60 лет от сотворения Бекетова…

Есть художники, о которых, вне зависимости от отношения к их творчеству, знают, или, по крайней мере, наслышаны, абсолютно все. Таков ярославский художник Михаил Бекетов. Хотя, честно говоря, то, что он делает, вряд ли вмещается в достаточно узкое понятие «художник». Если уж говорить о художествах, то Бекетов – Художник с большой буквы. Он и дизайнер, и мыслитель, и уникальный конструктор пространства,и генератор самых немыслимых идей, и скульптор… Творец, одним словом.

Никто не властен над временем, даже такие творцы, как Бекетов. Вот и «натикали» биологические часы Михаилу странную, и абсолютно не соответствующую внутреннему состоянию этого человека, дату – 60.   Удивившись этому обстоятельству, Михаил Бекетов закатил пир на весь мир – в смысле, устроил выставку персональных достижений. Набралось  их немало, хватило на полных три зала в выставочном пространстве Союза художников (кто запамятовал, это на улице Максимова).  Впрочем, дай ему волю, он бы и десять таких залов заполнил собственноручно содеянным, не задумываясь.

Выставка названа «Антология игры». Каждая работа, как ребус, предлагает отправиться в путешествие, взяв предварительно в попутчики мировую историю, литературу, и прочие культурные наработки человечества за несколько веков.  Без этого багажа вряд ли возможно полностью прочитать замысел автора в «Ковчеге наслаждений» или в «Годе Волкодава». Впрочем, если сам не докопаешься до самой сути, и, постеснявшись, не станешь тиранить автора наивным вопросом, что, собственно говоря, он этими завихрениями хотел сказать, то можно просто наслаждаться мастерством исполнения каждой работы, не ломая голову и не ища тайных смыслов. 
Бесконечно хорош и светел прозрачный лес деревьев, которые Михаил Бекетов «вырастил» из стекла в технике «фьюзинг».   Можно добрый час провести, переходя от одного портрета Бонапарта II до другого – от выполненного в технике эмали  до дивно-стеклянного, прозрачного в своих помыслах, императора.   Трудно оторваться от созерцания шаманских атрибутов и символов:  начнешь рассматривать многочисленные колокольчики, подвесы, цветные тряпочки, и не заметишь, как мантры на язык сами просятся, и уже щекочет губы заветное, из самого нутра  прорвавшееся буддисткое «оммм …». (И где, спрашивается,  «среди равнины ровные» успела понабраться этих премудростей?). 
Даже те, кто никогда не слышал о художнике и дизайнере Михаиле Бекетове, наверняка видели то, что этот человек вытворяет из ушедших на покой музыкальных инструментов. Знаменитый бекетовский контрабас где только не отсвечивал своими эмалевыми боками. А ведь этой музыкальной братии, перевоплотившейся в новые ипостаси – диковинных птиц, рогатых чудищ, и еще бог знает кого, несть числа.  Могла ли, например, мечтать неказистая балалайка, на которой двоечник вымучивал одним пальцем «Светит месяц, светит ясный…», что в будущей своей жизни она перевоплотится в арт-объект «Окно в Голландию»?
Бекетову подвласты любые техники и материалы  – он равно ловко управляется со стеклом, шамотом, металлом, деревом.  А если уж говорить о фантазиях… На робкий вопрос, как у него все это в голове помещается, автор-юбиляр ответил, не отвлекаясь от пульверизатора с краской (наводил последний лоск на уже расставленные по местам экспонаты), лаконично:
- Больной, наверное.
Да, всем бы так «заболеть». Постояла, на всякий случай, поближе к  Бекетову в надежде, что часть вируса, способного толкать человека на такое творчество, перекинется и на меня. А между тем прочла начало статьи, посвященной доктором искусствоведения Е.Г. Малиновской, творчеству Бекетова в целом, и данной выставки – в частности. Автор пишет: «Эмали Михаила – удивительное по своим интерьерным и визуальным характеристикам творчество, счастливо сопрягающее многообразие технологических приемов, дизайнерское видение и великолепие истинного произведения искусства, пронизанного цветовой декоративностью, полифонией образов и тем».  Вот, оказывается, как в устах специалиста, выглядит полный диагноз «заболевания» Михаила Бекетова.  Да, таким не заразишься, это врожденное. 

А тем, кто как я, не в силах все так гладко сформулировать и объяснить гармонию прекрасного искусствоведческими формулировками, остается только молча лицезреть и наслаждаться созданными Бекетовым арт-объектами. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»