А не замахнуться ли нам на «Алису в стране чудес»?

14 февраля в рамках IV областного фестиваля профессиональных театров Ярославский театр кукол покажет спектакль по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Фестиваль посвящен 150-летию со дня рождения Константина Станиславского. В нем принимают участие восемь профессиональных театров Ярославской области, а также исполнители, представляющие индивидуальные театральные проекты.


По итогам фестиваля будут присуждены звания Лауреата фестиваля в нескольких номинациях - Гран-при фестиваля,  Легенда сцены, Лучшая женская и мужская роль  как в драматическом, так и в кукольном  театрах. Также жюри под председательством театрального критика Валерия Томашова оценит работу режиссеров, композиторов, художников-постановщиков.  Надо отметить, что Ярославский театр кукол впервые принимает участие в областном фестивале профессиональных театров,  и трудно придумать лучший спектакль, чем «Алиса…», чтобы заявить о себе.


Спектакль «Алиса в стране чудес» поставил режиссер Сергей Столяров, он же является автором  инсценировки.  Спектакль этот долгожданен, работа над ним шла более двух лет. Директор театра Дмитрий Стрекалов накануне премьеры «Алисы…» ( этим спектаклем Ярославский театр кукол открыл 86-й театральный сезон) уточнил, что по объёму материальной части  этот спектакль равен трём, а то и четырём «среднестатистическим» постановкам. Так что «Алиса...» дорого обошлась театру кукол как в прямом, так и в переносном смысле.  Спектакль рождался методом полного погружения актеров в материал – собственно репетиционный период занял всего полтора месяца, зато протяженность репетиций зашкаливала за 10-часовой барьер.


Творчество режиссера Сергея Столярова уже знакомо ярославским любителей театра. Он поставил спектакль «Щелкунчик», который с успехом идёт на подмостках Ярославского театра кукол не первый год.

– У меня есть три любимые сказки: «Щелкунчик» Гофмана, «Алиса» Кэрролла и «Лилит» Набокова. Я убеждён, что это – трилогия в мировой литературе, посвящённая взаимоотношениям взрослого и ребёнка, – поделился своими соображениями Сергей Столяров. – Не уверен, что Ярославский театр кукол пригласит меня в будущем для постановки «Лилит» (всё-таки репертуар этого театра рассчитан в основном на детскую аудиторию), но два сюжета из трёх любимых я уже поставил на ярославской сцене.

«Алиса в стране чудес» – спектакль, адресованный для семейного просмотра, дошколятам всё-таки стоит предпочесть иное зрелище. Согласился со мной по поводу возрастных ограничений и автор спектакля Сергей Столяров:

- Кэрролл, а точнее, английский писатель, математик, философ и диакон Чарльз Лютвидж Доджсон рассказывал сказку десятилетней Алисе, а её сёстры были ещё старше. Так вправе ли мы ему «перечить»?

Замахнуться на постановку этой истории в театре  после многочисленных известных экранизаций и мультипликаций - надо иметь огромную творческую смелость и даже сумасшедшинку внутри: потому как «переплюнуть» кинематограф и анимацию по части спецэффектов, без которых история про Алису неполноценна, просто невозможно. Столяров оказался вполне «безумен» для этого спектакля.

И хоть любой спектакль – это продукт коллективного труда, в театре кукол приоритеты расставлены так: на первых ролях – режиссер-постановщик и художник-постановщик.  И здесь я преклоняюсь перед мастерством заслуженного работника культуры России, художника Елены Бересневой, которой удалось материализовать самые невозможные фантазии режиссера Столярова. Ведь только для одного персонажа, Алисы, потребовалось изготовить несколько кукол разного размера – от крохи, способной пролезть в маленькую дверку вслед за Кроликом, до великанши, подпирающей потолок. В некоторых сценах «играют» ещё и отдельно взятые «ноги» Алисы, которым внезапно выросшая героиня (помните, когда она откусила от пирожка с надписью «съешь меня»?) обещает посылать туфли на Рождество в качестве подарка. В других сценах актрисе Екатерине Соколовой (именно она великолепно справилась с ролью Алисы) приходится играть живым планом, то паря над подмостками во время «падения» в бесконечную нору, то догоняя на роликах ускользающего Кролика. Кстати, у Кролика (его играет заслуженный артист России Валерий Смирнов) не меньше сценических воплощений, чем у Алисы. А уж когда артист наряжается в пушистый костюм обаятельнейшего увальня-кролика «целиком», то зрители вне зависимости от возраста готовы его затискать от умиления. Правда, самому артисту в этом костюме приходится несладко: каждая репетиция или спектакль – минус килограмм «живого веса». Похоже, что Валерию Смирнову скоро талоны на дополнительное питание потребуются, как на вредном производстве.

Удачна в этом спектакле и музыкальная его часть. Над этим славно потрудился заслуженный деятель культуры,  блестящий джазовый музыкант, композитор Яков Казьянский.  

На мой взгляд, спектакль «Алиса в стране чудес» – большая удача ярославских кукольников.  В рамках IV областного фестиваля профессиональных театров этот спектакль заявлен на участие в нескольких номинациях – «Лучший спектакль» и «Лучшая актерская работа в театре кукол». Здесь в качестве претендентов на награды выступят актеры Екатерина Соколова (за исполнение роли Алисы) и  Никита Тимошин (он исполнил роль Льюиса Кэролла).

Увидеть спектакль «Алиса в стране чудес» (тем, кто еще не успел этого сделать), можно  в Ярославском театре кукол  13, 14, 15 и 16 марта.

Подведение итогов фестиваля приурочено к Международному Дню театра. Церемония награждения пройдёт 27 марта в Ярославском театре юного зрителя.

Лариса ДРАЧ, специально для сайта «Культурная эволюция»

Фото "Гортелеканала"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»