Врачевание руин

Представьте себе глухомань, скажем, в Костромской области, мертвую или полумертвую деревню, заросшее кладбище и руины храма, в котороый вы попадаете, преодолев заросли крапивы через пролом в стене и вдруг видите в алтаре сооруженный на скорую руку маленький престол, лампаду, икону - все чисто, готово к Литургии, которую здесь неведомо кто и когда служит неведомо для кого. Хотя - почему ведомо? Ведомо...

Что-то подобное я видел в катакомбах в Пафосе на Кипре. Вчера, к сожалению, не было фотоаппарата. Но роидилась идея в разговорах с о. Максимом Обухов, с которым мы и ездили в те с виду забытые Богом места - Галич и окрестности, 6 часов туда, 6 обратно. О. Максим - я его знаю с 91-го, одно время работали вместе сторожами в только что переданном Благовещенском храма в Петровском парке - собирается взяться за восстановление одного из таких храмов около приобретенного им участка земли - вспомнил по ходу дела такой эпизод. Первоначальные работы по восстановлению первого из храмов, настоятелем котрого стал о. Дмитрий Смирнов - свт. Митрофана: старый кирпич - один крошится при прикосновении, другой держится; тот, что крошится - заменяется на новый. Такая вот метафора "перемены ума"...


А идея такая. Один энтузиаст в Костроме обошел, сфотографировал и описал такие вот заброшенные церквушки - на холмах, в лесах, на болотах. Прийти, выгрести мусор насколько возможно, сдлать престол, поставить икону и уйти. Кому это нужно? Мне кажется, в конце времен имеет смысл делать только бессмысленные вещи. Бессмысленные с точки зрения бессмысленного, страмительно продвигающегося к своему концу "мира", его логики - логики "закоренелых идиотов", говоря словами Генона, констатировавшего не только смерть Запада, этой анти-цивилизации, но и разложение трупа. То есть нечто такое. что напрямую противоположно всякому прагматизму и утилитаризму. Скажем, создается сообщество таких вот чокнутых разгребателей битого кирпича и хлама - в заброшенной, никому не нужной церквушке, которая есть и Россия, и весь этот обреченный, но Божий и спасаемый Им иже веси судьбами мир, и твоя собственная душа. Каждая из таких руин фотографируется. выясняется история этого храма, все это заносится в базу данных. Потом организоывается фотовыставка, устраивается художественная акция. в которой принимают участие все желающие - художники, поэты, да хоть политики. Для желающих поучаствовать в этом движении (назовем его, например, Созидание) организуется фонд. И каждый пожертвовавший пять копеек не потеряет награды своей.

Фонд, разумеется, отчитывается перед жертвователем на что пошли его пять копеек. Можно отреставрировать храм, можно купить участок земли или дом поблизости каждому, кто, как меня, тянет в леса, короче, расчищая и отстраивая (если получится) храм, или просто делая его местом, где может совершаться Литургия, а тем самым переформатируя и себя самого можно создавать такие оазисы, "острова спасения". При этом не надо никаких вообще высоких слов, давно уже ничего не значащих, по-моему, давно пришло время молчать. Молчать и делать. И. может, из этого молчания сами собой вырастут те слова. которые не будут сотрясением отравленного воздуха, а не вырастут - так и не надо. Да, Бог сохраняет все, но не без нашей помощи. Ну и потом, что нам с того, что Он сохраняет, если мы не участвуем в этом Его деле? А здесь мне видится какая-то реальная возможность такого участия для каждого - через чисто символический жест, а только они, повторюсь. и значат что-то тогда и там, где уже ни что ничего не значит, "все навсегда потеряло значенье". Но и обрело, потеряв...

Как бы то ни было - идея красивая. а красота идеи - самое главное, воплощение - дело времени... 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»