"Чудо хорватского наива" в Ярославле

Выставка «Чудо хорватского наива» открыта для жителей и гостей Ярославля в Музее зарубежного искусства.
Вряд ли найдется в нашей стране человек, знакомый с живописью, который не знал бы имена наиболее известных художников-примитивистов искусства XX века: Нико Пиросмани (Грузия) и  Анри Руссо (Франция). И лишь немногим были знакомы такие, как Генералич Иван, Ковачич Мийо, Лацкович Иван, Швегович Нада.  Эти художники – примитивисты из Хорватии получили  признание на полвека позже, чем Пиросмани, Руссо, Матисс, Гончарова и другие примитивисты и неопримитивисты начала  прошлого века. Известность в России, в отличие от других стран, к ним пришла в последние пять лет, когда в нескольких городах страны прошли выставки художников – примитивистов  знаменитой Хлебинской школы из Хорватии.

Признаюсь,  сама увидела хорватскую наивную живопись только год назад. На выставке коллекции известного скрипача и дирижёра Владимира Спивакова, проходившей в 2017 году в  Москве, обратила внимание на необычные иконы, написанные маслом не на дереве, а на стекле.  Это были иконы из Хорватии, созданные непрофессиональными мастерами. Привлекла в работах простота изображения при фантазии художников. Из каталога узнала, что иконы на стекле считались  доступней подготовленной доски или  холста, и, были очень распространены в Словении, Хорватии, Румынии и альпийских областях Западной Европы.

Этим летом ярославцам нет необходимости ехать в Москву, Загреб, Ниццу, чтобы познакомиться с одной из лучших школ народной живописи – хорватской. Приходите в Музей зарубежного искусства на Советской площади, 2. Именно там, 7 июля,  открылась выставка  «Чудо наивного искусства» из коллекции известного коллекционера Владимира Тёмкина.





Владимир Тёмкин заинтересовался  наивным хорватским искусством больше десять лет назад, увидев работы народных художников в одной из монографий. Поездка в Хорватию привела к знакомству  с современными мастерами живописи и желанию собрать свою коллекцию.  Первая персональная выставка прошла в 2014 г. в Костроме (коллекционер живет в Нерехте, Костромской области). Затем были Москва (в нескольких музеях), Брюсссель, Санкт-Петербург, Токио, Мытищи (Московская обл.). После Ярославля выставка отправится в Екатеринбург.

В. Темкин о технике живописи на стекле:

   «Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами. Техника эта, во многом и обусловившая своеобразие хорватского наива, восходит к народным иконам на стекле, распространенным во многих центральных областях Европы. В Хорватии они назывались «глажи», или «глажмы», «малераи» - производное от немецкого «hinterglasmalerei» (роспись на стекле). Такие иконы являлись в прошлом веке предметом обмена или продажи на деревенских и городских ярмарках.

На выставке в Ярославле представлены несколько таких икон неизвестных мастеров.

икона 2.JPG
Троица. Стекло, масло. Неизвестный художник.

икона 1.JPG
Илья Пророк. Стекло, масло. Неизвестный художник.

Человек, сыгравший одну из главных ролей  в появлении и становлении хорватского наивного искусства, получившего впоследствии всемирную славу, был академическим художником Крсто Хегедушичем.



Часть своего детства он провел в селе Хлебине, на родине своего отца.  Затем был Загреб, где он получил высшее художественное образование в Высшей школе и Академии живописи, в которой по окончании стал преподавателем, а затем профессором.  К. Хегедушич был неординарной и талантливой личностью. Он искал свой, национальный и самобытный колорит в изображении социальной тематики. Для поиска новых тем, художник, время от времени, приезжает в места своего детства. Однажды, зайдя в сельский магазин, он увидел на обёрточной бумаге рисунки. Они ему понравились, и Хегедушич  поинтересовался их автором. Продавец ответил, что рисовал  его 15-летний племянник Иван Генералич. Так в 1930 году состоялось знакомство учителя- академиста и ученика – крестьянина. Вскоре  к ним присоединились молодые Франьо Мраз, а затем Мирко Вириус. Они являются первым поколением художников знаменитой Хлебинской школы.

   Увлеченный поисками новых идей в искусстве, Хегедушич решил поставить эксперимент, подтверждающий, что талант не зависит от происхождения. Он стал заниматься с самоучками, обучать их приемам живописи, показал и помог освоить разные техники письма, в том числе письмо маслом на стекле.  И, самое главное, учил не подражать, а находить собственный  взгляд на окружающий мир, в первую очередь, изображая деревенскую жизнь, которая была близка и понятна юношам. Через год ученики приняли участие в одной из выставок в Загребе, организованной К. Хегедушичем. Творчество крестьян вызвало неоднозначную реакцию зрителей и критиков, но вместе с тем породило интерес к необычным картинам. И. Генералич стал для своих односельчан  тем же, кем для первых троих художников был Хегедушич. Многие крестьяне стали заниматься творчеством. К сожалению, Вторая мировая война и последующая нестабильная ситуация задержала процесс вхождения и известности Хлебинской школы в мировую культуру на два десятилетия. Только в начале пятидесятых годов  к художникам наивного искусства из Хлебинска и других окрестных сел пришла всемирная слава.

Произошло это в Париже в 1953 году, где в Галерее Югославии были показаны 36 работ Ивана Генералича.



Предисловие для каталога к выставке написал известный французский писатель Марсель Арлан, который по достоинству оценил работы художника:

     "Там нет ничего навязчивого, ничего эпатажного в этих тридцати работах, которые Иван Генералич показывает в  Югославской галерее, и никто не может сказать, что хорватский художник приехал завоевывать Париж. Но он удивляет и обезоруживает нас. Потому что Иван Генералич остался верен своим истокам, и потому что этот маленький мир, который он принес нам - действительно его. Маленький мир, без сомнения, но нежного и добродетельного свойства, утонченного и серьезного духа, где тесно связаны наивность и изысканность. Сдержанная мелодия, которая звучит из его картин, в настоящий момент - это мелодия одного человека, одного народа и одного края. Это убранство, эти пейзажи, сельские сцены. И всегда между людьми, животными и природой происходит какой-то интимный диалог: желтая корова, лошадь под голубой попоной в равной мере такие же участники, как эти холмы, крестьяне и деревья. Да, человек там, это Генералич, который из своего детства, из края тех коров и коней, под этими деревьями, между этими крестьянами, из их общей истории создал свою собственную историю, и мечтает показать ее другим...»

Выставка имела такой успех, что была продлена почти на месяц. Все картины были распроданы до её окончания, что для Парижа было большой редкостью, а заказы на работы И. Генералича  продолжали поступать. Париж, а за ним и весь мир, был покорен.

На ярославской выставке зритель увидит произведения четырёх поколений хорватских художников. Классики Хлебинской школы и наивного искусства первых двух поколений: Иван Генералич, Иван Веченай, Мийо Ковачич, Мартин Мехкек. Один из лучших графиков в мировом наивном искусстве – Иван Лацкович. В третьем поколении критики особенно выделяют таких художников, как Нада Швегович Будай, Степан Иванец, Никола Веченай Лепортинов, Мартин Копричанец. Сегодняшнее поколение художников немногочисленно: самые высокие оценки заслуживает творчество Дражена Тетеца.

Перед  входом в зал организаторы выставки поместили большие стенды с информацией об истории хорватского наива, а также экран, где можно увидеть фотографии художников и пейзажи страны, вдохновлявшей их творчество.
 У каждой картины размещена краткая информация о художнике и о самом произведении. Это очень поможет тем, кто посетит выставку самостоятельно, без экскурсовода. Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00 , вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которую проводят сотрудники музея ( при наличии билета на выставку).

Немного о картинах:
Творчество художников часто подразделяется на различные периоды. Например, у Василия Верещагина были туркестанский, палестинский, индийский, русский, японский периоды. У Пабло Пикассо голубой, розовый.  У Ивана Генералича в какой-то момент творчества наступил фантазийный, сказочный, волшебный. На выставке этот период представлен картиной «Лес из снов».

лес из снов 1.JPG
Иван Генералич. "Лес из снов". Стекло, масло.

Картина явилась предшественницей его знаменитой работы «Белый олень».



 Волшебно-фантазийный и в то же время реальный мир создал в своих произведениях Владимир Иванчан.

кошка.JPG 
 Владимир Иванчан. "Большая голубая ночь". 2008 г.
 
Очевидное зрелое мастерство показала Нада Швегович Будай в серии картин «Ряженые».
 


Нада Швегович Будай. "Ряженые" II. Стекло, масло. 1983

Картинки по запросу Нада Швегович Будай в серии картин «Ряженые».
Нада Швегович Будай. "Ряженые" V . Стекло, масло.1989.

В них она показала обозначившийся явный уход от традиционной "хлебинской" школы. К этому времени художница значительно усовершенствовала технику письма на стекле, в том числе и так называемую «ala prima» ("сырым по сырому"). Картина пишется не послойно, с просыханием каждого слоя, а сразу, как эскиз, без какой - либо предварительной подготовки.


"Подпертый Иисус" стекло, масло 2014 г. Серия «Апокалипсис».
  Дражен Тетец.

Картина участвовала в нескольких выставках в Хорватии и России, в том числе в большом выставочном проекте "Сотворение мира" в рамках V Московского международного фестиваля «Фестнаив» в MMOMA, в 2017 году.

- Ключевой точкой становится яркая, великолепная работа представителя последней волны Хлебинской школы (хорватского наива) Дражена Тетеца "Подпертый Иисус". Это наив, с одной стороны в понимании Европы, с другой стороны - сама работа, ее содержание - это философский взгляд на мировоззренческий кризис самого широкого охвата мира христианской цивилизации. Картина-предупреждение и картина-тревога. Она также показывает, насколько ненаивным может быть наив, чтобы мы под этим словом ни подразумевали."
Сергей Белов, куратор проекта "Сотворение мира".
Название картины «Подпертый Иисус» не случайно. Хотя более благозвучно, наверное, звучало бы «Подпертый крест», "Распятый Иисус" или «Крест на подпорках». Собственно, эти названия и прозвучали в репортажах СМИ.
Дражен сознательно уходит в названии от акцента на неодушевленный предмет, пусть и весьма символичный каким является Крест. Тем самым, переводя наше внимание на совершенно другой, метафизический уровень. Название «царапает» слух, сразу заставляя задуматься о чем-то человеческом, более психологически глубоком (мы всегда готовы использовать «подпорки» в своей жизни, вера не исключение, скорее наоборот).

Ярославцам и гостям города:
Напоминаю, что каждое воскресенье в 15-00.вы можете побывать на бесплатной экскурсии, которые проводят сотрудники музея.
Выставка продлится до 9 сентября.
 Выходной день - понедельник.

Подравское село.JPG
Иван Лацкович. Подравское село. Стекло, масло. 1978.

крестьянин 1.JPG
крестьянин 2.JPG
Мийо Ковачич. Портрет крестьянина. Стекло, масло. 1985.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»