О Страшном Суде - продолжение

Вот как комментирует эту притчу о Суде Симона Вейль:

«Я был наг и вы одели Меня». Этот дар – всего лишь знак внутреннего состояния тех, кто так поступил. – пишет Симона Вейль. – В таком состоянии они просто не могли удержаться от того, чтобы накормить голодных, одеть нагих; они делали это отнюдь не для Христа, они просто не могли удержаться и не делать этого, поскольку в них жило Христово сострадание. Так святой Николай, идя со святым Кассианом сквозь русскую степь на встречу с Богом, забыв о том, что он теперь непременно опоздает на встречу, не смог удержаться от того, чтобы не помочь мужику вытащить увязшую телегу. Благодеяние, совершенное именно таким образом, почти вопреки себе, почти что со стыдом и упреками, чисто. Любое абсолютно чистое благо совершенно ускользает от контроля воли. Благо трансцендентно. Бог есть благо.  

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть». Господи! Когда такое было? Они этого не знали. Этого не нужно знать. Ближнему следует помогать не ради Христа, но через Христа. Пусть наше «я» исчезнет таким образом, чтобы Христос через посредничество нашей души и нашего тела помог ближнему. Быть тем рабом, которого хозяин посылает, чтобы оказать такую-то помощь такому-то страдальцу. Помощь идет от хозяина, но обращена она к страдальцу. Христос принял страдание не ради Отца. Он страдал ради людей по воле Отца.

О рабе, оказывающем помощь, нельзя сказать, что он делает это ради своего хозяина. Он не делает ничего. Даже если ему, чтобы дойти до страдальца, придется пройти босиком по гвоздям, тогда ему будет больно, но он все-таки не делает ничего. Потому что он раб.

«Мы рабы ни на что не годные», т.е. мы не сделали ничего. Да и вообще: «ради Бога», «Богу» – это неудачное выражение. Бог не должен стоять в дательном падеже. Не идти к ближнему ради Бога, но быть направленным к ближнему Богом – как стрела направляется к цели лучником..

Я как-то уже писал о том, что трудно представить сына, что не посетил бы в больнице мать или отца в тюрьме, вообще человека, что, видя голодного, не подал бы ему кусок. Это не просто бесчеловечность, а бесчеловечность идейная. Например, мой отец – враг народа, я от него отрекаюсь и знать не хочу. Или: эти попрошайки в метро все, как один врут, огребая за день столько бабок, сколько мне не заработать в месяц. Или: эти бомжи сами виноваты в том, что они бомжи, как и вот это наркоман или гей, умирающий от СПИДа. И вообще: пусть протестанты занимаются социальными проблемами, а мы должны спасаться молитвой и постом.

Писал я также и о том, что эти слова Христа обращены не к изолированным друг от друга индивидам, а к народу Божьему, т.е. – Церкви, к тем, чья праведность должна превзойти праведность фарисеев и книжников, не говоря уже о праведности язычников, которые тоже одевают раздетых, кормят голодных, навещают своих в больницах и темницах. Так вот, что сделала и что делает Церковь для выброшенных на улицу, больных, заключенных и каково – самое главное! – наше, христиан, отношение к изгоям, скажем, тем же умирающим от СПИДа, бомжам и уголовникам (в тюрьмах на зонах сидят ведь не только невинные страдальцы)? Это крайне важно, т.к., согласно словам Христа, именно это определяет нашу вечную участь.

Помнится, свт. Филарет так прокомментировал заповедь о любви к врагам: христианин- де должен любить личных врагов, ненавидеть врагов Отечества и гнушаться врагами Церкви. Отредактировал, уточнил, чтобы все поняли. И слова Христа стали словами фарисея радикального толка, который именно ненавидел римлян (врагов Отечества) и потому заповедь Христа отдавать римскому солдату не только верхнюю одежду, но и нижнюю, тащит за ним его амуницию вместо одного километра два не могла не резать ему слух. Ненавидел и гнушался – как язычником, так как церковь и народ были тогда одним и тем же. Так вот, те ненавидят и гнушаются, почитая себя христианами, услышат к своему удивлению «идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Я бомжевал, и вы Меня не одели, Я умирал от абстиненции, и вы не дали Мне похмелиться, Я умирал от СПИДа и вы не посетили Меня, Я сидел за убийство и вы ко Мне не пришли. Погнушались. Из идейных соображений. Из-за того, что послушались сановного, облаченного властью вязать и решить комментатора Моих слов вместо Меня, учившего любви к врагам, чужакам, изгоям, а не выборочной любви, любви, а не ненависти и презрению к инородцам и иноверцам.

Первые – те, что войдут в уготованное им Царство, – не различали. Господи, когда мы видели Тебя умирающим с похмелья и налили Тебе? Когда мы видели Тебя бомжом и дали Тебе 10 рублей? Когда мы принесли Тебе в больницу апельсины, яблоки, колбасу и компот? Для них это было таким же естественным как утром почистить зубы, чем-то настолько будничным, само собой разумеющимся и не стоящим внимания, что и в памяти сохраниться не могло. И это тоже крайне важно: добро не должно осознавать самое себя как добро, как нечто заслуживающее внимания. Иначе оно перестанет быть добром, став поводом трубить перед собою (пусть только про себя, в сердце своем).

Рабы, ни на что не годные – да, именно так сознают себя те, кто уже здесь и сейчас живут в Царстве, знающие, что добро творит Бог, что без Него они ничего не могут, и если что-то у них получается, например, недурные стихи или в чем-то кому-то помочь, то не их в том заслуга. И для них нет большей радости, чем ощущать себя именно рабами Бога и именно – ни на что не годными рабами. Это самоощущение, самосознание и есть благодать и тайная свобода. Ты – ничто, и в этом ничто, через это ничто действует Бог, ты опустошился, дав Ему место, стал навозом, в который Он бросил свое семя, и вот из этого навоза растет цветок или дерево, или колос – что Ему угодно; и ты ничего не делаешь для того, чтобы украшать эту долину, или дать тень путнику, накормив его, или для того, чтобы стать для кого-то хлебом – все Он. Ты – пассивен, ты лишь почва, принявшая семя, но разве в том, что земля приняла его, есть ее заслуга?

Земля еси и в землю отыдеши – в этом не столько проклятие, сколько благословение...

o-k-kravtsov.livejournal.com

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»