Весеннее настроение от "Вивальди-оркестра"

В последний выходной мартовских праздников в Ярославской филармонии выступил знаменитый «Вивальди-оркестр» под руководством его создателя и художественного руководителя Светланы Безродной. «Вивальди-оркестр» не в первый раз приезжает в наш город. Ровно год назад коллектив показал в Ярославле программу «Песни войны и мира». И вот новая встреча, и новая программа - «Весенний вечер премьер», посвящённая женскому празднику. В зале переаншлаг: приставные стулья даже на балконе (кстати, я там же, поэтому приношу извинения за не очень качественное видео).
Напомню историю создания этого необычного камерного оркестра: в нём играют только женщины! Ещё в студенческие, консерваторские времена, молодая скрипачка Светлана играла в женском квартете, который впоследствии стал квартетом им. С.  Прокофьева.  После окончания Московской консерватории  Светлана Безродная концертирует, затем занимается преподавательской деятельностью. Годы работы педагогом оказались плодотворными: она создала авторскую систему игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали победителями целого ряда международных конкурсов. Большой опыт по организации оркестра Светлана Безродная  получила в период работы с Владимиром Спиваковым и его «Виртуозами Москвы». В 1989 году  она возвращается на сцену уже в качестве создателя и руководителя женского камерного оркестра. И состав, и название оркестра были навеяны жизнью и творчеством великого Антонио Вивальди. «Вивальди-оркестр» — своего рода «ремейк» женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века.  Основополагающим принципом работы С.Безродной с коллективом, состоявшим из выпускниц консерватории, была разработанная в годы преподавания система индивидуальных занятий с оркестрантами, благодаря которой каждый исполнитель поддерживает высокий профессиональный уровень.
Одним из важных направлений деятельности «Вивальди-оркестра», наряду с классическим репертуаром, стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры,  именуемого «лёгкой танцевальной музыкой». Речь идет о шлягерах 1920–1940-х годов из репертуара танцевальных оркестров тех лет и танцевальных ритмах последующего времени. Именно с такой программой и выступил в Ярославле «Вивальди-оркестр». В концерте прозвучали когда-то популярные произведения советских и зарубежных композиторов, причём, как заметила Светлана Безродная, те, которые сейчас редко исполняются даже «Вивальди-оркестром». Исключение, пожалуй, составили всегда требуемые зрителями «Брызги шампанского» Люкесси и «Рио-Рита» Тьери. Среди советских композиторов встречались, как знакомые нашему поколению  имена: М, Блантер, Н. Богословский, О. Фельцман, так и известные только поколению наших мам и бабушек: А. Полонский, В. Козин, Э. Рознер, А. Цфасман и др.
Что же касается западных шлягеров, то, о некоторых композиторах их написавших, мало что знает даже Светлана Безродная. Но это не мешает оркестру играть их фокстроты, блюзы, танго. А нам восхищаться чудесными мелодиями.
Светлана Безродная легко общалась с залом, давая небольшие комментарии к исполняемым произведениям и к исполнителям песен и романсов -  Светлане и Сергею Полянским.
Сергей Полянский – постоянный участник песенных концертов оркестра. Исполнение ретро-песен и старинных романсов стало любимым для него и  его поклонников жанром. Красивый баритон, артистизм певца покоряют слушателей.
В последнее время с «Вивальди-оркестром» выступает и Светлана Полянская (сопрано) -  солистка капеллы «Московский Кремль», Свято-Никольского хора Третьяковской галереи, Ансамбля духовной музыки «Благовест». Соло и дуэты с Сергеем Полянским позволяют использовать более разнообразный репертуар и элементы театрализации.

Оскар Фельцман. "Мой Вася". Светлана и Сергей Полянские.




 Открылся концерт медленным фокстротом «Цветущий май» основателя советского джаза Артура Полонского. Эта танцевальная мелодия создавалась дважды. В начале тридцатых годов музыкант, работая в джазовом оркестре московского ресторана, пишет два фокстрота: «Дессау» и «Одесса». В 1932 году, выходит первая пластинка с записью этих произведений, которые стали исполнять многие оркестры. Вторая мировая война принесла другие мелодии, и фокстрот был забыт. В 1946 году дирекция Дома звукозаписи приглашает Полонского занять пост музыкального редактора граммофонных пластинок Всесоюзного Радиокомитета. Именно там, однажды в минуты отдыха, он садится за рояль и начинает наигрывать давно забытую мелодию фокстрота «Дессау». Музыкальная композиция очень понравилась  музыканту Борису  Тихонову. По его просьбе Артур Полонский делает переложение этой пьесы для его небольшого эстрадного ансамбля. Так 1 мая 1948 года на свет появился медленный фокстрот «Цветущий май». Вскоре эта композиция была записана на грампластинку и стала в нашей стране чрезвычайно популярной.

А. Полонский. "Цветущий май".


Одним из своих самых любимых композиторов-песенников Светлана Безродная назвала Вадима Козина - советского эстрадного певца (лирический тенор), композитора и поэта.Популярность Козина в 1930-х годах в крупных городах России, а особенно в Ленинграде, была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин выступал с таким вдохновением, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.  В годы Великой Отечественной войны певец, как и многие другие артисты, выезжал с концертами на фронт. В 1944 году Особым совещанием НКВД  В. Козин был осуждён на 8 лет. Поводом для ареста стал словесный конфликт с Л.Берией, который не выполнил обещание, данное артисту - эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли. Голос Козина пропал из эфира, пластинки не выпускались. Досрочное освобождение пришло в 1950 г. — за примерное поведение и хорошую работу в Магаданском музыкально-драматическом театре. В 1950-е годы В. Козин возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён.  До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
В исполнении «Вивальди-оркестра» и певца Сергея Полянского в концерте прозвучали самые известные произведения Козина - «Осень» и «Забытое танго».

В. Козин. "Забытое танго".




Пришлось побывать в Магадане и основателю советского джаза – Эдди Рознеру.
Эдди Рознер – одна из самых загадочных фигур советской эстрады и джаза: коренной берлинец, джазовый виртуоз довоенной Европы, первая звезда польского и отечественного cвинга, первый настоящий шоумен в CCCР. Он попал в Польшу, а затем в Советский Союз, спасаясь от фашистов. Здесь он создал джазовый оркестр из таких же музыкантов-иностранцев, как он сам. Этого человека называли «белым Луи Амстронгом». Он виртуозно играл на трубе, и ходили слухи, будто его инструмент сделан из чистого золота. Эдди Рознер - автор многочисленных танго, вальсов, джазовых композиций и аранжировок. В СССР его имя и музыка попадали под запрет дважды – в конце сороковых (во время борьбы с космополитизмом музыкант был арестован и сослан в Магадан) и в начале семидесятых. В конце концов, в годы почти полного запрета джаза Э. Розман покинул СССР.
Сергей Полянский блестяще исполнил шлягер Э Розмана, написанный в Польше «Тиха вода» или в русском варианте «Парень-паренёк»на польском и русском языках, а также романс "Зачем".

          Эдди Рознер. "Зачем"



Один из музыкантов оркестра Э. Розмана – А. Гаррис написал знаменитую песню «Мандолина, гитара и бас». Исполняют «Вивальди-оркестр» Светлана и Сергей Полянские.

А. Гаррис. "Мандолина, гитара и бас".



Ещё одна иностранная фамилия в советском джазе – Генрих Вагнер. Родился в Польше. Так же, как и некоторые другие иностранцы-музыканты, уехал от фашистской угрозы в эмиграцию в СССР. Выступал в составе белорусской фронтовой бригады. Однажды в начале 1945 года судьба свела его с Леонидом Утёсовым, которому он наиграл некоторые свои мелодии.  Утесов отобрал из них две – в репертуар дочери Эдиты, певшей в его оркестре. Одна из них превратилась в «Студенческий вальс». Чем же скромный, даже без текста, вальс молодого неизвестного Генриха Вагнера так привлек великого открывателя новых имен Утесова? Маэстро предчувствовал, что военное лихолетье прошло, его суровые «Одессит Мишка», «О чем грустишь, товарищ моряк?», «Бей врага, где ни напал», «Темная ночь» останутся  воспоминанием о войне и скоро будут восприниматься как ретро – люди устали страдать, лить слезы, горевать. Приближалось другое время. Первая послевоенная весна потребовала новых песен: светлых, мирных. Вот тут мажорный вальс и был как раз!
Музыкальным руководителем оркестра Утёсова был в то время Аркадий Островский – в будущем популярный композитор, и аранжировка «Студенческого вальса» была сделана им. 9 мая 1945 года, в День Победы, на площади Большого театра в Москве состоялся праздничный концерт, в котором выступал и джаз-оркестр Леонида Утесова с программой «Салют Победы», в котором прозвучала песня  «Студенческий вальс».
Инструментальная зарубежная музыка 30-40 годов была представлена «Вивальди-оркестром» такими произведениями, как «Гольфстрим» Венике, «Фокстрот» Н.Кослоу, «Пушта-фокс» М.Эрдели и др.
   Венике. "Гольфстрим". "Вивальди-оркестр"


Вокальное исключение - Ш.Секунда «Ты прекрасна» («Для меня ты хороша»). Интересна судьба этой песни, исполненной Сергеем Полянским.
В 1907 году, после еврейского погрома в городе Николаеве, семья тринадцатилетнего еврейского мальчика Шолома Секунды  навсегда покинула Украину и перебралась в Соединённые Штаты Америки, в Нью-Йорк.  Мальчик, обладавший незаурядными музыкальными способностями, быстро вошёл в Музыкально-театральные круги еврейских музыкантов Нью-Йорка. К началу 30-х годов он был уже известным в тех кругах аранжировщиком, дирижёром и композитором. Именно в Нью-Йорке, им и была в 1932 году написана мелодия, известная нам сегодня под названием «Bei mir bist du schön», облетевшая  затем  весь мир. Эта песня была написана для мюзикла «I Would If I Could» на идиш. На премьере мюзикла  номер с «Bay Mir Bistu Sheyn» был встречен зрителями с огромным энтузиазмом. Мюзикл продержался один сезон, а песенка стала настоящим хитом местного значения и с большим успехом исполнялась по ночным клубам ещё несколько лет. В 1937 году некий Сэмми Кан, работавший на крупную издательскую фирму Harms, Inc., услышав однажды исполнение «Bay Mir Bistu Sheyn» на идише,  моментально сообразил, что перед этой песней открываются головокружительные перспективы — стоит лишь перевести её текст на английский и слегка изменить аранжировку.  Шолом Секунда на четверть века продал свои авторские права фирме  фирму Harms, Inc.  за тридцать долларов, которые он, к тому же, честно разделил пополам с Якобом Якобсом, автором стихов (кстати, также выходце из России).
Старо-новая песня была записана вокальным трио «The Andrews Sisters» — «Сёстры Эндрюс» и завоевала Америку, а затем и весь мир стремительно и безо всякого сопротивления. Она была переведена на очень многие языки. Менялись исполнители и оркестры, аранжировки и обработки, текст - неизменной оставалась лишь «еврейская» её строчка — «бай мир бисту шейн» — и, разумеется, сама мелодия Шолома Секунды.
Наш Леонид Утёсов, всегда чуткий на появление новых зарубежных шлягеров,  откликнулся на «Bay Mir Bistu Sheyn» своим текстом. Песня исполнялась певцом под названием «Моя красавица». Были варианты и у других исполнителей: «Старушка, не спеша», «В кейптаунском порту»…
 А мы слушаем вариант «Вивальди-оркестра» и Сергея Полянского.

Ш. Секунда. "Ты прекрасна".


Особый восторг зала вызвали в этот вечер зарубежные хиты «В настроении» Гленна Миллера, «Брызги шампанского» Люкесси и  «Рио-Рита» Тьери.
Светлана Безродная и «Вивальди- оркестр» подарили ярославской публике настоящий весенний подарок.
Г. Миллер. "В настроении".

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • За попытку - спасибо!
    Режиссер если и не самоубийца, то, по крайней мере, решил поставить планку для прыжков в высоту на олимпийскую отметку, решила я для себя, когда увидела в фестивальной афише Альбера Камю. Насквозь литературная, абсолютно не бытовая философская пьеса, найдет ли она сейчас собеседников среди зрителей?...
    Светлана Гиршон
    Провинциальные диалоги
  • История Призрака в мире торжества материальных ценностей
    91-й театральный сезон в Ярославском театре кукол открылся премьерой спектакля «Кентервильское привидение». И – ах! – как же я рада это событию!
    Лариса Драч
    Ещё не вечер
  • Земля войны (1)
    Наблюдая за трясущимися губами говорящих голов, обсуждающих в европейских ток-шоу нынешний взрыв миграции, все чаще читая парафразы на темы Мечети Парижской Богоматери, памятуя кадры с разноцветной молодежью, крушащей Сен-Дени, нет-нет, да вспоминаю о человеке, сказавшем некогда пленившему его капит...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Код доступа
    Счетная палата РФ с чувством глубокого разочарования констатировала, что широко разрекламированная госпрограмма «Доступная среда» до сих пор ощутимо не улучшила жизнь инвалидов.
    Александр Богатырев
    Есть повод