ЭТО НАШ КОЛОРИТ, ЭТО НАШИ ДВОРЫ, НАШИ ЗОНТЫ И БОТИНКИ…

О выставке Александра Кравцова на фестивале ART NON-STOP

Фестиваль ART NON-STOP близится к завершению – в минувший вторник началась его предпоследняя неделя. Мне все больше и больше нравится этот проект художественного музея. Вначале казалось, что будешь не успевать посещать вернисажи каждую неделю, писать о выставках - темп задан очень высокий, а существует еще и основная работа на сайте, которую ты обязана выполнять.
 Но, как известно, чем больше работы, тем больше и времени оказывается у тебя на неё.

А. Кравцов "Рояль в кустах"

Проявился и положительный эффект от быстрой смены выставок - все впечатления за короткое время не успевают остыть. Невольно подчиняешься идее фестиваля: не только знакомишься с несколькими современными художниками,  но сравниваешь их творчество, находишь безусловные отличия и, в тоже время, и какие-то общие, объединяющие моменты. Сейчас уже начинает складываться определенное представление  о состоянии и развитии современной живописи в городе, обозначились  какие-то приоритеты, и пришло твердое убеждение, что фестиваль удался.

А. Кравцов "Двери в море"

Четвертая неделя фестиваля ART NON-STOP посвящена ярославскому художнику Александру Кравцову.

Многие находят вернисажи скучными: выступления организаторов, самого художника, в особых случаях  официальных лиц из правительства или мэрии. Сценарий давно известен. Но в Ярославском художественном музее организаторы ухитряются уйти от официальности и создать теплую атмосферу заведомо протокольного  мероприятия. На этот раз в создании неофициальной обстановки им помог ярославский поэт Владимир Гусев, вдохновенно и непринужденно познакомивший пришедших со своими стихами.


Владимир Гусев на вернисаже Александра Кравцова


О том, что Александр Кравцов хорошо известен и любим в родном городе, можно было судить и по количеству любителей живописи на вернисаже, и по присутствию ярославских художников: Игоря Сакурова, Ивана Никифорова, Елены Мухиной, Василия Якупова, Николая Кошкина, Решитова Виктора  и многих других.


                                             Художник Иван Никифоров:

«Александр Кравцов – это художник, который возвращает нас  в мир картины. За последние годы изменилась жизнь, изменилось взаимоотношение художника с самим полотном, с восприятием полотна.  Все стало так быстро, мимолетно. Нет у многих, не говорю, что у всех,  благостного отношения к самой поверхности холста, а  у Александра оно осталось. У некоторых сейчас живопись, как на прежних плакатах: два раза тронул кистью, четыре раза мазнул и готово. А Александр заманивает сложностью колорита, сложностью мазков, пространством, перспективностью какой-то…
 И когда человек стоит перед его холстом, он вынужден войти в этот холст и самое замечательное при этом, что он должен войти туда с улыбкой. Это очень приятное свойство, когда художник не читает нам нотации, не призывает, а мягко рассказывает нам про нашу жизнь. Мы смотрим - это наш колорит, это наши дворы, наши зонты, наши ботинки.  Александр Кравцов  своим полотнами как бы возвращает нас на родину».


А. Кравцов"Северный дворик"

 В течение полутора часов вернисажа, Александр Кравцов  был окружен своими друзьями-художниками и поклонниками творчества, и небольшое  интервью с ним постоянно прерывалось дружескими пожатиями рук и приветственными улыбками.

На вернисаже художника любой посетитель найдет для себя что-то  интересное. Для меня таковыми оказались пейзажи.


А. Кравцов "Мост. Романов"

Пейзажи Кравцова, изображающие места знакомые, родные или далекие, знакомые только по картинам, фильмам – любые, несут в себе какую-то щемящую нотку. От них сразу не отойдешь – что-то цепляет, втягивает, и не сразу отпускает. Вероятно, это та искренность и любовь к ним самого автора, которую чувствуешь, едва взглянув на полотно и, которая заставляет твое сердце сжиматься.Присмотритесь к картине «Мост. Романов». Обычное старое строение с обвалившейся штукатуркой, каких немало  в России. Но глядя на этот обшарпанный мост, ты не раздражаешься, понимая, с какой любовью и болью он написан, и какой обобщающий образ в нем заключен.  Любой пейзаж художника не только изображение природы, а что-то более важное, на что откликается твоя душа.






Кравцов – серьезный человек, но как сказал он сам: «Почему бы и не пошутить в творчестве? ».  Серия работ с утюгами, действительно вызывает и улыбку, и всевозможные ассоциации.  Мне, при взгляде на эти плавающие в море утюги, почему-то вспомнились телевизионные кадры об украинских кораблях в Крыму. Смешно и грустно одновременно. Сам художник удивился такому восприятию его картин, ведь они были написаны год назад, задолго до событий в Крыму. Но меня реакция Александра Кравцова не смутила.   Из истории искусства мы знаем, что художники создают полотна, предвосхищающие какие-то события. Может, это как раз такой случай?   Несмотря на различие в восприятии этих работ зрителями, в одном их мнения сойдутся – море в произведениях художника не поддается иронии: то сияет чудным оливковым цветом, то жемчужно-серым, то сине-голубым, а иногда и знакомым,  бутылочным. Оказывается, даже цвет может поддерживать иронию.

Рассматривая стальную мощь паровозов в «Депо» услышала за спиной неожиданное: «Картина для экологов».  Конечно, это не то, что задумал художник. Вспомнилась прочитанная  когда-то фраза: « Если творец создает то, что не существует в опыте зрителя, то его творение бессмысленно». Жизненный опыт подсказывает каждому свое. Вероятно, говоривших  тревожит экологическая обстановка. И  что-то в их словах  все-таки имеет место быть: дыму пол-картины. Впору взять картину в руки  и выйти на акцию в защиту природы.


Художник признается, что любит движение. Во многих его работах  мчатся старые паровозы, новые локомотивы, летают самолеты. Интересна картина «Взлет. Посадка».  Как часто бывает в жизни творческого человека – то взлет, то посадка.  И опять взлет – посадка.


А. Кравцов "То взлет, то посадка"


Отдельная тема на выставке – натюрморты Кравцова.  Вот где вдоволь можно было пошутить художнику. Здесь и рыба, и огурчики, и бутылочка – все как положено. Какой же юмор в  его натюрмортах с обувью – «Приходящий»№1, №2 и т.д.  А «Медные трубы»?

В общем, вы уже поняли, что выставка Александра Кравцова это СОБЫТИЕ, ТАКУЮ ВЫСТАВКУ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ: есть что посмотреть, что почувствовать, о чем задуматься.


А. Кравцов "Дело в шляпе"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»