Фестиваль Юрия Башмета в Ярославле. День первый.

5 мая в Ярославле открылся V Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. Это событие ярославцы ждут с нетерпением. Фестиваль Юрия Башмета длится семь дней, но сколько звёзд мировой величины слышит город за это время. Вот и юбилейный фестиваль радует нас обилием громких имён: Альбрехт Майер – (гобой, Германия), Роби Лакатош (скрипка, Венгрия), Менди Фредрих (сопрано, Германия), Розан Хеллиер (меццо-сопрано, Великобритания), Денис Мацуев (фортепиано, Россия), Жан-Люк Понти (скрипка), Ксавьер Перьянес ( фортепиано, Испания), Массимо Кварта (скрипка, Италия), Эмил Табаков (композитор и дирижёр, Болгария), Валерий Гергиев (дирижёр, Россия), Иштван Вардаи (виолончель, Венгрия), Агата Шимчевска (скрипка, Польша).
В день открытия фестиваля Юрий Башмет встретился с  журналистами. О значимости события  можно было судить по присутствующим на пресс-конференции лицам – кроме Юрия Башмета  журналисты Ярославля и Москвы увидели и услышали заместителя губернатора Ярославской области Александра Сенина, и.о. директора департамента культуры Марину Васильеву, Генерального директора русского концертного агенства Дмитрия Гринченко, Генерального директора Автотехцентра «Рус-Лан» Александр Данилова, Алексея Богачёва, Промсвязьбанк (последние два – спонсоры фестиваля).
Дмитрий Гринченко рассказал присутствующим о программе фестиваля, концерты которого пройдут не только в Ярославле, но и в районных центрах области. В этом году впервые малые города посетит не только камерный оркестр «Солисты Москвы», но и сам маэстро Юрий Башмет.
Слова благодарности Юрию Башмету от представителей власти и культуры произнесли Александр Сенин и Марина Васильева:
«Формат этого фестиваля нам очень импонирует. Это не просто концерты в районных центрах и малых городах области, это еще и прослушивание молодых исполнителей. Такая форма ориентирована на развитие культуры. Мы готовы всемерно поддерживать фестиваль и сделать со своей стороны все, чтобы он проходил на Ярославской земле», - подчеркнул заместитель губернатора Александр Сенин.
и.о. директора департамента культуры Марина Васильева:





Юрий Башмет
выразил слова признательности принимающей стороне: «Я не могу себе представить ситуацию в Париже или Лондоне, чтобы фестиваль так хотели те, от кого это зависит». Со своей стороны, музыкант заверил, что приглашенные участники фестиваля  – брендовые музыканты и первые лица в своем деле».






Губернатор Ярославской области Сергей Ястребов
поздравил Юрия Башмета   и ярославцев с открытием фестиваля перед началом концерта в зале филармонии:
«Сегодня, в день святой Пасхи, начинается  великий музыкальный праздник в Ярославле. Добрая традиция связала Ярославскую землю и лучших мировых исполнителей благодаря искусству и энтузиазму Юрия Башмета.  Самое главное, что прекрасную музыку теперь слушают и в ярославской глубинке. Я поздравляю всех с большим событием и желаю получить удовольствие от погружения в волшебный мир искусства».
(источник фото)

Юрий Башмет ответил на поздравление проникновенными словами:
«5 лет пролетели совсем незаметно, кажется, первый фестиваль состоялся буквально вчера.  Зато теперь я приезжаю в Ярославль как к себе домой».

 Первый  день фестиваля порадовал меломанов музыкой XVIII cтолетия: концертами Й. Гайдна и А. Вивальди, а в качестве деликатеса зал услышал произведение XXI века – небольшую пьесу китайского композитора Тан Дуна, написанную к 60-летию Юрия Башмета. Представлять Тан Дуна ярославской публике после прошлогоднего фестиваля нет необходимости. Тот фурор, который произвел его концерт, не будет забыт ещё многие годы. И такой подарок, как новая пьеса «Ethernal Vow» для альта, арфы и струнных, исполненная в нашем городе впервые,  ярославцы оценили.

Etheral Vow


Сообщив о приятном сюрпризе Тан Дуна, вернусь к началу концерта. В исполнении камерного ансамбля «Солисты Москвы», солистки Ксении Башмет (фортепиано) и дирижёра Юрия Башмета прозвучал концерт Й. Гайдна для фортепиано с оркестром, ре мажор Hob. XVIII № 2. Порадовал не только безупречный стиль игры пианистки, но и замечательная сыгранность с оркестром «Солисты Москвы».
Й. Гайдн. Концерт для ф-но с оркестром ре маж. 1 ч.
Ксения Башмет (ф-но)
Камерный ансамбль " Солисты Москвы"
дирижёр - Юрий Башмет



Наша справка:

Ксения Башмет родилась в 1980 году в Москве. Закончила Среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (классы Е. С. Эфрусси и Т. А. Зеликман), Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс профессора Л. Н. Наумова) и аспирантуру консерватории по специальностям «концертмейстерское мастерство» (класс доцента И. В. Кирилловой) и «камерный ансамбль» (класс профессора Т. А. Алиханова).
Дипломант Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (Санкт-Петербург, 1994), лауреат I Международного конкурса камерных ансамблей им. Танеева (Калуга, 2002) и XVIII Международного конкурса камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия, 2003). Лауреат Молодежной премии «Триумф» за 2004 год, премии «Золотой нотный стан» (Флоренция, 2005). Специальный приз «Лучшему иллюстратору (концертмейстеру)» на конкурсе альтистов Юрия Башмета (2010).
Принимала участие в международных фестивалях «Молодые звезды ХХI века» (Самара), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», «Возвращение», Ars Longa (Москва), а также в фестивалях в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), Вербье (Швейцария), Тэнглвуде (США) и на Эльбе (Италия).
Выступала с концертами в Европе, Японии, США и Израиле, на таких площадках как Концертный зал Токийской оперы, венский Музикферайн, Бетховен-халле и другие. Играла с камерным ансамблем «Концертино», с оркестрами «Солисты Москвы», «Новая Россия», Русским камерным оркестром Лондона, а также с филармоническими оркестрами Сочи, Тольятти, Самары, Красноярска и Воронежа. Выступала с выдающимися музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Саулюс Сондецкис, Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Александр Князев и Борис Андрианов. Много гастролирует в городах России (Владивосток, Красноярск, Южно-Сахалинск, Челябинск, Саратов, Ярославль, Казань и другие).
В первом отделении прозвучал ещё один концерт Й. Гайдна, но уже для гобоя (Концерт для гобоя с оркестром, до мажор Hob. V.IIg).
 Солист – выдающийся немецкий музыкант Альбрехт Майер. Авторитетнейшие музыкальные критики считают его одним из лучших гобоистов мира. Более 20 лет Майер играет в прославленном оркестре Берлинской филармонии, является постоянным участником октета и квинтета духовых инструментов Берлинской филармонии, а также выступает в составе ансамбля Сабины Майер,  занимается сольной концертной деятельностью. Альбрехт Майер – трижды лауреат премии « Echo» немецкой Академии музыкальных записей. Музыкант выступает с выдающимися дирижёрами – К. Аббадом, Н. Арноконкуром, С. Рэттлом.
На протяжении большей части своей карьеры Майер играл на гобое фирмы «Buffet-Crampon», однако в 2009 году перешёл на инструменты компании «Gebr. Mönnig».
Наша справка:
Гобой –  один из самых сложных духовых музыкальных инструментов. Он достаточно тяжёлый, держится на  большом пальце правой руки, поэтому на нём у гобоистов неисчезающая мозоль. Пианисты и скрипачи должны беречь руки, а гобоисты, как и все исполнители на духовых инструментах, – еще  губы и язык. От долгой игры губы могут очень сильно уставать. Любая царапина или трещинка на губах отзовется болью во время игры на гобое, а подсохшими или обветренными губами невозможно управлять тростью (пластинки из  камыша, вставляющиеся в корпус инструмента) как следует, поэтому музыканты пользуются специальной губной помадой.  При  исполнении очень протяжных связных мелодических линий гобоист одновременно вдувает воздух, заранее запасенный в надутых щеках, в гобой, а носом вдыхает новую порцию воздуха. И так несколько раз, пока не закончится исполняемая им длинная мелодия, которую нельзя прерывать. Предлагаю попробовать этот приём любому, особенно при насморке! Вдобавок, гобоистам в большинстве случаев самим приходится изготавливать индивидуальные трости. Трость должна быть адаптирована к силе дыхания музыканта, постановке губ и требует большого труда в изготовлении. Так как трости недолговечны, их делают  в больших количествах и хранят в специальных футлярах. Трость так же важна, как и корпус инструмента.
Неизвестно, кто делает трости Альбрехту Майеру, но его игру  отличает очень тонкая и тщательная нюансировка (особенно восхищает staccato, весьма непростое на гобое). Инструмент звучал у музыканта благородным, немного матовым тембром.  Безусловно, выступление Альбрехта Майера было «гвоздём» концерта. Удачное начало фестиваля!
Й. Гайдн. Концерт для гобоя с оркестром до мажор,ч.1.
Альбрехт Майер (гобой)
камерный ансамбль "Солисты Москвы"
 дирижёр - Юрий Башмет



Во втором отделении концерта с камерным ансамблем «Солисты Москвы» выступила филармоническая хоровая капелла «Ярославия» ( художественный руководитель и главный дирижёр Владимир Контарев).  Совсем недавно (23 апреля) коллектив с большим успехом выступил на открытии XVII  Международном фестивале музыкального искусства «Прокофьевская весна - 2013» в Донецкой областной филармонии. Юрий Башмет, уже знакомый с мастерством ярославских хористов, также доверил «Ярославии»  открыть свой юбилейный фестиваль. О растущем признании капеллы говорит и то, что «Ярославия» будет участвовать 11 мая в концерте Валерия Гергиева  с солистами и оркестром Мариинского театра.
Месса «Gloria» для солистов, хора и оркестра А. Вивальди исполнена была хоровой капеллой с большим душевным подъёмом, чему немало способствовали прекрасные голоса и проникновенное исполнение своих партий молодыми солистками Большого театра России Нины Минасян и Александры Кадуриной.
Фестиваль открылся, удачных выступлений его участникам!
И новых ярких впечатлений всем нам, зрителям!


А. Вивальди. Месса "Gloria" для солистов, хора и оркестра.
Солисты:Нина Минасян, Александра Кадурина
хоровая капелла "Ярославия"
камерный ансамбль "Солисты Москвы"
дирижёр - Юрий Башмет

 Видео  и фото Карины Коротковой
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»