Недавно Министерство культуры РФ рекомендовало музеям федерального значения предоставлять провинциальным художественным музеям страны произведения из своих коллекций. Надо сказать, что администрация Русского музея давно работала в этом направлении, знакомясь с условиями и возможностями хранения и экспонирования в региональных музеях. Ярославский художественный попал в список первых, кто принял в своих залах оригиналы Русского музея.
Сразу же после празднования торжественной даты, в Михайловском замке Петербурга, было подписано соглашение между двумя музеями о создании культурно–выставочного зала в Ярославле. Значение этого события для ярославцев огромное – выставки произведений Русского музея будут в городе частым явлением. Мы получили бесценный подарок от одного из лучших музеев мира. Наверно, знаменательно, что и первая выставка посвящена художнику с мировым именем – Карлу Брюллову.
Ярославский художественный музей со своей стороны предоставил для выставки портрет В. А. Мусина–Пушкина (1838), сына А. И. Мусина-Пушкина, обнаружившего в Спасском монастыре Ярославля древнерусскую рукопись «Слово о полку Игореве». Как поведал нам заведующий отделом искусства XVIII - первой половины XIX вв. Государственного Русского музея Григорий Наумович Голдовский, ярославский портрет является оригиналом, а в Хельсинки имеется авторское повторение, выполненное значительно позже.
Портрет В.А. Мусина
Обзор выставки следует начать с портретов первого зала. Обращает на себя внимание «Автопортрет» К. Брюллова, датируемый 1833 годом. После успеха картины «Последний день Помпеи», вызвавшей громадный интерес в Западной Европе, Галерея Уффици заказала русскому художнику автопортрет. В связи с отъездом в Россию, Брюллов не успел закончить работу над портретом. Он оставил его на хранение в итальянской семье, где картина бережно хранилась два поколения, до приобретения ее русским инженером. Впоследствии портрет занял достойное место в коллекции Русского музея.
Притягивает мастерством исполнения и тонкой психологической характеристикой «Портрет архиепископа Джузеппе Капечелатро», написанный в начале 30-х годов XIX века (1833-1835) для княгини С. Волконской. Интересны неожиданные повороты в судьбе этого человека. Назначенный архиепископом ещё в молодые годы, он, несмотря на свой сан, обнаружил антиклерикальные настроения, осуждая злоупотребления римской церкви. В годы захвата Наполеоном Италии, Капечелатро исполнял обязанности министра внутренних дел. После падения императора, он теряет свой пост, духовное звание и попадает в тюрьму, из которой выходит только благодаря своей необычайной популярности. Остаток жизни Капечелатро посвятил писательскому труду.
Портрет архиепископа Джузеппе Капечелатро
Парные портреты архитектора К. А. Тона и его жены, своих близких друзей, написаны по инициативе самого художника. Константин Андреевич Тон был создателем «русско-византийского храмового» стиля. Наиболее значительными его постройками являются храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец.
Брюллов изобразил Тона в период внутренних терзаний. В глазах этого человека можно усмотреть выражение разочарования, усталости, отрешенности. Появляется ощущение, что он сейчас хочет опустить глаза и отвернуться от нас. Рука архитектора словно ограждает его от всего внешнего, от всей суеты, словно он хочет остаться один, наедине со своими мыслями. Четко прорисованная единственная белая деталь в портрете – платок, завязанный на шее, словно, делит его тело на две части: голова, которая, поддаваясь внутренним усилиям, всё-таки повёрнута к нам, и тело, которое подсознательно от нас отворачивается. Именно эта внутренняя противоречивость, подмеченная острым глазом художника, скорее всего и привлекла Карла Брюллова, и именно внешние проявления этой внутренней борьбы хотел он запечатлеть на холсте.
Архитектор К. А. Тон
Е.И. Тон