В Ярославле откроется выставка Тамары Никифоровой

Всегда мечтала побывать в мастерской художника. Вдохнуть аромат красок, увидеть мольберт и незаконченную картину и, может быть (недостижимо!), посмотреть на сам процесс работы. Случай привел меня в одну из мастерских известного в Ярославле объединения художников «Десятый этаж». Зная, что там творит отличный колорист, некоторые работы которого видела на недавно прошедшей выставке, посвященной двадцатилетнему юбилею объединения, приготовилась к новым впечатлениям. И получила!
Прямо у входа, в ряду прислоненных к стене картин, взгляд выхватил небольшой зимний пейзаж. Белый дом на белом снегу и два, призывно светящихся теплым светом, окна. На улице в этот день нещадно жарило июльское солнце, а я вдруг остро ощутила холод зимнего вечера и манящий уют комнаты за горящими  окнами.

Оказалось, что понравившаяся мне картина («Зимние сумерки»),  так же, как и остальные, находящиеся в мастерской, принадлежат кисти  ярославской художницы Тамары Никифоровой. В мастерской своего мужа, Ивана Никифорова, она просматривала и отбирала работы к своей юбилейной  выставке. Я бы не отбирала – взяла бы все, что увидела, но в Выставочном зале  для работ картин отведено два небольших зала и, конечно, требуется эта нелегкая для автора процедура.


Тамара Никифорова

Тамара Никифорова родилась в Ярославле в 1953 году. В детстве совсем не мечтала о профессии художника. Любила читать книги (отец записал ее в библиотеку в 5 лет) и думала, что с литературой и будет как-то связана её будущая профессия. Но, однажды, в компании друзей – студентов художественного училища, ей в шутку предложили попробовать свои силы в портрете. К удивлению студентов, набросок оказался очень неплохим и тогда, уже всерьез, уговорили ее поступать в училище. В годы учебы Тамара уже осознанно стремилась связать два своих увлечения – живопись и литературу и после окончания художественного училища поступила в Московский Полиграфический институт на отделение книжной графики.  Но, к тому времени, она уже была замужем за своим однокурсником Иваном Никифоровым, который в тот же год, что и Тамара, поступил в Московское художественное училище (знаменитую Строгановку).  И был маленький сын, и на что-то надо было всем в Москве жить. И, несмотря  на то, что оба устроились подрабатывать, учебу Тамаре пришлось оставить. Не редкость, когда  женщина творческой профессии, связав свою судьбу с подобным  мужчиной,  должна сделать выбор в пользу семьи.
Вскоре Тамаре переехала назад в Ярославль и устроилась педагогом в изостудию ДК Нефтяников. Даже после окончания Иваном учебы, посвятить себя полностью  творчеству, им не всегда удавалось. Работали за квартиру художниками на Судостроительном заводе, брали подработки. Получили квартиру, подрос сын -  у Тамары появилось время всерьез заняться творчеством.


Внуки

 В 90-е годы она успешно занималась иконописью. Эти годы ознаменовались  участием в областных, республиканских, зарубежных выставках. Немецкие города – побратимы Ярославля: Ханау и Гофгайсмар, в 1993 году организовали  совместную выставку художников нашего города в Германии. Среди них была и Тамара Никифорова. Многие её работы прямо с выставки отправились в частные коллекции Германии. 


Новоселье

Остановлюсь  еще на одном важном моменте девяностых годов. Вместе с друзьями – художниками по совместной учебе в Ярославском художественном училище: Михаилом Кораблевым, Вениамином Маляновым,  Александром Петровым,  Владимиром Чеперегиным, Иван и Тамара Никифоровы, весной и осенью, выезжали на пленэр в деревню Бабайки  Углического района. Колхоз предоставлял им помещение бывшей школы, где художники  жили и работали.  Это время в творчестве Тамары Никифоровой нашло отражение в работах серии «Бабайки». По признанию художницы картины писались «с любовью к друзьям». С большим чувством юмора запечатлены дружеские посиделки, банные приключения, ловля рыбы, в общем, жизнь. Спустя два десятилетия эти полотна  -  летопись того периода их жизни: с узнаваемыми лицами, характерными жестами, улыбками.  И в каждой работе этой серии - природа  ярославской земли -  такая знакомая, привычная  и родная.
Ярославский художественный музей  в свое время приобрел полотна именно этой серии.

Мишин подвиг

Встреча 1 мая


В 2000 году Тамару Никифорову приняли в Союз художников России.
Что, безусловно, привлечет внимание зрителей на предстоящей в ноябре выставке, так это портретная серия. Как и в «Бабайках», в ней много автобиографического.  Портреты отца художницы, сына, мужа, внуков, друзей.

Портреты сына Ивана

У каждого портрета своя маленькая предыстория. Мама и папа художницы в дни молодости в саду, в котором увидели друг друга впервые – «В Рабочем саду».  Каждую осень всей семьей собирали яблоки в отцовском саду - «Папин праздник». Получили квартиру  - «Новоселье». Приехали внучата в гости - «Сентябрь».  Полны скрытого драматизма портрет сына – «Жизнь пройти – не поле перейти», портрет с братом – «Мечты». Бьет радостью жизни  серия портретов «Поколение Next».


Папин праздник

Мечты

Пейзажи художницы навеяны впечатлениями от прогулок в городе, лесу, парках.  Отдельная тема - натюрморты. Это тот жанр, лучшие работы которого могут не появиться на выставке, так как прочно заняли свое место в квартирах ярославских заказчиков. Жаль, что мы их не увидим, но картины и не должны  оставаться в мастерской художника. В утешение посетителям могу пообещать, что выбор натюрмортов все-таки будет достаточный. Выставка откроется в день рождения Тамары Никифоровой  - 6 ноября в Выставочном зале Союза художников (Максимова, 15).
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»