Это и есть свобода

Когда плывешь на спине под первыми звездами по водам Генисарета или несет тебя быстрое течение зеленого Иордана в его верховьях, спрашиваешь себя: «я ли это?» И тот же вопрос, как выяснилось, задают себе здесь многие, оказываясь на несколько дней у Христа за пазухой, на Его земле, в Его доме. Нигде нет такой тишины и такой свободы. Одно обуславливает другое, или, точнее, это названия одного и того же: мир (тишина) и есть освобождение и не только от суеты, но и от времени.

Тебя несет и уносит поток, но ты – вне потока .Это и есть свобода. Благословение – дарование свободы, или – создание максимально благоприятных условий для высвобождения твоего внутреннего потенциала, для твоей самореализации в деле творения. Так понимается оно в иудаизме. Благодать дается для того, чтобы ты передал ее другим, и она оставляет тебя, когда ты тщишься оставить ее при себе, для себя, что невозможно. Что отдал – то твое. И твое только то, что ты отдал. Только не обладая ничем, обладаешь всем. Только совершая поступок и принимая на себя ответственность за него, делаешь то, что ждет от тебя Создатель. Первородный грех в том и состоял, что был отказом от ответственности, а значит и от себя, своего подлинного «я»: если бы Адам и Ева не перекладывали свою вину с одного на другого, они были бы прощены. Кстати, в том переводе Бытия, который читал здесь я, вместо «в тот час, когда вкусите от него смертью умрете» стоит «станете смертными». И еще кое-какие разночтения. Например, вместо «не упоминай имени Господа Бога твоего всуе» - не НАГРУЖАЙ имени Господа Бога Твоего;; вместо «не прелюбодействуй» - «не изменяй». Суть этой заповеди мне пояснили так: вот стакан, мы наливаем в него воду или вино, но когда вода (или вино) переливаются через край оно уходит в никуда, в песок. Поэтому так важен принцип ограничения. Без него жизненный потенциал тратится впустую. А значит и время, данное тебе для реализации и преумножения этого потенциала, то есть твоя жизнь, не достигает той цели, ради которой она тебе дана. Бог создал мир для преумножения жизни и тебя – как Своего партнера, со-творца. Я уже писал об этом. Здесь я получил аргументированное и развернутое подтверждение этой интуиции, высказанной в частности свт. Григорием Паламой. Это совершенно упускает из виду народная религия – любая – в которой человек ищет снятия с себя ответственности и по сути точно так же, как Адам, стремится спрятаться от Бога, понимаемого как внешний объект. Формула монотеизма, говорит мне мой собеседник «Бог во мне», политеизма – «Я в Боге», атеизма – «Я- Бог». В первом случае – я утверждаюсь в Боге, действующем во мне изнутри, во втором – растворяюсь в нем (буддистская нирвана), в третьем – действую вслепую, что, кстати, не означает, что в этом случае Бог не действует через меня. Вот о чем говорят здесь на кухнях после того как собираются, чтобы прочитать и обсудить отрывок из Библии и завершить встречу веселой трапезой, сопровождаемой читаемыми раввином благословениями и ритуальными действиями. И все это – и молитвы, и прибаутки, и песни под гитару - так естественны в своей взаимосвязи, так органичны, что одно кажется продолжением другого и не мыслится порознь. Но община, на собрании которой я оказался, случай, как я понял, достаточно уникальный. Как в нашем случае была бы уникальной община, на собрание которой пригласили бы раввина. Кстати, я не первый православный священник, участвовавший в этих посиделках. Так что вполне возможно, что это станет традицией (к ужасу ультраортодоксов – тех и других). Но – сворачиваюсь, бегу на автобус…  

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»