Музыкальный сад Андреса Мустонена

20 ноября в Ярославской филармонии выступил эстонский ансамбль старинной музыки «Hortus Musicus» (лат. «Музыкальный сад»). «Hortus Musicus» был создан в 1972 году по инициативе скрипача Андреса Мустонена (тогда – студента Таллиннской консерватории), бессменным руководителем которого он с тех пор является. Молодые музыканты хотели исполнять ту музыку, которая соответствовала их энергичному стремлению найти и играть нечто оригинальное и неизвестное.
 Внимание привлекла европейская музыка  от позднего ренессанса до мастеров эпохи барокко. За годы существования ансамбля на его концертах «прошла» вся история европейской музыки, от VIII века до наших дней: григорианский хорал, органумы, средневековая литургическая драма, гимны и мотеты, франко-фламандская школа, мастера итальянского треченто, полифония XVI века, французские шансон и итальянские мадригалы, фроттолы и вилланеллы , сюиты из ренессансных танцев со всей Европы, старинные сонаты и светские крупные сочинения мастеров барокко XVII-XVIII вв. Музыканты настолько глубоко постигли различные жанры средневекового исполнительства, что это позволяет им свободно импровизировать в тех или иных жанровых рамках.
Каждый концерт коллектива представляет собой музыкальный спектакль с костюмами соответствующей эпохи и использованием  оригинальных музыкальных инструментов. В ансамбле звучат: куртал (средневековый фагот), сагбут (старинный тромбон), средневековый уд ( арабская лютня), барочная viola da gamba, различные флейты, бубны. Эти инструменты, сделаны по оригиналам, хранящимся в музеях Берлина, Брюсселя, Парижа.   Это так называемые аутентичные инструменты. Но используются и те, которые звучат в современных оркестрах: скрипка, контрабас. Клавесин  - непременный участник многих концертов ансамбля. Экспериментируя со звуком, постоянно меняя состав инструментов, солисты «Hortus Musicus» добиваются удивительных результатов звучания.
Ансамбль исполняет и современную музыку XX века - произведения Арво Пярта, Кшиштофа Пендерецкого, Тору Такемицу, Валентина Сильвестрова, Владимира Мартынова, Софьи Губайдулиной, Гии Канчели. Современная музыка в исполнении «Hortus Musicus» несет в себе те же ценности, что мы находим в ранней музыке: чистоту и ясность формы, гармонию и красоту в простых вещах.
Ярославль знает и понимает старинную музыку. Камерный ансамбль «Барокко» регулярно на протяжении 45 лет знакомил ярославцев с русской и западноевропейской барочной музыкой. Но музыку, которую играет «Hortus Musicus», удаётся  ярославским любителям старинной музыки слушать в единичных случаях. Например, в 2010 году, в первый приезд эстонского ансамбля. Поэтому и интерес к концерту «Hortus Musicus» был огромный. В 2012 году исполнилось 40 лет коллективу. Ярославцы услышали новую программу юбилейного тура ансамбля, с которой музыканты посетили многие страны. В России концерты прошли в трёх городах: Москве, Петербурге и Ярославле. Приятно быть в такой тройке, не правда ли?
 Программа концерта напоминала путешествие по странам Западной Европы.  Вначале европейский туристический маршрут: Англия, Италия, Франция, Испания. Затем появился привкус экзотики и смена континентов: Греция, Турция, Крым, Индия, Израиль. Не забывайте, что путешествие проходит в  XVI-XVII веках.
 Первое отделение концерта началось с  музыки Энтони Холборна, английского композитора XVI века, служившего при дворе королевы Елизаветы I . «Павана»  - медленный танец-шествие испанского происхождения, торжественный и горделивый. Английская музыка была представлена лучшими композиторами: Энтони Холборн, Томас Морли, Генри Персёлл. На сцене звучал поток мелодий, словно вышедших из глубины души: свежих, чистых, ясных.
Италия того времени немыслима без  мадригалов Клаудио Монтеверди.  В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — вокальная пьеса для сольного голоса или многоголосного ансамбля, часто с сопровождением инструментов. Монтеверди был одним из основоположников жанра мадригальной комедии, когда исполняемые последовательно мадригалы, соединённые с драматическим действием, складывались в цельное повествование. Монтеверди считается создателем   итальянской комической оперы. И, действительно, в исполненных музыкантами «Hortus Musicus» мадригалах, звучали и сольные партии певцов, и ансамбли, т. е. то, что стало впоследствии основой оперы. Заметим, что все вокальные произведения, звучащие в концертах, исполняются певцами на языке оригинала.
Во Франции зритель попадает на бал. Француз Пьер Аттеньян не был композитором, он был издателем XVI века. Именно из его нотных сборников была составлена танцевальная сюита. Очень изящная, с разнохарактерными танцами – она представила полную картину старинного французского бала.
Первое отделение закончилось в Испании: Каталонии и Андалузии. Яркая, страстная музыка, оказывается, отличала Испанию ещё в XVI веке.
Второе отделение познакомило слушателей с македонской, греческой, турецкой, крымско-татарской музыкой. Любителям индийской музыки музыканты приготовили сюрприз – старинную индийскую рагу. Звучание её, к счастью, ничем не напоминало музыку индийских кинофильмов. Скорее она  вызывала в памяти прекрасные индийские храмы, священную реку Ганг.
 «Гвоздём» программы второго отделения стало исполнение еврейской музыки. Как сказал Андрес Мустонен: «Это музыка, звучащая в синагогах». Мелодии звучали старинные, но в аранжировках чувствовался современный стиль и воспринимались они легко. Музыканты вкладывали в исполнение каждого произведения столько чувства,  что наградой музыкантам стали бурные овации зала и вызов на «бис».
Четыре десятилетия с момента образования – срок немалый. Состав музыкантов за это время остался почти прежним. Но кто скажет, что этим увлечённым, полным энергии людям под шестьдесят? После концерта Андрес Мустонен сказал: «Мне по возрасту скоро будет 60 лет. Но это не так. Я ощущаю себя на 35.»  Не прав маэстро. Думаю, что меньше… Посмотрите видеозаписи с концерта и вы в этом убедитесь.









Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»