В Ярославле прозвучит « Реквием» Верди

23 августа в Концертном зале им. Л.В. Собинова впервые в Ярославле в рамках фестиваля «Преображение» Государственным академическим хором « Латвия», участниками фонда Ирины Архиповой (Ольгой Терентьевой - сопрано, Ксенией Вязниковой - меццо-сопрано, Сергеем Спиридоновым - тенор, Алхасом Ферзба - бас и Ярославским симфоническим оркестром будет исполнен "Реквием" – одно из наиболее выдающихся творений Дж. Верди .
Поводом для создания этого произведения явилась смерть итальянского поэта и писателя, автора романа "Обручение" Александро Манцони – художника-гражданина, одного из наиболее крупных деятелей итальянского национально-освободительного движения. Верди восторженно любил Манцони и преклонялся перед ним, как перед замечательным писателем и великим человеком, "образцом добродетели и патриотизма".
Кончина Манцони (22 мая 1873 г.) отозвалась в сердце композитора искренней скорбью. "Я глубоко опечален смертью нашего Великого Человека!" – писал он на следующий день. – "Я приеду на днях с тем, чтобы посетить его могилу – один – так, чтобы меня не видели и с тем, чтобы, может быть (после определённых размышлений и после того, как взвешу свои силы), предложить нечто, дабы почтить его память". Вскоре Верди сообщил в миланский муниципалитет о своём желании посвятить памяти Манцони новое музыкальное произведение. В условиях Италии того времени единственно возможным для этого жанром был реквием (похоронная месса) на традиционный латинский текст.
"Реквием" Верди впервые был исполнен 22 мая 1874 года, в годовщину смерти Манцони, в Милане, в церкви святого Марка под управлением самого автора и при участии грандиозного хора, оркестра и лучших итальянских певцов. Уже через несколько дней "Реквием" был повторён с огромным успехом в миланском оперном театре "Ла Скала", а затем – в Париже, Вене, Петербурге и других городах. И всюду "Реквием" принимали, бурно аплодируя, требовали повторения отдельных номеров.
Традиционную структуру католической службы Верди насытил чисто романтической экспрессией. Музыкально-театральные формы (ариозо, дуэты, трио, квартеты) сообщают сочинению черты оперной выразительности. Благодаря этому Реквием занял прочное место в репертуаре театральных и концертных залов.
 Семь самостоятельных разделов « Реквиема» скреплены путём цементирующего форму возвращения наиболее значительных  эпизодов. Неоднократно возвращается центральный по значению хор «Dies irae» (порой звучат лишь его отголоски). Музыка вступительного хора  « Requiem aeternam» и «Dies irae»появляется вновь в заключительном разделе «Реквиема» « Libera Me», который воспринимается как синтезирующая реприза. Скрепляет форму и интонационное родство тематического материала, объединяющее разнородные образы и настроения.
« Реквием» воспринимается как единое художественное целое, как монументальное музыкальное произведение с доминирующей основной идеей, с ясной логикой симфонического развития.
Скорбь по умершему, гнев, вызванный безжалостным вторжением смерти в жизнь великого человека, любовь и нежность к нему, радость земного существования – эти чувства Верди воплотил искренне, просто и человечно.

№ 1 . Первый  раздел носит название "Requiem aeternam"   (Вечный покой ) и играет роль пролога. В нём выражена основная мысль всего произведения: как бы ни была тяжела потеря и велико горе, жизнь неодолима.
В скорбную молитву о вечном покое вводит горестная фраза виолончелей и скорбные вздохи хора. Строго-сосредоточенное звучание хора – мольба о вечном покое – переходит в светлый полифонический эпизод солистов « Kyrie eleison» («Господи помилуй»).
№2 « Dies irae» («День гнева») рисует остро- конфликтные картины Страшного суда, полные смятения и ужаса. Составляющие эту часть эпизоды напоминают оперные сцены с чередованием хора, сольных ариозо, дуэтов, трио, квартетов.  Хор» Dies irae» лейтмотив всего раздела: мощные аккорды tutti, разрываемые паузами; и затем на фоне тревожных трелей флейты пикколо и низвергающих потоков струнных,- нисходящая  хроматика унисонного хора. Не уступает по силе и вырастающий из хора » Dies irae»  эпизод «Tuba Mirum» («Труба дивная» - бас и хор), где композитор достигает редкой рельефности образов; в ответ на призывный трубный клич как бы вдалеке возникающие отзвуки, приближаясь, разрастаются в грозные фанфарные звучания.
 Затем следуют два лирических эпизода с красивыми печальными мелодиями: соло меццо-сопрано « Liber scriptus» («Книга написанная») и терцет « Quid» («Что скажу я, несчастный»). Они разделены возвращением темы грозного хора « Dies irae». Эпизод « Rex  tremendae»  построен на контрасте мрачных фраз хора и умоляющих - квартета солистов. Следующие три эпизода - лирические: светлый, спокойный женский дуэт « Recordare» («Помяни, Иисус благой»), совершенно по-оперному звучащее ариозо тенора « Ingemisco» («Виновный, вздыхаю и каюсь»), величавое, но более скорбное соло баса « Суд изрекши посрамленным». В последний раз возникающий в этой части грозный « Dies irae» гораздо короче предыдущих проведений и вскоре уступает место печально умиротворенному квартету с хором « Lacrymosa»(«Слезный день тот»). Это завершающий 2-ю часть эпизод - один из самых проникновенных, с  мелодией удивительной красоты.
Три последующие части образуют светлый мир произведения.
 №3 «Offertorio» («Приношение даров») - декоративно созерцательный квартет солистов развертывающийся неторопливо, в приглушенной звучности.
 №4 «Sanctus» («Свят»), открывающийся соло труб, - блестящая фуга для двойного хора, воплощение созидательной ликующей силы жизни.
 №5 «Agnus Dei» («Агнец Божий») - это одна из лучших, вдохновеннейших лирических страниц « Реквиема».   Сдержанный, отрешенный дуэт женских голосов, вариации в старинном стиле на необычную тему в духе средневекового церковного песнопения в унисон.
 №6 «Lux aeterna» («Вечный свет») - терцет солистов, построенный на контрасте света и тьмы, с постепенным возвращением настроений 1-й части.
№7 «Libera me» («Освободи меня, Господи») – грандиозный по своим масштабам эпилог «Реквиема». Он открывается страстным, выразительным речитативом солистки; затем проходят основные темы «Dies irae» (2 ч.)  и» Requiem aeternam» (1 ч.).. Однако Верди не заканчивает свое сочинение традиционной молитвой о вечном покое. «Реквием» завершает монументальная фуга  « Libera me»с темой героического, волевого характера, которая звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа. В энергических сочетаниях этой темы нетрудно узнать несколько изменённую тему 2 части «Rex tremendae». Заключительный взрыв отчаяния резко обрывается и — будто пресеклось дыхание —« Реквием»  заканчивается зловещим шепотом. Дух повержен, но не сломлен — таков идейный вывод этого гигантского произведения.

Материал  подготовлен с использованием книги «Джузеппе Верди». Соловцова Л. А.-4-е изд.-М:Музыка,1986;
 статей с сайта Михайловского театра: 
http://www.reserve.sp.ru/opera/spectacl/r_requiem.htm#up
и Мариинского театра:
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2012/4/28/2_1900/


Дж. Верди. Реквием.(видео)





Видео предоставляет возможность прослушать двух из четырёх солистов, выступающих в Ярославле: Ксения Вязникова, Сергей Спиридонов; Соло сопрано : Мария Горелова ( на фестивальном выступлении в Ярославле – О. Терентьева).Бас: Алхаз Ферзба ( на концерте в Ярославле - Гарри Агаджанян).
Пензенская Губернаторская симфоническая капелла под управлением Владимира Каширского.


Культурная эволюция



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»