Библия объединила художников Кореня и Пензина через века

В выставочном зале экспозиции «Слово о полку Игореве» Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника открылась новая выставка «Библия для народа». Она посвящена 320-летию первой в России гравированной Библии Василия Кореня.

Живший в XVII веке, уроженец Белоруссии Василий Корень был одним из первых русских граверов по дереву.  Никаких биографических сведений, по свидетельству Брокгауза, об этом талантливом художнике не сохранилось. Однако остался главный труд его жизни – Библия в гравюрах, адресованная бедным, не умеющим читать, людям. Язык  графики, объясняющий библейские истины, был доступен и понятен всем. Мастер Василий Корень создал свою книгу по аналогии с западными «Библиями бедняков».   
Библия Кореня представляет собой серию раскрашенных гравюр  с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса.  Новаторство Василия Кореня как художника было в том, что он сделал гравюру сюжетной.  
Однако судьба у этой Библии была печальна:  поскольку в своих гравюрах Василий Корень допустил неканоническое изображение Бога,  весь тираж Библии (около тысячи экземпляров)  был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный, частично уцелевший, экземпляр книги (36 листов) в настоящее время находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Библия Василия Кореня была подробно описана выдающимся историком искусства, составителем справочников по русским портретам и гравюре XVIII- XIX веков, почетным членом Академии наук и Академии художеств Дмитрием Александровичем Ровинским,  и воспроизведена им в раритетном ныне издании «Русских народных картинок» (1881 год).  «Картинки раскрашены на манер старинных народных, лубочных, картинок; но с большею тщательностью», - пишет в своих трудах о Библии Кореня Ровинский.  
Так бы и осталась Библия Василия Кореня известна лишь узкому кругу специалистов, если бы ею не заинтересовался  наш современник,  художник-монументалист, основоположник современного лубка Виктор Пензин. 
Виктор Петрович Пензин – человек удивительный: деятельный, творческий, увлеченный.  Начав свой творческий путь как художник-монументалист (он создал витражи «Сказки Ахунского леса», башенные часы на фасаде железнодорожного вокзала в Пензе, оформил кукольный театр «Орленок»), он увлекся русской народной графикой, стал видным теоретиком и практиком в области народного лубка.  В 1982-м году в Москве Виктор Пензин организовал товарищество художников «Мастерская народной графики», собрал редчайшие экспонаты народного графического искусства, разработал стилистику лубка, начал активную выставочную деятельность. 
В 1992 году в Москве на основе личной коллекции Пензина и коллекции организованной им Мастерской открывается Музей народной графики.  Историк и краевед Владимир Муравьев в своей книге «Святая дорога» отмечает, что «этот уникальный музей находится на Сретенке, вблизи церкви Троицы в Листах, где когда-то шумел лубочный базар».  К Виктору Петровичу напрямую можно отнести пророческие слова выдающегося собирателя и исследователя народного лубка Дмитрия Ровинского: «Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на нужды простого человека и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину». Не могу удержаться ещё от одной цитаты, касающейся вклада Виктора Пензина в возрождение народного лубка. Народный художник СССР Борис Ефимов пишет: «Приход Виктора Пензина в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли  при этом не только дарование и инициатива Пензина-художника, но также активность и настойчивость Пензина-организатора, сумевшего сплотить группу таких же, как он, энтузиастов». 
Виктор Пензин совместно с художниками Мастерской народной графики  реконструировал атлас «Русские народные картинки Библии Василия Кореня (1692-1696).  Если Василий Корень в свое время потратил четыре года, для того чтобы вырезать доски и отпечатать тираж своей Библии, то Виктору Пензину потребовалось десять лет, чтобы повторить этот труд и подвиг. 
Виктор Петрович Пензин приехал из Москвы на открытие выставки в Ярославском музее-заповеднике. О Василии Корене он рассказывает просто, по-доброму, доходчиво,  как о близком ему человеке, собрате по профессии.  
Профессиональных секретов Виктор Пензин не скрывает, подробно рассказывает, как мастера сначала переводили рисунок на липовую доску, потом вырезали, делали пробный оттиск. С этим оттиском Виктор Петрович отправлялся в библиотеку и самым тщательным образом сравнивал его с оригиналом, вносил мельчайшие поправки, которые потом опять переносились на деревянную доску.
- В общей сложности я в библиотеке год с лишним провел, - признается художник.
Поистине звездный час пережили Пензин и его труд, когда в  1993 году художник удостоился чести лично вручить альбом реконструкции атласа Библии Кореня папе Римскому Иоанну Павлу II. Та встреча запомнилась художнику в мельчайших деталях: как специально изготовили для Библии шикарный кожаный переплет в Прибалтике, а когда соединили книгу и обложку, то оказалась, что она слишком тяжела для ослабленных возрастом рук великого одариваемого.  От этой идеи пришлось отказаться. С удовольствием вспоминает Виктор Петрович и о том, как само общество Иоанна Павла II оказывало чуть ли не целебное воздействие на его собеседников. Памятная оказалась встреча, что и говорить.
В настоящее время реконструированная Пензиным Библия Кореня есть всего нескольких музеях мира: в Ватикане у Папы Римского, Мексике, Мадриде, в России  -  в Эрмитаже и Третьяковке. Преподнес экземпляр гравюр Библии Кореня Виктор Петрович и Ярославскому музею-заповеднику. Это поистине щедрый дар. Это случилось год назад, а теперь, благодаря юбилейной дате Библии, представился случай познакомить с гравюрами ярославского зрителя.
Ярославскую выставку «Библия для народа», вдохновителем и куратором которой выступила сотрудник музея Людмила Михайловна Зуб, Виктор Пензин оценил высоко. Торжественно вручил директору музея-заповедника Наталье Левицкой внушительный размеров диплом от Академии народного творчества «за сохранение народного достояния», уточнив, что музей делает великое дело, взяв на себя роль популяризатора отечественной культуры. 
В экспозиции выставки «Библия для народа» представлены лубочные картины из фондов музея. Лубочные картинки, бывшие очень популярными в XVIII веке, по своей стилистике очень напоминают почерк Василия Кореня. Возможно, некоторые их них создавались учениками Кореня.  
Искусствовед  Екатерина Змеева и художник Николай Кошкин придумали очень стильное решение для экспонирования уникальных бумажных экспонатов, «вырастив» посреди зала настоящий Эдемский сад с яблоней, увешанной райскими яблочками. В день вернисажа первые зрители смогли угоститься и румяным яблоком, и взять на память несколько открыток с рисунками из Библии Василия Кореня, отпечатанных специально для этого события в Мастерской Виктора Пензина. 

Фото Елены Виноградовой.

 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»