содержанием создаваемых образов».  Речь идет о работе «Полдень» - два коня грациозно и покойно замерли на зеркальной глади (еще один «режиссерский» ход, показывающий и объект, и его отражение одновременно).

Несмотря на огромный профессиональный опыт, скульптор находится в постоянном творческом поиске, ищет и находит для себя новые материалы, их сочетания, неожиданные пластические, цветовые решения.  Именно так, из эксперимента, родились первые рельефы новой серии «Елена Прекрасная»: 
-Помогала сыну оформить стену в мастерской, и вылепила рельеф. Подумала того, как это здорово – штукатурка, цвет, объем такой хороший… И зацепило меня. Я не однократно обращалась к античной теме, а тут перечитала «Илиаду» и поняла, что здесь лейтмотивом будет женская тема. Именно Елена Прекрасная, из-за которой началась Троянская война. Как только взяла в руки краски и кисть, просто растворилась в этой нежной пастельной гамме. Меня завораживает эта работа, хотя постоянно себя контролирую: в скульптуре слишком много цвета быть не должно, только акценты… Но знали бы вы, как сложно бывает остановиться!
Эти рельефы можно долго рассматривать, любуясь необычной фактурой материала, радуясь вкраплениям и неожиданным проблескам цветовых пятен… Очень женственные, поэтичные работы получились.

У каждой скульптуры – своя жизнь, своя судьба. Михалыч с Романовской заставы, например, так «торопился» явить себя миру, что автор лепила его прямо на литейном заводе, на все-про все ушло не больше месяца. А памятник Собинову потребовал … полтора десятилетия, на минуточку. Хотя Елена Васильевна признается, что больше любит работать на одном дыхании, старается «держать себя на грани остроты чувств».
Какие-то работы просто должны дождаться своего часа, чтобы быть востребованными обществом. Так случилось с памятником Николаю Алексеевичу Некрасову – Елена Васильевна, когда работала над скульптурой, думала, что он «пропишется» в поселке Некрасовский. Но не случилось. В выставочном варианте скульптура некоторое время путешествовала по выставкам. Она и сейчас в экспозиции в «Миллениуме» - поэт точно остановился передохнуть во время охоты, за спину заброшена охотничья сумку, а рука уже сжимает карандаш, торопясь записать нахлынувшие строки. А совсем скоро памятник поэту будет установлен в селе Вятское, здесь он пришелся, как говорится, ко времени и ко двору: специалистами историко-культурного центра «Вятское» разработан туристический маршрут по некрасовским местам, он охватывает села Аббакумцево, Грешнево, опекушинские Рыбницы, и финиширует в Вятском. Гости полюбили этот литературный променад. И появление памятника поэту Некрасову именно в этих местах – явление логичное и закономерное. 
Скульптура Елены Пасхиной неразрывно связана с историей Ярославля, произведения искусства проросли в архитектурную среду, наделив окружающее нас пространство иным, более возвышенным смыслом.  Профессор архитектуры Николай Кудряшов, рассуждая о творчестве этого скульптора, пишет: «Елена Пасхина построила свой собственный «мост» между скульптурой и архитектурой города, «мост» в наши души, в мир гармонии. Этому художнику можно доверять, хочется доверять, доверить свой мир – свой город, свой двор, свой дом.» Подписываюсь под каждым этим словом. 

АРТ-ДОСЬЕ:
1980 - Член Союза художников России.
1997 - Лауреат Областной премии им. A.M. Опекушина.
2004 - Заслуженный художник России.
Участник областных, республиканских, зональных, всероссийских и международных симпозиумов и выставок, 
Персональные выставки в Ярославле - 1999, 2002, 2003, 2005, 2015.
Памятники
Стела в честь Ситской битвы (Ярославская область, Лопатино).
Памятник адмиралу Фёдору Ушакову (Рыбинск)
Памятник жертвам радиационных аварий и катастроф (Ярославль) 
Аллея полководцев (Ярославль) 
Памятник Леониду Собинову (Ярославль) 
«Мечта» (Ярославль)
Романовская застава (Ярославль) 
«Стрижи» — памятник погибшим хоккеистам «Локомотива» (Ярославль)
Фотографии для статьи : Ольга Мазанова,
а также с информационных источников RYBINSKCITY.RU,irrv.ru.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»