Праздник музыки в Ярославле

XIII Международный театральный фестиваль имени Фёдора Волкова сделал ярославцам подарок -27 сентября на сцене театра впервые в Ярославле выступил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова под руководством маэстро Владимира Понькина. Госоркестр уже более 75 лет является одним из ведущих коллективов страны. У каждого оркестра своя история. История Госоркестра началась 5 октября 1936 года с выступления в Большом зале Московской консерватории.
Создателем оркестра и его первым главным дирижёром  был один из самых ярких  музыкантов того времени Александр Гаук. Эстафету руководства в  последующие годы принимали лучшие советские и российские музыканты: Натан Рахлин, Константин Иванов, Евгений Светланов, Василий Синайский,  Марк Горенштейн. Год назад дирижёрская  палочка перешла Владимиру Юровскому. В 2005 г. Государственному академическому симфоническому оркестру России было присвоено имя Е. Ф. Светланова - в связи с бесценным вкладом этого дирижёра в российскую музыкальную культуру.
  Творческий путь Госоркестра – это концерты в самых престижных залах мира, сотрудничество с выдающимися  музыкантами и  дирижёрами, эталонные записи музыкальных произведений.
Пришло время и ярославцам услышать этот легендарный оркестр. За дирижёрским пультом стоял в этот вечер всемирно известный дирижёр Владимир Понькин. Старшее поколение ярославцев помнит его как главного дирижёра Ярославского симфонического оркестра в 1985 – 1987 г.г.
Ученик Геннадия Рождественского, Владимир Понькин в разные годы возглавлял Государственный симфонический оркестр кинематографии, Краковский филармонический оркестр, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П.Осипова, занимал пост главного дирижера Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Центра оперного пения Галины Вишневской, Государственного Малого симфонического оркестра (переименован в Государственный симфонический оркестр под управлением Владимира Понькина).
В настоящее время В. Понькин -  главный дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера» под управлением Дмитрия Бертмана и художественный руководитель и главный дирижер Кубанского симфонического оркестра.
Программа концерта в Ярославле включала «Шехерезаду» Н. Римского – Корсакова и « Весну священную» И. Стравинского. Сразу скажу, что оба произведения были исполнены блестяще. Дирижёрская техника В. Понькина великолепна, я назвала бы её техникой пальцев. Смотришь только на кисти рук,  в них вся воля, энергия дирижера. Завораживают, захватывают их  движения: то трепетно – изящные, то ударно – чёткие,  но всегда выразительные и ясные.
Первое отделение было отдано чарующей, пленительной музыке Римского – Корсакова. Зал наслаждался, упивался исполнением «Шехерезады» и, забывая правила, начинал в восторге аплодировать после каждой части (приносим извинения оркестру и дирижёру). Восторженные овации длились несколько минут после того, как замерли последние звуки. Уйти со сцены на перерыв музыканты не могли.  Ситуацию, как и положено, выправил дирижёр.  Улыбнувшись, Владимир Понькин напомнил публике, что будет ещё и второе отделение.
 Во втором отделении концерта прозвучала музыка балета «Весна Священная» Игоря Стравинского. В основу замысла балета лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Молодой композитор-новатор и уже известный художник, академик Николай Рерих приступили к совместной работе над балетом «Весна священная» в 1910 году. Стравинский писал музыку. Рерих создавал декорации и эскизы к костюмам. Практически, балет «Весна священная» не имеет традиционной сюжетной линии. Это музыкально-хореографическая фантазия на вечную тему возрождения природы к новой жизни, как определял Стравинский «стихийное воскрешение зачатия всемирного». Плод совместного творчества был предложен Сергею Дягилеву, и уже в 1913 году постановка была осуществлена в Париже в рамках знаменитых «Русских сезонов». Постановщиком этого балета был великий русский танцовщик и хореограф Вацлав Нижинский. Однако, огромный труд трёх великих художников и великого продюсера поначалу не был оценён публикой. Во время премьеры балета, зрители пришли в негодование от музыки Стравинского и хореографии Нижинского и освистали балет. Пресса была разгромной. Один из критиков, писавший об «абсурдности» балета, тем не менее, в конце статьи парадоксально высказал очень проницательную мысль: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году». «Доросли». Уже через год в концерте под управлением Пьера Монтё «Весну» ожидал триумф, который с тех пор постоянно сопровождает это выдающееся произведение, ставшее символом ультрасовременных тенденций в музыке и  вошедшее в основной репертуар симфонических оркестров мира. Но, развалясь в кресле, это произведение Стравинского и сейчас не послушаешь. Господствующая стихия «Весны» - это ритм: гипнотический, могучий, все себе подчиняющий. Ярославская публика напряжённо вслушивалась в диссонансы, ловила постоянно меняющиеся ритм и выдохнула аплодисментами лишь через несколько секунд после окончания звучания, словно  очнувшись от наваждения.
 Поблагодарить Владимира Понькина и оркестр от имени ярославцев за потрясающее исполнение вышел с букетом цветов главный дирижёр Ярославского академического симфонического оркестра Мурад  Аннамамедов .  В порыве чувств и , помня, что находится на театральной сцене, он опустился на одно колено перед бывшим главным дирижёром и преподнёс цветы.

На фото:Мурад Аннамамедов и Владимир Понькин.

 Зал был тронут.  Всё закончилось дружескими объятиями главных дирижёров.  Про «бисы» как-то забыли…  А жаль!
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»