Море, солнце, Крым в Ярославском художественном музее

Весна в этом году пришла с первыми мартовскими днями - снег остался в далеком феврале, люди не торопятся в свои теплые квартиры, с наслаждением подставляя лица ярким солнечным лучам. В такое время хочется встретиться с чем-то радостным, необычным. Ярославский художественный музей такую возможность нам предоставляет.
 11 марта там открылась выставка «Море, солнце, Крым». Эта выставка необычная:  созданная в рамках выставочного проекта музея в 2011 году, она начала свою жизнь с Калининграда -  западной части России, затем переместилась в центр – Саратов, а затем за Урал -  в Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Красноярск и, наконец, возвратилась в родной город. Конечно, создавая проект три года назад,  никто и не мог подумать, насколько актуальной она станет весной 2014. В двенадцать часов дня состоялась презентация выставки, а несколькими часами позже, в нескольких десятках метров от музея, на Советской площади прошел митинг ярославцев в поддержку Крыма.  Выставка, не имея политической подоплеки, все же невольно попадает в тему событий, волнующих сегодня весь мир. И, тем отраднее, сбросить напряжение последних недель и увидеть Море, Горы, Солнце чарующего Крыма на полотнах мастеров кисти.

П. Верещагин. "Аю- Даг. Крым"

На выставке представлены произведения художников XIX-XX веков из собрания Ярославского художественного музея. Живописцы разной известности и степени таланта, представители разных стилистических направлений объединены любовью к этой частичке русской земли, желанием сохранить и воплотить в красках свои крымские впечатления. Некоторые картины   длительное время находились в фондах музея и не выставлялись в постоянной экспозиции и, тем интереснее, давним любителям живописи, их вновь увидеть, а молодежи познакомиться с ними.
Алексей Федорчук – куратор выставки, считает, что каждая работа на выставке оказалась не случайно, и интересна, и важна, и ценна не только с точки зрения раскрытия темы Крыма, но и для творчества самих художников.

Первый зал отдан мастерам XIX века. Их вдохновляла эпическая красота природы Крыма, её особая гармония, спокойствие и умиротворение:Айвазовский И., Лагорио Л. «Лунная ночь. Парусник у берега»,  Верещагин П. »Аю-Даг. Крым», Шишкин И. – «Водопад Сууч-хан. В Крыму близ Алушты»,  Боголюбов А. «Марина», С. Платонов «Крым». 



А. Боголюбов. "Марина"

В начале XX столетия, с освоением полуострова как курортного места, в работах появляется  новая тема – солнце, море, цветы, фрукты: К. Коровин «Розы на фоне моря»,  «В Крыму весной. Татарское селение», А. Бенуа «Крым. Капсель», И. Крачковский «Берег моря».



К. Коровин. "Розы на фоне моря"

Во втором и третьем залах выставлены произведения художников, чей творческий путь начался до революции 1917 года и продолжился в годы советской власти, а также советским художникам послевоенного времени.


А. Арапов "Пионеры в Крыму"

К 30-м годам  Крым из места отдыха петербургской и московской аристократии, а затем и российской интеллигенции превращается во всесоюзную здравницу с домами отдыха и санаториями для трудящихся.  Тема достижений СССР, в первые послереволюционные десятилетия, стала основной для советских художников, приезжающих в Крым на отдых или командировку. Несмотря на то, что художники  отражали новые веяния, но и от красоты крымской природы им было не уйти, и часто, именно она, по-прежнему главенствовала в их работах: Котов П. « В доме отдыха. Алупка». А. Арапов «Пионеры в Крыму», Танклевский Л. «Крым. Улица». Самокиш Н. «Алупка».


П. Котов. "В доме отдыха. Алупка"


С 60-х годов в Крыму появляется новый вид отдыхающих, распространенный и в настоящее время – «дикий турист», так называют людей, организовывающих свой отдых самостоятельно.  Приметы этого времени отражены в картинах художников  третьего зала: Сельский Р. – «Под тентом», Лопатников А. «Аквалангисты», Флоренская О. «Гурзуф», «Бархатный сезон» и «Полдень в курортном городе» - диптих Соколова С.


Р. Сельский "Под тентом"


Соколов C. " Бархатный сезон"

Никто из посетителей не пропустит два портрета: чудесной девочки Наташи с картины Моисеенко Е. и  девушки в морском сарафанчике с картины «На пляже» недавно ушедшей из жизни ярославской художницы Ариадны Соколовой.


А. Соколова "На пляже"



Е. Моисеенко. "Наташа"


И как, кстати, рядом с портретами, оказались коллекции одежды  и аксессуаров 60-80 годов прошлого века. Удачная находка для ярославской выставки!




К двум последним десятилетиям XX века относятся произведения, по-новому осмысляющие крымскую землю. В них художники стремятся передать не столько реальные виды Крыма, сколько его сокровенную суть, знаковый смысл: Жарикова Э. «Крым», Зарипов А. «Гурзуфский автопортрет».



Э Жарикова. "Крым"




 В заключение небольшого обзора хочется обратить внимание  на две картины Виктора Тетерина: «Дорога к морю.Оливы» и "Агава и море".
В них художник стремился к изображению единства природы и человека, к поиску гармонии, душевной ясности, незамутненности духовной жизни.


В Тетерин "Дорога к морю. Оливы"


В. Тетерин "Агава и море"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»