А. Кравцов "Рояль в кустах"
А. Кравцов "Двери в море"
Четвертая неделя фестиваля ART NON-STOP посвящена ярославскому художнику Александру Кравцову.
Многие находят вернисажи скучными: выступления организаторов, самого художника, в особых случаях официальных лиц из правительства или мэрии. Сценарий давно известен. Но в Ярославском художественном музее организаторы ухитряются уйти от официальности и создать теплую атмосферу заведомо протокольного мероприятия. На этот раз в создании неофициальной обстановки им помог ярославский поэт Владимир Гусев, вдохновенно и непринужденно познакомивший пришедших со своими стихами.
Владимир Гусев на вернисаже Александра Кравцова
О том, что Александр Кравцов хорошо известен и любим в родном городе, можно было судить и по количеству любителей живописи на вернисаже, и по присутствию ярославских художников: Игоря Сакурова, Ивана Никифорова, Елены Мухиной, Василия Якупова, Николая Кошкина, Решитова Виктора и многих других.
«Александр Кравцов – это художник, который возвращает нас в мир картины. За последние годы изменилась жизнь, изменилось взаимоотношение художника с самим полотном, с восприятием полотна. Все стало так быстро, мимолетно. Нет у многих, не говорю, что у всех, благостного отношения к самой поверхности холста, а у Александра оно осталось. У некоторых сейчас живопись, как на прежних плакатах: два раза тронул кистью, четыре раза мазнул и готово. А Александр заманивает сложностью колорита, сложностью мазков, пространством, перспективностью какой-то…
И когда человек стоит перед его холстом, он вынужден войти в этот холст и самое замечательное при этом, что он должен войти туда с улыбкой. Это очень приятное свойство, когда художник не читает нам нотации, не призывает, а мягко рассказывает нам про нашу жизнь. Мы смотрим - это наш колорит, это наши дворы, наши зонты, наши ботинки. Александр Кравцов своим полотнами как бы возвращает нас на родину».
А. Кравцов"Северный дворик"
В течение полутора часов вернисажа, Александр Кравцов был окружен своими друзьями-художниками и поклонниками творчества, и небольшое интервью с ним постоянно прерывалось дружескими пожатиями рук и приветственными улыбками.
На вернисаже художника любой посетитель найдет для себя что-то интересное. Для меня таковыми оказались пейзажи.
А. Кравцов "Мост. Романов"
Кравцов – серьезный человек, но как сказал он сам: «Почему бы и не пошутить в творчестве? ». Серия работ с утюгами, действительно вызывает и улыбку, и всевозможные ассоциации. Мне, при взгляде на эти плавающие в море утюги, почему-то вспомнились телевизионные кадры об украинских кораблях в Крыму. Смешно и грустно одновременно. Сам художник удивился такому восприятию его картин, ведь они были написаны год назад, задолго до событий в Крыму. Но меня реакция Александра Кравцова не смутила. Из истории искусства мы знаем, что художники создают полотна, предвосхищающие какие-то события. Может, это как раз такой случай? Несмотря на различие в восприятии этих работ зрителями, в одном их мнения сойдутся – море в произведениях художника не поддается иронии: то сияет чудным оливковым цветом, то жемчужно-серым, то сине-голубым, а иногда и знакомым, бутылочным. Оказывается, даже цвет может поддерживать иронию.
Рассматривая стальную мощь паровозов в «Депо» услышала за спиной неожиданное: «Картина для экологов». Конечно, это не то, что задумал художник. Вспомнилась прочитанная когда-то фраза: « Если творец создает то, что не существует в опыте зрителя, то его творение бессмысленно». Жизненный опыт подсказывает каждому свое. Вероятно, говоривших тревожит экологическая обстановка. И что-то в их словах все-таки имеет место быть: дыму пол-картины. Впору взять картину в руки и выйти на акцию в защиту природы.
А. Кравцов "То взлет, то посадка"
Отдельная тема на выставке – натюрморты Кравцова. Вот где вдоволь можно было пошутить художнику. Здесь и рыба, и огурчики, и бутылочка – все как положено. Какой же юмор в его натюрмортах с обувью – «Приходящий»№1, №2 и т.д. А «Медные трубы»?
А. Кравцов "Дело в шляпе"