Театральные заметки. А. Островский "Таланты и поклонники"

«Таланты и поклонники» - одна из пьес А. Н. Островского о закулисной жизни в театре, актуальная во все времена. Несмотря на то, что она была создана в конце позапрошлого века, и сегодня сюжет кажется злободневным. Юная актриса Александра Негина красива и талантлива. Но редко, когда талант воспринимается окружающими адекватно. Для актрисы Негиной такая ситуация стала подлинной драмой: окружающие ее люди не видели в ней человека искусства. Но, как истинная актриса, Негина ради своего таланта жертвует всем, даже любовью, чтобы остаться верной своему призванию - сцене.


Дулебов (з.А.России Валерий Кириллов) и Бакин (Алексей Кузьмин)

Сюжет пьесы скорее трагический, чем комический. Но у Островского стоит комедия, и режиссёр должен поставить именно её. Но, как известно, у медали существуют две стороны: и трагедию можно поставить с иронией, и в комедии найти трагические ноты. Что же зритель видит в новой постановке народного артиста России Александра Кузина? Статус комедии режиссёр поддерживает с помощью большей части героев пьесы: молодого купчика Васи (Юрий Круглов), трагика Громилова (Николай Шрайбер), актрисы Смельской ( Александра Чилин – Гири), губернского чиновника Бакина (Алексей Кузьмин) и др. Совершенно неожиданно, сюда попадает и князь Дулебов ( з. а. России Валерий Кириллов). 


Дулебов (з.а.России Валерий Кириллов)

Валерий Кириллов в роли князя Дулебова отнюдь не пожилой человек, несмотря на волосы с сединой. Скорее они придают ему дополнительный шик опытного мужчины. Дулебов настоящий денди: белоснежный костюм, белые шляпа и ботинки, голубой жилет, бутоньерка и трость. Он  изящен, энергичен, грациозен, полон жизни и сластолюбивых желаний. Кириллов  играет в своей лучшей гротесковой манере, очень ярко и тонко, не переходя опасную грань от комизма к клоунаде.


   Громилов (Николай Шрайбер) и Вася (Юрий Круглов)

Порадовал актёрской работой  Юрий Круглов. Историю молодого купчика Васи в его исполнении можно живо представить: скорей всего был в помощниках у отца, подчинялся его воле, набирался опыта и, наконец, получив капитал, стал сам себе хозяин. Купеческая смекалка в нём сильна. Как он мгновенно включился в сделку с бенефисом, увидев, что можно легко и быстро «взять» денежки. В этом отношении за него можно быть спокойным. Но бурлят, кипят в нём молодые силы, которые он ещё и сам не знает, куда направить. Отсюда и загулы с актёрской братией.

Сцены Васи с трагиком Громиловым зрители встречают и провожают  аплодисментами. Николай Шрайбер в роли Громилова вызывает у зрителей и смех, и сочувствие. Тема  «погибающего от жажды»  русскому человеку близка. А  идущий из души крик: «Вася! Где Вася?» - может просто стать нарицательной фразой. Удачно вписалась в образ крупная фигура артиста, его зычный, «громовой» голос. А короткая стрижка, которая в первый момент кажется просчётом, приближает этот образ к современности.  Поистине классика вечна!


Матрена (з.а.России Татьяна Исаева) и Великатов (В.Майзингер)

Роль Матрёны в пьесе крохотная. У Островского она появляется в третьем действии (в новой постановке пьесы при одном антракте это  второе). Режиссёр немного «подправил» драматурга, и кухарка появляется с начала первого действия. Если бы Островский знал, что Матрёну будет играть з. а. России Татьяна Исаева, думаю, он поступил бы так же, как Александр Кузин. Фразы Домны Пантелеевны, «отнятые» у неё режиссёром,  органично вписались в роль Матрёны и оживили мизансцены. Дуэт Матрёны и Домны Пантелеевны в начале спектакля превосходен. Трудно на сцене играть слушающего человека и удерживать внимание зрителя, но Татьяна Исаева буквально заставляет наблюдать зал за тем, как  Матрёна со вкусом, не торопясь пьёт чай, чувствовать, как тает у неё во рту кусочек сахара. Исаева создала образ «своей» в доме кухарки, которая и самовар вовремя поставит, и с хозяйкой за столом чай попьёт, и посочувствует ей, и себя не обидит: слушает, а про сахарок и бараночки  не забывает. Походка Матрёны «уточкой» напоминает зрителю Матрёну из известного фильма, и этот элемент пародии привносит необходимый комизм в трактовку роли.

Роль Домны Пантелеевны -  несомненная удача з.а. России Татьяны Ивановой. Сыграна ярко, темпераментно. Иной  эту героиню трудно представить. Женщина, наученная выживать, но не потерявшая ни сердца, ни сопереживания, ни  внутренней силы.  

Владимир Майзингер в роли Великатова убедительно сыграл богатого, влиятельного, но одинокого, скучающего человека. У него есть всё, что можно пожелать: отличное поместье, заводы. Он  не проматывает денежки, а умножает их, используя любой случай. А уж если денежные интересы совпадают с интересом к женщине – грех упустить! Так в сцене с покупкой бенефиса Негиной  Великатов выходит из своего обычного меланхолического настроения и с азартом проворачивает выгодное дельце. И любимой женщине помог, и сам  не в проигрыше. В. Майзингер на протяжении всего спектакля очень тонко показывает сквозь внешнюю невозмутимость Великатова его  азарт и  расчёт. Ох, совсем не прост этот помещик! Оправдывает характеристику  Бакина: «…в нашем обществе он больше молчит… никогда не спорит, со всеми соглашается. И никак не разберёшь, серьёзно он говорит или мистифицирует тебя».  И комичное целование руки кухарке Матрёне не выбивается из характера роли, предложенной артистом. Это прорывается изнутри ликование. Чувствует, чувствует Великатов, что не останется  в накладе: завоюет он Негину своей почтительностью, деликатными подарками, возможностью с его помощью продолжать быть на сцене.

Перейдём к совсем не комическим персонажам.


Домна Пантелевна (з.а.России Ирина Сидорова), Нароков(з.а.России Валерий Соколов), Матрена (з.а.России Татьяна Иванова)

Старый бутафор Нароков (з. а России Валерий Соколов), слывущий «чудаком» и «сумасшедшим», душа которого «из тонких парфюмов соткана», совсем не кажется таковым в своём обожании Негиной. Он единственный из всех, кто видит в ней чистоту и талант. И от этого так трогательна его любовь к Негиной. В. Соколов  в чудаковатости своего персонажа открывает зрителю душу не сломленного и не перекроенного жизнью человека, счастливого своей любовью к женщине и театру.


Петя (Виталий Даушев)

Роль Пети Мелузова играет молодой артист Виталий Даушев. Совсем недавно он  блеснул в премьерном спектакле «Бабаня»,  сыграл обаятельного  героя в  «Бульваре удачи».  И вот новая роль. Мелузов – бедный студент, труженик, воспитанный на традициях героев роман Н. Чернышевского «Что делать», так хорошо знакомому зрителям старшего возраста. Отголоски романа особенно заметны в сцене, когда Мелузов приглашает Негину к «дружеской исповеди». Мелузов проповедует твёрдые нравственные правила, принятые в демократической студенческой среде, жизнь в честной бедности, не понимая, что театр, который он считает чем-то легковесным и  барской забавой, для Негиной - смысл жизни. Понимание этого приходит к нему слишком поздно. Правдивый и бескорыстный Мелузов вызывает симпатию зрителей. Но в этой роли артисту хотелось бы пожелать разнообразия оттенков в характеристике роли. Для этого у него есть все данные.

Центральную роль – молодой актрисы Негиной, режиссёр поручил пришедшей в театр в 2012 году Виктории Мирошниковой. В начале спектакля зритель видит нравственно чистую и несколько наивную девушку, но обстоятельства ломают её судьбу, ставя в безвыходное положение.

Негина (Виктория Мирошникова) и Домна Пантелевна (н.а.России Татьяна Иванова)

Негина сознаёт, что она не героиня, и не находит в себе сил бороться, не видя ни в ком настоящей поддержки. Она соглашается на предложение Великатова уехать с ним и продолжить артистическую карьеру. Кажется, что финал благополучен: Негина остаётся актрисой театра. Но остаётся глубоко одинокой и несчастной. Роль неоднозначная. Сыграть её нелегко: мало действия,  больше психологических переживаний. Вероятно, режиссёр посчитал, что молодую актрису Негину должна играть молодая же актриса. С этим трудно не согласиться – молодость и свежесть ничем не подменишь. Но ярких эмоций в трактовке роли явно не хватает. Они прорываются лишь в конце – в сцене на вокзале. Здесь Виктория Мирошникова наконец раскрылась, и зрители почувствовали всю глубину внутренних переживаний её героини.


сцена из спектакля

Стоит отметить оформление спектакля. Стильные, минималистические декорации з. х. России, Лауреата Государственной премии, лауреата Национальной театральной премии "Золотая маска России" Александра Орлова превосходны. Классическая пьеса приобретает с ними современный облик. Это относится и к костюмам артистов, созданных лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" Ириной Чередниковой. Выдержанные в стиле XIX века, но с лёгким оттенком нашего времени, они гармонично перекликаются с художественным оформлением сцены.

В последние годы, благодаря интернету и некоторым каналам телевидения, можно было увидеть много авангардных постановок классических произведений и на Западе, и в России. У Александра  Кузина постановка пьесы « Таланты и поклонники» традиционная. Он не боится показаться не новатором, и это привлекает. Никто не против новаций, но может классика останется классикой, а всё новаторство режиссёров достанется современным произведениям?

 Фото сайта  Театра имени Волкова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»