Аглая: все мы родом из детства

В Ярославском Художественном стартовал второй фестиваль современного искусства ART NON-STOP. Он будет работать в уже апробированном прошлой весной формате: выставки художников будут сменять друг друга каждую неделю (по вторникам – вернисажи), по выходным – встречи с авторами, вход – свободный. Новое созвездие блестящих имен – это щедрый дар Художественного Ярославлю и ярославцам!  
-Мы рады поддержать современных художников Ярославля, - отметила директор Художественного музея Алла Хатюхина, - Все художники, которых мы представляем в стенах нашего музея, это наш, музейный, выбор, и мы счастливы, что открывает ART NON-STOP выставка Аглаи, близкого и дорогого музею друга и художника.


Аглая – творческий псевдоним. Новым именем Наталья Болотцева «обзавелась» всего несколько лет назад, в 2006-м году, решив, что взрослый человек вправе выбирать себе то имя, которое ему нравится и которое больше соответствует данному моменту времени. Тем более, что именно между этими двумя именами – Наталья и Аглая – колебалась много лет назад мама Натальи, известный искусствовед Ирина Петровна Болотцева, думая, как назвать дочь. Наталья-Аглая – музейный ребенок, выросла в стенах Художественного. Не даром так много картин художник посвятила роскошному парку Губернаторского дома. Однако с тем, что эта выставка для неё – домашняя, Аглая категорически не согласна.
-Домашняя? Уж извините, нет. Выставляться в тех же залах, где до меня были представлены полотна Карла Брюллова, а по соседству проходит выставка Ивана Тропинина, это «домашней» выставкой не назовешь. Я даже не смела мечтать о подобном предложении! – сказала Аглая. 
Имя Ирины Болотцевой, посвятившей свою жизнь исследованию древнерусского искусства, дорого сотрудникам Ярославского Художественного. Вот уже два десятилетия подряд в музее проходят научные чтения, названные в честь Ирины Петровны – «Болотцевские чтения». В этом году они состоятся в 20-й, юбилейный раз. Так что, выставка Аглаи – Натальи Болотцевой в музейных залах проходит практически в одно время с Болотцевскими чтениями, и это глубоко символично.   
Аглая окончила Ярославское художественное училище, затем постановочный факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Её живопись – яркая, сочная и вкусная, точно долгожданный блестящий леденцовый петушок на палочке, или переводная картинка, когда с неё бережно сотрешь нетерпеливым пальцем шкурки ненужной размокшей бумаги. 


Целый зал заняли картины, посвященные детству. А оно, судя по полотнам, было невероятно счастливым. На них – новогодняя елка, старый комод, полный игрушек, потрепанный ослик… Этот ослик Иа – по сей день верный спутник жизни Аглаи, он даже на выставке занял почетное место в центре зала (рядом с портретом мужа).  Стоит в компании кота Мефодия, сшитого Аглаей в честь рождения сына Савушки, и посматривает мудрым добрым глазом на свои же изображения на стенах. Ослик всего на год моложе своей хозяйки, не удивительно, что именно он стал для художницы символом детства. Плюшевые мишки, потертые и зацелованные до дыр на макушке, уютные собачки-обнимашки, в чей бок было так приятно подышать перед сном…- они были в детстве у каждого из нас, только вот далеко не у каждого сохранились, растерялись на колдобинах взрослой жизни. Тем и ценны картины Аглаи, тем и трогают до колючего кома в горле, что служат проводником в мир собственного детства каждого из нас.   


Другая тема, волнующая автора – уход, последняя точка. И это тоже болевая точка, знакомая всем – финал жизни. Здесь художник приглушает краски, но не приглушает чувства – они по-прежнему бьют через край. Автор концентрирует внимание зрителя на деталях, каковыми могут быть годовые кольца на спиле бревна, или бездонное нутро колодца, или любовно прописанные раскрытые книжные тома. Но «ничто на земле не проходит бесследно», вот и у сена есть душа, по крайней мере художница её не просто увидела, но и успела зарисовать.


Что же между началом и концом? Закономерный ответ – жизнь и любовь. Именно потому краски так сочны, именно потому детали так важны, что в каждом мгновении – жизнь и любовь. Аглая умеет это не только видеть, чувствовать и ценить, но и способна выплеснуть свое мироощущение на полотна, донести до каждого из нас.
Я счастлива, что открыла для себя такого чудного художника – Аглаю, и очень сожалею, что столько лет прожила без неё.  Уверена, что выставка её картин стала отличным стартом второго фестиваля ART NON-STOP, и надеюсь, что фестиваль поможет совершить нам еще много открытий.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»