Память св. ап. Андрея Превозванного

Во-первых - с праздником!

Во-вторых - ко всему сказанному в эти дни. Все, как один (и я в том числе) говорят об отсутствии альтернативы "жуликам и ворам". Но альтернатива есть всегда, просто видна не всегда. Собственно, здесь она напрашивается сама собой - не жулики и не воры. Но проблема в том, что такие слова как "честность", "честь" и синонимичное "благородство" давно перешли в разряд архаизмов: за ними уже не стоит тех реалий, которые они обозначали. Или нас успели убедить, что не стоит и не может стоять.

В новую идеологию рынка они не вписываются. Суть идеологии, как известно, что слова не значат ничего, а значит лишь уменья продавать (и, соответственно, продаватья). Евангельская дилемма Бог или Мамона снята современной "постхристианской" цивилизацией, для которой нет бога кроме Мамоны и пророков его. Ну, есть еще и другие божки, которые с ним так или иначе связаны: власть, например. Скучно перечислять. Все они известны как "страсти", и единственная институция, которыми с ним как-то худо-бедно, но борется, это Церковь.

Подверженная всем этим страстям, а к тому же еще и своим, спецефическим, но тем не менее. Церковь зачастую (а в "общественном сознании" всегда) отождествляется с иерархией - теми, кто говорит от ее, Церкви, лица. Но это отдельная тема, мне же сейчас хочется сказать о другом. О том, что при всех своих "немощах" Церковь - т.е. народ, собранный вокруг Христа, а не номинальные христиане (или православные), кем бы они ни были, будь то миряне или клир - не перестает быть солью, предохраняющей от гниения и городом на вершине холма. Хотя выглядит этот город зачастую, мягко скажем, удручающе и соль не солона совсем.

Но так было всегда - в большей или меньшей степени. Вообще, строго говоря, Церковь - это святые. Прославленные и неизвестные. Российская церковь (сталинское "русская" пора бы упразднить и вернуться к самоназванию) - это церковь новомученников ХХ века (по численности русских святых). И весь вопрос в том, станут ли русские русскими (я имею в виду не национальность, а следование приоритетам, определяющим русскость как причастность восточно-христианской культуре), станут ли достойными лучших из них, т.е. своих святых.

В противном случае, если народ перестал быть народом, кому он нужен и что с ним делать как не "выкинуть вон на попранье людям" (тем же китайцам к примеру, да кому угодно). Общечеловеков и без нас хватит. И потом: "кому много дано, с того много спросится". Перечитайте библейских пророков (рождественский пост как раз подходящее для этого время) - как говрит через них Бог со Своим народом. Чтобы понять русскую историю. Которая, похоже, заканчивается, но может и продолжиться, если проснувшись мы не уснем снова.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»