"Объекты любви" Елены Мухиной

Ярославский Фонд развития культуры открыл новую выставку «Объекты любви» в театре им. Ф. Волкова. Вслед за работами Игоря Сакурова, Андрея Аранышева, Михаила Бекетова, совместный проект фонда и театра представляет произведения ярославской художницы Елены Мухиной. Дочь известного ярославского художника Ф.В.Новотельнова, она с детства приобщилась к карандашу и краскам. Увлечение переросло в профессию. Художница - член Союза художников СССР (1985), участница республиканских и областных выставок, а также зарубежных: в Индии, Италии, Германии. Японии, Великобритании.
  Последняя персональная выставка Елены Мухиной в Ярославле с большим успехом прошла в 2009 году.  Судя по количеству публики, журналистов и фотографов, пришедших на вернисаж 1 июня, творчество художницы любят и ценят в нашем городе.  На открытии присутствовали многочисленные друзья и поклонники. Поздравления, букеты цветов…




Зрители приходили задолго до открытия и, не дожидаясь торжественных речей, бурно обсуждали работы художницы.
Организаторам потребовались некоторые усилия, чтобы собрать всех в главный зал. Президент Фонда культурного развития Александр Орлов, охарактеризовал тематику картин Елены Мухиной так: «Любая женщина хороша, но главное, чтобы она сама об этом всегда помнила». Атмосферу события можно почувствовать, прослушав выступления
Елены Мухиной и Николая Мухина.



Целый месяц  (1 июня – 1 июля) посетители театра могут видеть работы художницы последних пяти лет. По славам Елены Мухиной, картины пришлось подбирать из разных тематических циклов, так как пространство стен фойе, разделённых на ниши, диктовало определённые размеры экспонатов. Художница призналась, что любит создавать полотна большого формата, на которых можно использовать широкий мазок.

В трех залах фойе театра царствует Женщина. Художница больше 20 лет занимается изображением обнаженной женской натурой. Для тех. кто не видел этих произведений и сомневается в целесообразности их размещения в академическом театре, сообщаю, что в работах старых европейских мастеров больше откровенности, чем в современных произведениях ярославской художницы. Полностью неприкрытой обнажённой натуры немного, всё в общих чертах, без детализации. Порнографической тенденции не наблюдается.  Главное для Елены Мухиной – показать ничем не стеснённое тело в движении.
« Я – человек энергичный, не столько даже в жизни, сколько в живописи» - говорит художница.
К движению Е. Мухина добавляет ещё  два  критерия: форма и цвет. Художница вспоминает, что в детстве занималась в балетной студии при клубе «Гигант» и даже мечтала стать балериной. Рисовала балерин и танцоров. Сейчас эта тема неожиданно вернулась в цикле картин «Танец». Движение и цвет в этих работах очень убедительны.  Характерные движения каждого танца очень точно схвачены художницей. Почти на каждой картине цикла Мухина пишет название танца. Но можно было этого не делать - зритель и так догадался бы. Цвет в работах у художницы также играет на название танца. 
Огненные краски бушуют в страстной «Цыганочке» и темпераментной «Макарэне».


Фигура девушки, озорно отплясывающей «Польку-бабочку», выдержана в голубовато-белых тонах, под стать тельняшке морячка, самозабвенно играющего на гитаре.  Рыжий цвет волос красавицы дублируется в корпусе гитары и загорелом теле кавалера, вернувшегося из жарких стран.


А какой задор в русском танце под гармошку («Играй гармонь»)! Не оторвать глаз от розового,  чувственного тела девушки. Эх, хороша! Паренёк-то против такой красавицы уходит на второй план. И фуражка с цветочком, лихо надетая набекрень, не спасает. Вообще, мужчины на картинах Елены Мухиной, как правило, худощавы, стройны, современны («Пляж I).


 А женщины, полные жизни и здоровья, могут  быть отнесены к  любой эпохе. Мода приходит и уходит, а идеал русской женщины остаётся.
Задерживает внимание картина «Обнажённая на белом». На холодном  белоснежном постельном белье тёплое нежное тело, только что проснувшейся женщины. Сочетание оттенков холодного и тёплого цветов превосходно!

Тонкий юмор покоряет в «Маркизе»: женщина полностью обнажена, но на голове изящная широкополая шляпа. Из-под её полей игриво смотрят на зрителя смешливые глаза. Как тут не вспомнить известное народное изречение (с небольшим изменением): «Безо всего, а в шляпе». Затаённый юмор художницы присутствует во многих её работах и придаёт им особенное очарование и своеобразие.


«Пляж II»
: привычный эпизод – мужчина прикрывает большим полотенцем женщину, снимающую мокрые трусики. От пляжных нескромных взглядов прикрыл, но выставил напоказ нам – зрителям. Как тут не улыбнуться!


Интересны жанровые произведения с их незатейливыми сюжетами. Здесь первое место отдано цвету: яркому, насыщенному: «Отдыхают все», «Хочешь вишенку?» и др. В жанровых картинах присутствует много красивых цветов (не забываем, что картины созданы женщиной). Они повсюду – в сплетённых венках, в руках, просто растут на земле. Ходи, смотри, любуйся.



Выставки в театре Волкова, организованные Фондом культурного развития Ярославля, становятся хорошей традицией. Мы их ждём, рассчитывая увидеть интересные работы ярославских художников, и наши надежды оправдываются. Будем надеяться, что и в следующем сезоне, нас будут радовать новые произведения и новые имена.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»