Сан Марко

Йейтс написал в свое время «Путешествие в Византию», которую, разумеется, не найти на ее исторической территории. Культура единого христианского мира, вытесненная, замененная так называемым Возрождением с его культом плоти и крылатыми пупсиками сохранилась лишь в Италии. Собственно, Возрождение, конечно, никакое не возрождение чего-то, а смена парадигмы, начало отхода от христианского миропонимания, выразившего себя в великой культуре Средневековья (еще один поздний термин прогрессистов). 

Контраст особенно очевиден, когда рядом с мозаиками первого тысячелетья видишь росписи середины второго. Это два разных искусства, два разных видения человека и мира. Возрождение античности? Но она и не умирала. Христианское искусство было ее развитием, наполнением ее новым содержанием. Которое будет новым всегда, как будет всегда нов Новый Завет, после которого уже ничего нет и не может быть нового до Второго пришествия.

Христианское искусство – это преображенная античность, преображенная плоть человека и мира, тогда как модернизм, начинающийся на Западе после раскола церквей и в богословии и в живописи – явление действительно новое и на сегодня уже исчерпавшее все свои возможности. Модернизм ХХ века был его последним всплеском, агонией, предсмертной судорогой. Кстати, в экскурсии по Ватикану экскурсоводы (во всяком случае, наш) проводят из музеев в Сикстинскую капеллу, минуя залы искусства ХХ века без остановок в них, что показательно. Я, однако, задержался, в результате чего отстал, зашел куда-то не туда и меня вынесло к выходу, тогда как все остальные пошли в собор св. Петра. Но мой интерес к христианской живописи и скульптуре ХХ века был неожиданно вознагражден: на выходе я встретил группу из Татьяниного храма МГУ, как раз собиравшейся в собор и о. Максим Козлов (познакомились на вечере о.Сергия Круглова) не возражал, чтобы я к ним присоединился. Итак, смерть искусства, констатированная в начале прошлого века, как и смерть автора в конце – смерть европейского модернизма, начавшегося с Ренессанса и модерниста, которому больше нечего сказать, так как ресурс исчерпан. Покойся с миром, модернист. Никаких откровений на этом пути больше не предвидится, и остается лишь изобретать приколы для информационного повода.

И еще. При всей двусмысленности недостижимой, мыслившейся как идеал симфонии Церкви и Империи, она оправдана хотя бы вот этими мозаиками. Не будь ее – не было бы христианской культуры. В общем, все промыслительно и не надо спешить с выводами…


o-k-kravtsov.livejournal.com
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»