Примечательно, что у Матфея диавол в параллельном тексте этого не говорит. С другой стороны у Иоанна Христос говорит Пилату, что власть ему (Пилату) дана СВЫШЕ т.е. от Бога. Противоречие, впрочем, лишь кажущееся: диавол тоже делает лишь то, что ему "попускается", в частности - власть раздает. Кстати, атфей, в параллельном отрывке о искушении в пустыне этих слов искуистеля не приводит. Является ли это вставкой Луки, которому свойственен антиимперский пафос и который противопоставляет Христа Кесарю - вопрос к специалистам. Полагаю, что да. Богословию имперской власти Лука противопоставляет богословие власти Богочеловека, к Которому и прилагаются все титулы императора: спаситель, сын божий и т.д. Но богословие власти меняется, когда император признает власть Христа и над миром и над собой. Так продолжается до 1-й мировой, разрушившей преемников Римской империи. О какой "симфонии" может идти речь, когда власть никакой присяги Христу не приносит никакой защитницей Церкви не является ни де-юре, ни де-факто?
Итак, Церковь свободна как в первые века своего существование. Проблема, однако, в том, что привычка к несвободе (будь то имперская или коммунистическая власть) убивает вкус к свободе и та видится не только чем-то излишним и нежелательным, но и пугает. Но вот что интересно: Соборы, канонизировавшие новомученников, не канонизировали "советских патриархов" и из святителей, если я не ошибаюсь, только еп. Луку Войно-Ясенецкого, тогда как канонизировали немало "катакомбников", не признаваших ни сталинской власти, ни митр. Сергия. Еще: если власть последовательно проводит антинациональную политику, то не значит ли это, что она - куплена заинтересованными в этом силами? Я не имею в виду ни США, ни какое-то другое государство и не хочу пользоваться термином "закулиса" - осмеянном вместе с теми, кто его в простоте душевной до сих пор употребляет не в ироническом контексте. Но, по-моему, очевидно, что политическая власть - еще не вся власть, что есть, скажем, власть финансовая, идеологическая и т.д. И все это тоже - от диавола по "попущению" Божию - "по грехам нашим". Но для христианина вся это власть - не власть в последней инстанции, а так... Можно выражать свой гражданский протест, можно не выражать. Тот же Павел не возмущался в своих посланиях против власти Нерона, что делали тогда все, кому не лень - наоборот: нет, мол, власти, не от Бога, и Нерон - от Бога. Не зря носит меч. Однако уже Иоанн приводит цифровой эквивалент имени Нерона, называя его "числом зверя". Так что - "стойте в свободе, которую даровал вам Христос". И не преувеличивайте значение политической власти, кроме которой есть еще множество властей как по горизонтали, так и по вертикали - и над, и под. Всё. Исчез до след. недели.
o-k-kravtsov.livejournal.com