Подарок Владимира Спивакова прозвучит в Ярославле

11 ноября в Ярославском художественном музее состоится концерт из цикла «Лица времени». Ярославцам знакомо это название и его исполнители:лауреаты всероссийских конкурсов Юрий Дашевский и Юлия Груздева продолжают совместный музыкальный проект. Общая идея проекта – раскрыть в каждом из концертов историю музыки от XVII века до наших дней. С первым концертом этого цикла слушатели познакомились в сентябре прошлого года. И вот впереди  новая встреча.
Музыканты продолжат знакомить зрителей с творчеством композиторов разных эпох, музыка которых отражает своё время, раскрывает его лицо. Во все времена люди испытывают похожие чувства, переживания: мечты, любовь, счастье, радость, боль, страдание, разочарование, одиночество. Но каждому времени присущ свой музыкальный язык, свой стиль, при помощи которого композиторы раскрывают внутренний мир человека. Программа концерта напоминает путешествие во времени: XVII –XIX - XXв.в.
 XVII век - барокко ведёт нас к музыке И. С. Баха , наделённой тонким интеллектуальным нервом, глубоким погружением во внутренний мир человека.
 Концерт откроет «Соната для скрипки и клавира №4 c-moll» И.С. Баха. Звучание клавесина поможет слушателям в полной мере ощутить атмосферу баховского времени, когда ещё не было фортепиано, а звучал небесный звук клавесина.
Творчество Шумана принадлежит к наиболее обаятельным страницам в истории музыкального романтизма XIX в. Удивительное слияние самобытности с красотой, широкий полет фантазии романтика идеалиста, страстные мятежные порывы и мечтательная лирика, портретные характеристики людей и поэтические картины природы, жанрово-танцевальные эпизоды и тонкие оттенки душевных движений и психологических состояний - все это нашло в музыке Шумана совершенное художественное воплощение.  Драматическое напряжение, накал человеческих страстей услышит зритель в виртуозной  «Сонате №1 op.105 для скрипки и фортепиано a-moll» .
Второе отделение концерта приводит зрителей в ХХ век. Прозвучит «Соната №1 op.80 для скрипки и фортепиано f-moll» С. Прокофьева. Прокофьев — композитор нового века, и его музыкальный язык заметно отличается от языка Шумана.
Музыка ХХ века пропитана духом новаторства, смело использует красочные, порой диссонирующие аккорды, более свободно относится к ладу, в котором чаще появляются хроматические, «чужие» звуки, часто применяет причудливую фактуру, заметно отступает от «правил» музыкальной формы, заставляет слушателя сосредоточенно вслушиваться в непривычное звучание, вызывая яркие и сильные ощущения.
Заканчивается концерт произведением Б.Бартока «Шесть народных румынских танцев». Оно стало результатом работы композитора по изучению национального фольклора.  «Румынские танцы» Б.Барток написал для фортепиано. Но первое же исполнение их в концерте удручило композитора. Публика вежливо поаплодировала, но не более того. Затем Б.Барток создал оркестровую версию этих танцев. Успех был почти таким же. Прошло какое-то время и  талантливый венгерский музыкант Секей сделал для молодой яркой венгерской скрипачки Эли д'Араньи аранжировку «Румынских танцев для скрипки с фортепиано». Эли исполнила их в Париже. Успех был ошеломляющим. На концерте присутствовал Морис Равель. Он просто влюбился в Эли. После этого концерта Равель, позабыв обо всём на свете, отложив все свои начатые произведения, принялся писать для скрипачки произведение, ставшее шедевром - концертную фантазию "Tzigane". Благодаря блестящей транскрипции для скрипки и фортепиано «Румынские танцы»  получили широкую известность. Яркая, воодушевляющая музыка, сочетающая народные мотивы и композиторские находки, всегда с восторгом воспринимается зрителями.
Давайте последуем примеру Мориса Равеля : отложим все свои дела, чтобы послушать один из интереснейших концертов этого сезона в Ярославском художественном музее. Тем более, что играть будет один из лучших скрипачей камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Юрий Дашевский на скрипке – работы французского мастера XIX века, выбранной лично Владимиром Спиваковым для него в Париже.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»