«Любимые произведения» «Барокко»

13-14 октября в Ярославском художественном музее прошли юбилейные концерты камерного оркестра «Барокко». 11 сентября 1968 года впервые на ярославской земле зазвучала музыка эпохи барокко. Сейчас невозможно представить, что первый концерт ныне всемирно известного коллектива прошёл в клубе села Некрасовское. Клуб размещался в бывшей церкви. Второй концерт через неделю играли уже на сцене Ярославской филармонии. Продано было 17 билетов. Остальные – пригласительные. Через два года, когда в репертуаре появилась музыка русского барокко, билеты на их концерты расходились мгновенно. И вот уже 45 лет коллектив не расстаётся с Ярославлем. Контракт ансамбля с Ярославским художественным музеем, где с 2000 года выступает «Барокко», продлён до 2015 года. Пока! Будем надеяться, что это не последняя цифра в отношениях музыкантов с нашим городом. Праздник музыканты устроили для всех ярославцев. Два дня коллектив «Барокко» играл по два концерта в день: для детей и взрослых. Первый – «Сказки русского леса», второй – «Любимые произведения».
Поделюсь своими впечатлениями от концерта 14 октября «Любимые произведения».                
В недолгой беседе перед концертом художественный руководитель «Барокко» Игорь Васильевич Попков почти раскрыл замысел названия концерта: в первом отделении музыканты играют свои любимые произведения, во втором – сюрприз!  Раскрою, что сюрприз оказался приятным – звучали произведения, любимые поклонниками «Барокко». Да и само слово «сюрприз» оказалось названием  известного произведения. Но об этом чуть позже.
Концерт начался с исполнения «Арии» И.С. Баха в память недавно ушедшего из жизни замечательного пианиста оркестра «Барокко» Виктора Васильева. Печально – возвышенная мелодия струнных, скорбное органное звучание клавесина выразило всю боль потери. Аплодисментов не было.  Была минута молчания.
В первом отделении программа предоставляла музыкантам возможность сыграть сольные пьесы. При таком варианте можно показать и возможности каждого инструмента, и раскрыть мастерство исполнителя. Именитые музыканты - Игорь Попков и Сергей Мороз (виолончель) давно любимы и оценены  ярославцами. Мне показалось, что они проводили для зрителей своеобразный мастер – класс, настолько высок их исполнительский уровень. Что можно сказать, когда звучит «Салют любви» Э. Элгара и так чувственно и завораживающе поёт скрипка в руках маэстро Попкова! Сергей Мороз погрузил зал в философскую музыку Баха глубоким чистым звуком своей виолончели. Особенно интересна для постоянных слушателей была игра не так давно пришедших в ансамбль молодых музыкантов: Андрея Савушкина (флейта) и Максима Орехова (гобой). Прослушав «Сонату для гобоя» (1-2 ч.) Д.Б. Самартини, можно с уверенностью сказать, что Максим Орехов обладает вдумчивым исполнением и виртуозной техникой игры  (хорошо прозвучала 2 часть). Флейта самой природой предназначена для виртуозных трелей и пассажей, что блестяще продемонстрировал в «Аллегро» из концерта для флейты ми минор Андрей Савушкин. Молодые музыканты радуют в ансамблях – там они очень органичны.
Отдельно стоит отметить пианиста Фёдора Строганова. Прекрасен в ансамблевой игре, аккомпанемент звучит, излишне не выделяясь, хотя это и трудно сделать из-за акустических особенностей зала. Есть вопросы к звучанию  клавесина, но это претензии к инструменту, а не к исполнителю.  Фёдор не только отличный пианист, но и композитор. Впервые им было исполнено специально написанное к юбилею произведение «Ярославские перезвоны». Нас звоном колоколов в последнее время не удивишь, но перезвон колоколов на рояле чудо как хорош! К тяжёлому набатному звучанию большого колокола подключаются средние колокола, со звоном которых начинают соревноваться малые, и такой идёт перезвон -  радостный, ликующий! Молодец Фёдор! «Ярославские перезвоны» были настоящей « изюминкой» концерта.
Второе отделение концерта открылось музыкой Гайдна. 94 симфония,  знаменитая 2 часть -  Анданте. У этой симфонии есть название -  «С ударом литавры» или «Сюрприз». Его дал не сам Гайдн. При исполнении симфонии оркестром изложение темы в Анданте сопровождается юмористическим эффектом: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры — это и есть тот «сюрприз», с которым связано название симфонии. «На этом месте дамы будут вскрикивать», как говорят, сказал композитор. Гайдн  просто «пошутил», сделал «сюрприз » слушателям, а они, не в шутку,  а всерьёз назвали так симфонию.  Впрочем, сегодня, в XXI веке, «сюрприз» выглядит скорее милым и наивным, нежели внезапным и оглушительным... Особенно, если исполняет это произведение камерный оркестр.
С радостной, светлой музыки Гайдна эмоциональное состояние  публики поднималось по нарастающей. Звучали действительно любимые публикой произведения: «Трио для скрипки, виолончели, фортепиано ре минор» Ф. Мендельсона, Славянский танец № 2 А. Дворжака,  «6 венгерских народных песен» в обработке И. С. Баха, «Мелодия» А. Рубинштейна, «Романс» и «Вальс» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к произведению А.С.Пушкина «Метель» и, наконец, заключительный – «Чардаш» Монти.
Как лирично, чувственно прозвучали в исполнении музыкантов необыкновенные по красоте произведения! Было ощущение, что слушатели, наслаждаясь каждой нотой, пели «про себя», знакомые мелодии, а при исполнении финального «Чардаша» с трудом удерживали свои ноги – уж очень зажигательно звучал танец. Зато не стали сдерживать руки, когда закончился концерт. Аплодировали так же вдохновенно, как и играли музыканты. Конечно, музыкантов быстро не отпустили: на «бис» сыграли «Канцонетту» Булахова. Зрители покидали зал с улыбками – концерт удался! Да и могло ли быть иначе?
Следующая встреча с любимым ансамблем 9 декабря. Будем ждать!
Фотографии предоставлены Ярославским художественным музеем.
1. Художественный руководитель "Барокко" - Игорь Попков(скрипка).
2. Сергей Мороз (виолончель).
3. Фёдор Строганов (клавесин, фортепиано).
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»