Рипсимэ - выше всяких похвал

Интервью с Рипсимэ Айрапетянц (скрипка) - Москва
Концертный зал Ярославской филармонии в субботу , 14 марта, был переполнен. Нечасто с ярославским оркестром играют музыканты из оркестра «Виртуозы Москвы». Сегодня был именно такой вечер. Рипсимэ Айрапетянц 10 лет выступает в составе одного из лучших камерных оркестров мира. В первом отделении оркестр с главным дирижёром Мурадом Аннамамедовым отлично исполнил одну из самых известных симфоний Бетховена – Пятую. Она прозвучала ярко, насыщенно, без лишнего пафоса. Во втором отделении - выступление Рипсимэ. Для своего дебюта она выбрала Концерт для скрипки с оркестром ми минор Ф. Мендельсона и Интродукцию и рондо-каприччиозо К. Сен-Санса.
Изящная Рипсимэ покорила ярославскую публику вдохновенным и лиричным исполнением  скрипичного концерта, виртуозным  - рондо –каприччиозо. "Бисировала"  Рипсимэ страстным  «Танго»  А. Пьяццоллы.

афиша

После концерта мы сидим с Рипсимэ в маленьком уютном кафе. Ещё не утихли эмоции после концерта.  И хочется о многом спросить:

- Рипсимэ, что означает Ваше имя?

- Есть два варианта: «Отвергающая» и «Выше всяких похвал». Первый вариант находит объяснение в армянской легенде:
В 301 году в Армению пришли 37 девушек-христианок. Ранее они жили в горном монастыре Римской империи. Когда император Рима Диоклетиан пожелал жениться на самой красивой девушке империи, то во все края страны отправил посыльных, и в христианском монастыре обнаружили небесной красоты девушку по имени Рипсимэ. Посыльные сообщили о ней императору. Рипсимэ не пожелала подчиниться воле императора. Ночью Репсимэ вместе с подругами убежала из монастыря. Они отправились в Египет, где по преданию девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению. Армянский царь Трдат III, узнав о красавице, пожелал взять её в жены. Рипсимэ привели в царский дворец. Отказ девушки, заявившей, что она принадлежит только Христу, привел царя в ярость. Разгневанный Трдат приказал забить камнями всех девушек. После казни невинных христианок царь заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства его исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат III крестился, крестил свой народ и провозгласил христианство государственной религией Армении.
 
- Красивая легенда. Второй вариант Вашего имени подходит к сегодняшнему концерту – выше всяких похвал.

- Благодарю ваш оркестр и дирижёра Мурада Аннамамедова. Приятно было отметить сыгранность ярославского оркестра и его высокий профессионализм. В этом несомненная заслуга главного дирижёра. Я привыкла к камерному оркестру, он более мобильный, чем оркестр большого состава. Но Аннамамедов быстро ориентировался, мгновенно реагируя на мою достаточно свободную игру. Мы были вместе – дирижёр, оркестр и я.

- Вы много гастролируете. Часто ли бываете в Армении?

- В Армении бываю не часто. Приезжала на фестиваль, на концерты. Но моя родина - Туркмения. В геноцид 1915 -1917 годов мои родственники вынуждены были покинуть Армению. Тогда многие армяне стремились уехать в Иран. Судьба распорядилась так, что мои родные не доехали до этой страны, а остались в Туркмении. В Ахшабаде прошло моё детство.

- Репсимэ, Вы закончили ЦМШ в Москве, Московскую консерваторию, работали в московских оркестрах . Как это всё начиналось?

- Мы с моей сестрой-близнецом Анной с шести лет занимались в специальной музыкальной школе: я – на скрипке, она – на фортепиано. Я выбрала скрипку впервые услышав в пять лет выступление по телевизору гениального скрипача Иегуди Менухина. Сестра предпочла фортепиано по примеру нашей мамы. Мама в юности окончила музыкальное училище.
Я жила в Ахшабаде в то счастливое советское время, когда директора лучших музыкальных школ страны ездили по всем столицам республик СССР и отбирали талантливых детей для обучения в своих школах. Однажды в нашу музыкальную школу в Ахшабаде приехал директор Центральной музыкальной школы при Московской консерватории В. С.  Бельченко. Во время прослушивания учеников он обратил на нас с сестрой внимание и предложил поступление в ЦМШ без экзаменов. Но мама не согласилась отпустить нас, десятилетних, в Москву в интернат.
Через какое-то время в Ахшабад приехал  профессор Горьковской консерватории С.Л. Ярошевич. На прослушивании я ему приглянулась. Я была уже взрослее, и мама согласилась отвезти меня учиться в Горький. Семён Львович предложил маме оставить меня в своей семье. Сейчас это возможно? А тогда были такие удивительные и великодушные люди. Семья  была интеллигентная, заботливая. Мне было хорошо у них. Преподаватель за три месяца успешно подготовил меня к конкурсу Венявского и Липинского.
- Из Горького я переехала в Москву в ЦМШ. Занималась я в классе преподавателя Л. Э. Чистякова, который играл в первых скрипках оркестра «Виртуозы Москвы» у Владимира Теодоровича. В ЦМШ ко мне пришёл серьёзный успех – первая премия на Всесоюзном юношеском конкурсе скрипачей им. Давида Ойстраха. Это было в 1989 году, мне было 15 лет.

- Среди Ваших учителей был и Владимир Спиваков. Как это случилось?

В этом же году в Москву приезжает Иегуди Менухин. Накануне его концерта в БЗК мне позвонил директор ЦМШ и пригласил участвовать в мастер-классе. Музыкант согласился послушать лучших учеников нашей школы и оказать помощь своими советами. В 9 утра я уже играла первую часть концерта ми минор Мендельсона перед маэстро. Видимо, ему понравилась моя игра, так как вечером после своего концерта, он, рассказывая о мастер-классе Владимиру Спивакову (они дружили), отметил меня. Владимир Теодорович знал о моих занятиях со своим оркестрантом и о моей победе на конкурсе Д. Ойстраха. Вскоре Спиваков пригласил меня на свой фестиваль во французский город Кольмар. Там, послушав мою игру, Владимир Теодорович предложил учиться у него в Испании в школе для одарённых детей. Кстати, при отборе учеников, в школу прошла и моя сестра.
В Испанию я приехала в 1990 году. Как педагог Спиваков был строг, и я училась выполнять все его советы, которые были очень ценны не только для меня, но и для любого зрелого скрипача. В отличие от Л. Э. Чистякова, занимавшегося со мной практически регулярно, у Владимира Теодоровича при его огромной нагрузке, занятия проходили не так часто, как нам с ним хотелось. Но они научили меня самостоятельности в работе, закалили мой характер.
В том же 1990 году, в 16 лет, я стала лауреатом Первой премии Международного конкурса им. Пабло Сарасате в Памплоне (городе, где родился скрипач). В этом же году, уже в дуэте с сестрой, завоевали Гран-при Международного конкурса камерных ансамблей «Концертино Прага».

После победы в Памплоне Владимир Теодорович пригласил меня концертировать с оркестром «Виртуозы Москвы». Тогда в оркестре играли музыканты первого состава. С этого времени началась моя активная концертная жизнь: турне по Европе, США, Мексике и Японии.
Через три года встал вопрос о получении высшего образования. У меня была возможность остаться в Испании или поехать в США. Но я выбрала Россию, свою страну, и никогда об этом не пожалела.
Я поступила в Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского в класс профессора А.Г. Багданяна. После её окончания в 1999 году ещё два года проходила ассистентуру - стажировку у своего преподавателя.

- Рипсимэ, вы сотрудничали с Государственным академическим камерным оркестром России, художественным руководителем и главным дирижёром которого был Константин Орбелян.

- 90-е годы были достаточно сложные для музыкантов, и хотя я была солисткой Московской филармонии, хотелось большей стабильности. Прошла конкурсный отбор и поступила в оркестр К. Орбеляна. Константин Гарриевич предложил мне не только работать в оркестре, но и стать его солисткой. Я благодарна этому периоду, так как много играла соло и в Америке, и во Франции, и в других странах, куда мы ездили на гастроли . Константин Гарриевич много работал со мной над новыми сольными программами. Оркестрант и солист – это разные состояния. Быть и тем, и другим непросто. Это некая школа. Этому надо учиться. И я освоила оба этих состояния.

- Перейдём к оркестру «Виртуозы Москвы», в котором Вы сейчас работаете.

- В какой-то момент оркестр Орбеляна стал расформировываться. Его ожидало непонятное будущее. И тут совершенно случайно произошла моя встреча со Спиваковым в Концертном зале им. П. И. Чайковского. У Владимира Теодоровича есть старший сын Александр Рождественский. Он - скрипач. Александр выступал с нашим оркестром в КЗЧ и Спиваков пришёл на концерт послушать сына. Я об этом не знала. Увидев меня в оркестре, Владимир Теодорович захотел пообщаться. В разговоре зашла речь о состоянии оркестра Орбеляна, и Спиваков предложил мне поработать в оркестре «Виртуозы Москвы». С ноября 2009 года и по настоящее время я играю в этом оркестре. Сейчас здесь работают другие музыканты, это второй состав оркестра «Виртуозы Москвы».

- В оркестре «Виртуозы Москвы» существует традиция прослушивать претендента всем составом. И только после одобрения оркестра, музыкант получает право на должность. Как было у Вас? Ведь приглашение было изначально от Владимира Теодоровича.

- В. Т. Спиваков уже работал со мной, хорошо знал, как я играю, поэтому и пригласил. И всё-таки через некоторое время внутренний конкурс я прошла. Назначение назначением, но после конкурса отношение ко мне оркестрантов поменялось.

- В последнее время музыканты «Виртуозов Москвы» стали выступать сольно. Раньше такого не было. Но это очень украсило концертную жизнь коллектива.

- Владимир Теодорович никогда не возражал против сольных выступлений, но долгое время это было не принято. Постепенно ко многим пришло осознание, что сохранить уровень такого оркестра, как «Виртуозы Москвы», можно только, когда каждый музыкант будет поддерживать себя в определённой форме. В оркестре исполнитель хорошо знает свою партию, часто её играет и это становится привычным. В тоже время он теряет некоторую квалификацию. Это может не позволить выйти ему на конкурс или сыграть хорошо сольно. В нашем оркестре есть понимание этой опасности, как со стороны самих музыкантов, так и со стороны дирекции. Поэтому появилась большая свобода в самовыражении.

- Владимир Теодорович для своих музыкантов часто подбирает инструменты сам. И музыкант играет на таком инструменте до тех пор, пока работает в оркестре. Как было в Вашем случае?

- Скрипку, на которой я играю сейчас, выбирала сама. В какой-то момент своей жизни, я поняла, что хочу играть на инструменте из Госколлекции (Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов). Для этого нужно было поручительство В. Т. Спивакова, которое он и предоставил в эту организацию. У меня маленькие руки, и не каждый инструмент мне подойдёт. Я приехала выбирать скрипку, поиграла на одной из двух, подходящих для моих рук. И мне показалось её звучание чересчур пронзительным и ярким. Видимо, в тот момент моё ухо не было готово к такому звучанию. Я выбрала другую скрипку и уехала с ней домой. Утром просыпаюсь и понимаю, что совершила ошибку. Мне нужна та, которую отвергла. Снова еду в Госсколлекцию, играю и понимаю, что это то, что мне нужно. Прошло девять лет, как замечательная скрипка знаменитого итальянского мастера Николо Амати со мной. В семье мы ласково называем её Николета. Для меня этот инструмент идеален, и я его не поменяю на другой, даже, если это будет Страдивари.

- В мире есть престижные концертные залы, играть в которых мечта любого музыканта. Один из них Карнеги-Холл в Нью-Йорке. Вы там выступали…

- В декабре 2012 года в Карнеги-Холл на концерте «Новому веку - новые имена» должны были выступать музыканты всех стран, входящих в СНГ. От Туркмении предложили играть мне. Для этого необходима была рекомендация от великого музыканта, без неё к концерту не допускали. Я пошла к Владимиру Теодоровичу с просьбой о рекомендации. Маэстро ответил: «Это очень ответствено, но я тебе её дам. Ты сможешь это сделать».
12 декабря я играла в Карнеги-Холл «Цыганские напевы» Сарасате с Московским камерным оркестром Константина Орбеляна. Репетиция с оркестром в зале была одна. Зал вмещает больше двух с половиной тысяч человек. Он был полон. Было очень сложно и ответственно играть. Сложность ещё заключалась в том, что организаторы поставили в первом отделении нескольких человек, выступления которых зал принял прохладно. Я играла в этом отделении последняя. Обстановка с выходом была напряжённая. Ты находишься в отдельном помещении на 5-6 этаже, за тобой заходят строгие люди в форме, сажают в лифт и подводят к дверям зала. По рации им сообщают об окончании выступления предыдущего участника. Я ощущала себя Марией Антуанеттой, идущей на казнь. Ты стоишь перед этими дверями, в какой-то момент они распахиваются, и ты оказываешься перед огромным пространством зала. Ощущения непередаваемые! Ты летишь в пропасть! Жизнь делится на мгновения до поднятия смычка и после! Выступление прошло успешно, так как в зале, впервые с начала концерта, раздались возгласы «браво!».

- Недавно в Доме музыки (ММДМ) открыли новый зал концертом оркестра «Виртуозы Москвы» и сопрано Анны Аглатовой, солистки Большого театра.

- Концерт- открытие получился яркий. «Виртуозы» играли вдохновенно. Владимир Спиваков очень хорошо относится к певице Анне Аглатовой. Она очень живая, с великолепным голосом.
Новый зал небольшой, 200 мест. Зал звучащий, со своим тембром. Акустика очень хорошая. Спиваков год занимался работой по открытию зала. Он развесил по стенам картины из своей коллекции. Рядом с залом есть комната Альфреда Шнитке, куда открыт доступ зрителям. Владимир Теодорович приобрёл на свои средства аутентичную мебель и декорировал ею комнату. Там висит чудесный большой портрет Шнитке. Всё сделано с хорошим вкусом, любовно. И картины, и мебель – всё это Спиваков подарил Дому музыки.

- Почему Спиваков решил сделать комнату Шнитке?

-  Альфред Шнитке один из любимых композиторов Владимира Теодоровича и по его словам недооценён в России. Благородство В.Т. Спивакова проявляется в том, что он пытается напомнить о тех музыкантах, которые, ушли не столь заметными, как ему хотелось бы.

- Какие сольные выступления у Вас были в последнее время?

- Прежде всего, в концертах «Виртуозов Москвы», в музыкальных представлениях моей сестры в БЗК (она не только пианистка, но и постановщик спектаклей). Я играю в них сольно, иногда солирую с оркестром. Недавно был концерт в Смоленске с дирижёром Аркадьевым. Он замечательный пианист и в своё время выступал в дуэте с Дмитрием Хворостовским.

- Последний вопрос не тот традиционный, который так не любят все - о будущих планах, а о нашем городе. Успели ли Вы посмотреть Ярославль?

- Да, успела посмотреть улицы города, проехав на машине. Мы с мужем получили огромное удовольствие от потрясающей архитектуры. Это город-музей! Решили немного отложить возвращение в Москву, чтобы погулять пешком по центру города. Надеюсь вернуться к вам ещё раз. До встречи!


р1р3а.jpg
р5

Фото - В. Саросянц.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»