Из Петербурга в Ярославль - Карл Брюллов в Ярославском художественном музее

В начале декабря 2014 года Ярославскому художественному музею исполнилось 95 лет. К юбилею было приурочено открытие новой выставки – «Карл Брюллов», для которой Государственный Русский музей привез около тридцати картин, рисунков, акварелей знаменитого художника. Научно-методическому сотрудничеству Русского музея с Ярославским - 35 лет: это и консультации, и обеспечение научной литературой и видеоматериалами, и стажировки сотрудников.

Недавно Министерство культуры РФ рекомендовало музеям федерального значения предоставлять провинциальным художественным музеям страны произведения из своих коллекций. Надо сказать, что администрация Русского музея давно работала в этом направлении, знакомясь с условиями и возможностями хранения и экспонирования в региональных музеях. Ярославский художественный попал в список первых, кто принял в своих залах оригиналы Русского музея.

Сразу же после празднования торжественной даты, в Михайловском замке Петербурга, было подписано соглашение между двумя музеями о создании культурно–выставочного зала в Ярославле. Значение этого события для ярославцев огромное – выставки произведений  Русского музея  будут в городе частым явлением. Мы получили бесценный подарок от одного из лучших музеев мира. Наверно, знаменательно, что и первая выставка посвящена художнику с мировым именем – Карлу Брюллову.

Ярославский художественный музей со своей стороны предоставил для выставки портрет В. А. Мусина–Пушкина (1838), сына А. И. Мусина-Пушкина, обнаружившего в Спасском монастыре Ярославля древнерусскую рукопись «Слово о полку Игореве». Как поведал нам заведующий отделом искусства XVIII - первой половины XIX вв. Государственного Русского музея Григорий Наумович Голдовский, ярославский портрет является оригиналом, а в Хельсинки имеется авторское повторение, выполненное значительно позже.
Портрет В.А. Мусина

Обзор выставки следует начать с портретов первого зала. Обращает на себя внимание «Автопортрет» К. Брюллова, датируемый 1833 годом. После успеха картины «Последний день Помпеи», вызвавшей громадный интерес в Западной Европе, Галерея Уффици заказала русскому художнику автопортрет. В связи с отъездом в Россию, Брюллов не успел закончить работу над портретом. Он оставил его на хранение в итальянской семье, где картина бережно хранилась два поколения, до приобретения ее русским инженером. Впоследствии портрет занял достойное место в коллекции Русского музея.

Притягивает мастерством исполнения и тонкой психологической характеристикой «Портрет архиепископа Джузеппе Капечелатро», написанный в начале 30-х годов XIX века (1833-1835) для княгини С. Волконской. Интересны неожиданные повороты в судьбе этого человека. Назначенный архиепископом ещё в молодые годы, он, несмотря на свой сан, обнаружил антиклерикальные настроения, осуждая злоупотребления римской церкви. В годы захвата Наполеоном Италии, Капечелатро исполнял обязанности министра внутренних дел. После падения императора, он теряет свой пост, духовное звание и попадает в тюрьму, из которой выходит только благодаря своей необычайной популярности. Остаток жизни Капечелатро посвятил писательскому труду.


Портрет архиепископа Джузеппе Капечелатро

Парные портреты архитектора К. А. Тона и его жены, своих близких друзей, написаны по инициативе самого художника. Константин Андреевич Тон был создателем «русско-византийского храмового» стиля. Наиболее значительными его постройками являются храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец.
Брюллов изобразил Тона в период внутренних терзаний. В глазах этого человека можно усмотреть выражение разочарования, усталости, отрешенности. Появляется ощущение, что он сейчас хочет опустить глаза и отвернуться от нас. Рука архитектора словно ограждает его от всего внешнего, от всей суеты, словно он хочет остаться один, наедине со своими мыслями. Четко прорисованная единственная белая деталь в портрете – платок, завязанный на шее, словно, делит его тело на две части: голова, которая, поддаваясь внутренним усилиям, всё-таки повёрнута к нам, и тело, которое подсознательно от нас отворачивается. Именно эта внутренняя противоречивость, подмеченная острым глазом художника, скорее всего и привлекла Карла Брюллова, и именно внешние проявления этой внутренней борьбы хотел он запечатлеть на холсте.

Архитектор К. А. Тон


Е.И. Тон

В одном из последующих залов, находится «Портрет императрицы Александры Фёдоровны и Великой княжны Марии Николаевны верхом». Нужно отметить, что на этом полотне, центром композиции являются не всадницы, а грациозные лошади, неповторимо изображаемые художником.


Портрет императрицы Александры Федоровны и Великой княжны Марии Николаевны верхом

На противоположной стене от предыдущей картины находится копия со знаменитой картины «Итальянский полдень», сделанная учеником Брюллова – Михаилом  Петровичем Силаевым в 1858 году.


Итальянский полдень ( копия )


Но центром этого зала, безусловно, является эскиз неосуществленной росписи «Христос воскресший» (1840-е), созданный для храма Христа Спасителя. По мнению исследователей, экземпляр, хранящийся в Русском музее, ранний, из двух созданных вариантов.

Христос воскресший ( эсикиз)


В 1843 году Брюллову предложили принять участие в росписи Исаакиевского собора. Он тут же согласился и с воодушевлением принялся за дело. К работе привлекли многих художников (среди них - Ф. Бруни, В. Шебуева, Т. Неффа и др.), но Брюллову достались самые ответственные участки - купол, фигуры четырех евангелистов в парусах, двенадцати апостолов в барабане, несколько больших композиций на аттике. Художник хотел расписывать собор в традиционной технике фрески, но архитектор собора А. Монферран настоял на масляной живописи, мотивируя это тем, что фреска не сможет противостоять сырому петербургскому климату. Время подтвердило правоту Брюллова - масляная роспись быстро пришла в негодность, и в начале XX века ее заменили мозаикой, созданной на основе брюлловских эскизов и сохранившихся фрагментов росписи. Четыре года своей жизни художник посвятил работе в соборе. Расписывая купол в 1847 году, он сильно простудился и слег на долгие месяцы. Завершал роспись по эскизам Брюллова художник П. Басин.
На выставке находятся эскизы евангелистов и плафон купола « Богоматерь во славе в окружении святых». Создавая фигуры евангелистов, художник не вкладывал в них мистику и религиозный экстаз. За годы, проведенные в Италии, он впитал в себя заветы великих мастеров Возрождения, для которых библейские сюжеты были подчас предлогом для изображения красоты и мощи человека. Величественными, духовно и физически сильными изобразил Брюллов своих евангелистов.


Евангелист
Эскиз росписи Исаакиевского собора
(бумага коричневая, мел, уголь)


Акварельный портрет — одна из обаятельных страниц творчества Брюллова, возможность передавать в камерной форме средствами простого и доходчивого изобразительного языка свои жизненные наблюдения. Она служила для  художника своего рода творческой лабораторией, которая позволяла изучать жизнь в ее непосредственной конкретности.



В.А. Корнилов на борту брига"Фемистокл"
(бумага, акварель, графитный карандаш)



К.А. и М.Я. Нарышкины на прогулке верхом в окрестностях Рима
(бумага, акварель, графитный карандаш)
Акварели Брюллова поражают содержательностью и одухотворенностью портретных характеристик, тщательностью и тонкостью отделки.

Рисунки сепией, относящиеся ко времени посещения Брюлловым Турции, отличаются непосредственностью наблюдения, тончайшим мастерством передачи своеобразия южной природы, поэтизацией образов.


    Дорога в горах ( бумага, сепия, графитный карандаш)



У окна
 (бумага, серпия, графитный карандаш)


Музей извещает, что выставка « Карл Брюллов» будет работать до 22 февраля, а в  воскресенье в 15:00 будут проводиться бесплатные экскурсии для всех желающих.


 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»