«Букет королеве» в « Ночь музея»

Не так давно появился новый праздник – Ночь музея. Предложенная инициатива проведения мероприятия одним из культурных обществ Амстердама в 2004 году, на следующий год была подхвачена другими странами и через несколько лет превратилась в настоящее мировое событие культуры. Ярославский художественный музей одним из первых в нашей стране оценил перспективу предложения голландцев и уже в 2006 году провёл первую «Ночь в музее».
Первоначально акция задумывалось в Голландии как  возможность для жителей Амстердама спокойно, без суеты и длинных очередей, полюбоваться произведениями искусства в то время, когда нет дневного потока туристов. У нас в Ярославле такой проблемы не было, была другая:  привлечение в музей работающих неделю на производстве или в офисах людей, заканчивающих работу в одно время с музеем, а в выходные, с утра, спешащих на дачу. О продлении одного дня работы  музея до 20-00, в те годы ещё никто не говорил. Опыта проведения подобных мероприятий не было. Поэтому, первая «Ночь в музее» состояла просто из экскурсий в вечернее время. На следующий год добавили концерт камерного ансамбля «Барокко». Музейщики – народ творческий, ищущий, с фантазией понимали, что необходимо найти другую концепцию вечера. В 2008 году директором музея стала Алла Валерьевна Хатюхина. Появляется специальная группа по  проведению праздника, которая разрабатывает тематическую программу, состоящую из экскурсий, концертов, театральных представлений и т. д.  Учли и то, что многие посетители приходили с детьми – появилась отдельная детская программа к радости не только малышей, но и их родителей: дети заняты, можно и самим везде побывать, всё посмотреть.
Что же ожидало посетителей «Ночи Музея» в этом году?
С утра 18 мая музей был открыт для бесплатного посещения. Пенсионеры и те, кто не достиг этого возраста, но располагали временем, могли увидеть все новые выставки и постоянную экспозицию, не вынимая свой кошелёк. В гардеробе, принимая мой плащ, сообщили, что посетителей днём было много.  Программа в этом году была посвящена году Голландии в России и называлась «Букет королеве».  Свой праздник в музее я начала с губернаторского сада, в котором этой весной высадили 3 000 (три тысячи!) голландских тюльпанов. Большая часть цветов распустилась, и в саду было необыкновенно красиво. Тюльпаны, умело подобранные в газонах по сочетанию цвета, формы, радовали и взрослый, и детский глаз.  Полянки с коврами фиалок, маргариток, распускающая сирень, айва, медуница, цветущая вишенка.
 Среди кустарников и деревьев с  молодыми листочками расставлена современная скульптура - Зураба Церетели, Иосифа Дашевского и других интересных мастеров. Следить за временем было некогда. В какой-то момент в саду появилась экскурсия с детьми. Сначала удивилась, так как пришла задолго до открытия  праздника. Посмотрела в программку -  интерактивная экскурсия для детей «Превращения» в Зазеркальном саду». Во сколько же она начинается? В общем, официальное открытие «Ночи музея» я пропустила! Непростительно для корреспондента!
Бегом на первую лекцию «Прогулки по старому Амстердаму».  Стулья в зале все заняты, запасливая дама -  на личном складном стульчике. Пристроилась на место, предложенное галантным молодым человеком.  Лекцию –  интереснейший рассказ о давно ушедшей эпохе и демонстрациию на экране прекрасных голландских гравюр видов Амстердама XVIII века проводит Татьяна Лебедева – главный хранитель музея.  Т. Лебедева на протяжении последних пяти лет работала с альбомом голландских гравюр ( «Альбом Фуке»), попавшим в наш музей в 20-х годах прошлого века из дворянской усадьбы Ярославской губернии. Искусствовед установила названия работ, дополнила сведения об авторах. Лекция началась с гравюры, на которой дан подробный план Амстердама второй половины XVIII века. Зрители отправились по нему в виртуальное путешествие: от моря по главной  улице к Ратуше, к воротам, башням, каналам. Одна из башен называется «Башня плача». Существует легенда о том, что родственники моряков провожали уплывающие корабли с этой башни, оплакивая своих близких. Т. Лебедева придумала интересный ход: мы побывали не только в старом Амстердаме, но и в современном.
Старинная Ратуша и тут же фотографии Королевского дворца, в который она сейчас превращена, с церемонией провозглашения 30 апреля нового короля Голландии. Интерьеры Ратуши и современные королевские дворцовые залы. Улицы Амстердама XVIII века и современные. Скучно не было никому!
Опять заглянула в программку и отправилась на взрослую экскурсию по выставке «Шедевры из музея Абрамцево». Но, видимо, дети, как и я, с трудом ушли из сада, потому что началась детская  экскурсия «Сказки из Абрамцева», которая по времени должна была уже закончиться. Счастливые дети!  В моё время таких игровых экскурсий по музею не было. С каким интересом, подойдя к эскизу Васнецова «Алёнушка», они, по предложению экскурсовода Валентины Новожиловой, стали листиками, деревцами, камешком и составили «живую» картину. У портрета «Верочки Мамонтовой» наперебой угадывали настроение девушки. Заинтересованы были  и дети, и присоединившиеся взрослые. Экскурсовод умело работала с такой сложной группой, как разновозрастные дети.
Пожертвовав просмотром выставки картин XX века, демонстрацией фильмов о Голландии, запланированных по программе для тех, кому за 18, вместе с детьми отправилась в Парадный зал на концерт камерного ансамбля «Барокко».
В этом году в составе ансамбля произошли изменения: Игорь Попков, к большому сожалению его поклонников, больше не выступает со скрипкой в руках, но остается художественным руководителем «Барокко». Игорь Васильевич – единственный музыкант из первого состава ансамбля. Естественно, он присутствовал в зале.  Теперь скрипка «Барокко» в руках молодого и очень талантливого музыканта, лауреата международных конкурсов Константина Казначеева. В Художественном музее в составе «Барокко» он выступает второй раз. Остальные музыканты хорошо знакомы: флейта – Андрей Савушкин, гобой – Александр Архангельский, виолончель – Сергей Мороз, фортепиано – Фёдор Строганов.
Для детей ансамбль подготовил чудную и всеми любимую сказку «Дюймовочка». Маленькие музыкальные вставки (меньше или  больше минуты) в тексте  идеальны. Дети не устают и внимательно слушают.
"Дюймовочка". Камерный ансамбль "Барокко"


Из предложенного выбора экскурсий после концерта, решила успеть на все. Почти получилось. Не дожидаясь экскурсовода, посмотрела выставку «Шедевры из музея Абрамцево». Ярославлю очень повезло с этой выставкой. Подмосковный музей «Абрамцево» - одна из жемчужин русской культуры. В этой усадьбе жил и творил писатель Сергей Аксаков, её посещали Н. Гоголь и И. Тургенев. В 1870 усадьбу приобрел строитель Северной железной дороги, промышленник, меценат, любитель и знаток искусства Савва Иванович Мамонтов. В гости к гостеприимному хозяину приезжали его знакомые художники: В. Поленов,  И. Репин, В. Васнецов, В. Серов, И. Левитан, К. Коровин, М. Врубель и другие. Они подолгу жили и работали в Абрамцево, занимаясь не только  живописью, но и созданием мебели, предметов интерьера. Абрамцево вдохновляло художников на создание сказочных сюжетов в живописи, в книжной иллюстрации, в архитектуре. Здесь были написаны знакомые нам с детства произведения: «Алёнушка» и «Богатыри» В. Васнецова, «Девочка с персиками» В. Серова, « Видение отроку Варфоломею» М. Нестерова и другие шедевры русской живописи. Свои этюды, эскизы, авторские повторения прославившихся работ художники дарили семье Мамонтовых. После 1917 года усадьба стала музеем.  Картины никогда не покидали её стен. В этом году в усадьбе начался серьёзный ремонт и картины на время перевозили в другое помещение. Поблагодарим руководство музея во главе с директором, которое рискнуло, без большой надежды на положительный ответ, попросить часть экспонатов для выставки в Художественный музей. «Кто не рискует, тот не выигрывает», гласит поговорка.  Рискнули, и около 50 живописных и графических работ сейчас на выставке в Ярославле. В первую очередь привлекают внимание две работы В. Васнецова: последний эскиз художника к картине «Алёнушка» и портрет Верочки Мамонтовой.
Как-то так не случилось в моей жизни попасть в музей «Абрамцево», но по репродукциям этот портрет, выросшей «Девочки с персиками», я знала. С большим волнением подошла к произведению, рассматривая знакомые тёмные глаза, ромашку в густых тяжёлых волосах, стройную фигуру, скульптурно выделяющуюся на фоне тёмной листвы, мелкие цветочки на её белом платье, не различимые на  репродукциях. Но нет в глазах и выражении лица той радости, того безудержного счастья, которое льётся в картине Серова.  Серьёзность или грусть? Зная дальнейшую судьбу девушки, склоняешься к грусти. Верочка Мамонтова умерла в 32 года от простуды. Но в созданиях двух великих русских художников, Валентина Серова и Виктора Васнецова, она осталась для нас навсегда.
Интересны эскизы В. Васнецова  к театральным постановкам на русские сказочные сюжеты.  Не прошла и мимо пейзажа И. Левитана «Алёшкин пруд», эскиза М. Нестерова к картине «За приворотным зельем», работ М. Врубеля. Ощущения на выставке, как в Третьяковской галерее: всё родное, близкое сердцу. Задержаться бы подольше, но ждала следующая выставка «Искусство Голландии  XVII-XIX века».
Живописные и графические работы голландских художников XVII–XIX веков представлены из коллекций Рыбинского музея – заповедника и Ярославского художественного музея. В Рыбинский музей экспонаты поступили из имения Петровское Рыбинского уезда Ярославской губернии, которым владел дворянский род Михалковых.  На выставке можно увидеть небольшие по размерам произведения «малых голландцев», изображавших бытовые сюжетные зарисовки, скромный сельский и городской пейзаж.  Они не создавали больших, монументальных картин на исторические и мифологические сюжеты, но спустя три столетия, благодаря этим скромным работам, мы имеем наглядное представление о жизни голландцев XVII века. Как и на прошедшей прошлой осенью в музее выставке работ И. Шишкина, меня больше привлекли гравюра и офорты – нечастые гости в выставочных залах. Есть совершенно уникальные для провинциальных музеев офорты Рембранта. Один из них «Смерть Марии» относятся к лучшим работам выставки. Композиция, полная скорби, предвосхищает по силе эмоционального воздействия более поздние грандиозные работы мастера.
Голландия – страна, отвоевавшая у моря часть земли. Дамбы защищают землю от моря, водные каналы прорезают деревни и города. Вода, море присутствуют в гравюрах даже в серии «Времена года», очень интересной на мой взгляд. Надо пристально вглядываться в состояние моря, чтобы, не читая подписи понять, какое время года изображено.
Среди живописных работ нельзя пройти мимо двух натюрмортов с цветами. В букетах присутствуют знаменитые голландские тюльпаны, бум на которые появился именно в XVII веке, когда за пару редких луковиц отдавали каменные дома, а, за испорченные при покупке в лавке и не оплаченные, сажали в тюрьму.  Вот так, деньгами или свободой, расплачивались голландцы за свои увлечения.  
Бытовая живопись очень интересна с познавательной точки зрения.  Сюжеты разнообразные: домашнее музицирование, пирушка, любовная история. Под стеклом  красуется знаменитый делфтский фаянс. Обо всём в статье не расскажешь – нужно приходить и смотреть.
 Многих посетителей привлекает танцевальная программа «В гостях у губернатора». Бальные танцы: полонез, мазурка, вальс – все они исполняются не только танцорами. Охотно подключаются и зрители разного возраста.  
Как говорят по телевидению: «Смотрите видео без комментариев».
Вальс

Наступило время второго концерта. Ансамбль «Барокко» приготовил для зрителей концерт «Музыка Нидерландов и России». В программе прозвучали произведения Жоскена Дюпре, Яна Свелинка, Евстигнея Фомина, Петра Чайковского, Давида Кларка Литла.  Музыку голландских композиторов мы ещё не слышали в исполнении ансамбля. Особую изысканность ей  придавало звучание клавесина.
Ян Свелинк.  "Моя молодая жизнь закончилась"
Камерный ансамбль "Барокко"




Музыка создателя первых русских опер Е. Фомина, без пояснения Игоря Попкова, могла бы показаться принадлежащей перу Бетховена. Накал страсти, ярости, одержимости совершенно покорил слушателей.  Но «изюминкой» концерта оказалась пьеса  голландского композитора XX века. Старинные интонации перемешивались с современными и звучание получалось неожиданно нереальным, каким-то космическим.

Давид Кларк Литл. "Кармина граматика" ч. 2
Камерный ансамбль "Барокко"





Художественный руководитель внимательно слушал звучание своего ансамбля «со стороны». Строгое выражение лица И. Попкова прояснилось к последним нотам.  Музыканты отыграли превосходно. Могло ли быть иначе?
Вечер завершился песочным шоу «Образы Голландии» и файер-шоу на Волжской набережной.

Непременно  пойду в следующем году на «Ночь в музее» в Ярославский художественный. А вы? 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»