«Без музыки Рахманинова я не представляю своей жизни»

1 апреля 2013 года исполнилось 140 лет со дня рождения гениального русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова. Празднование юбилея началось задолго до этой даты. Во всём мире проходят фестивали и концерты, посвященные музыке Рахманинова, в его честь открываются выставки, пишутся статьи. Ярославль не остался в стороне от этих событий и отметил юбилей Рахманинова концертом. В программе значились «Симфонические танцы» (Ярославский симфонический оркестр, дирижёр – Мурад Аннамамедов) и Второй фортепианный концерт для фортепиано с оркестром (солист Алексей Володин).
Выдающийся пианист молодого поколения Алексей Володин не в первый раз в нашем городе. Его последний сольный концерт 8 февраля этого года проходил при переполненном концертном зале филармонии. Второе отделение пианист целиком посвятил музыке Сергея Рахманинова ( о концерте Алексея Володина в Ярославле: http://yarcenter.ru/content/view/62318/400/ ). Блестящее исполнение пианиста потрясло и публику, и руководство филармонии. Алексей Володин  был приглашен для участия в юбилейном концерте. Можно только догадываться, что стоило музыканту найти один (!) свободный день в своём плотном гастрольном графике, чтобы приехать в Ярославль. После концерта  Алексей Володин  дал интервью корреспонденту интернет – портала «Культурная эволюция» Карине Коротковой.
К. К. -  Алексей, огромная благодарность Вам от всех ярославских зрителей, которые были сегодня вечером в зале, за успешный концерт.  Мы бесконечно рады были вновь услышать Вас.
А. В. – Спасибо.
К.К. – Совсем недавно, в феврале, ярославцы наслаждались Вашим восхитительным исполнением музыки Рахманинова, которой было отдано второе отделение Вашего сольного концерта.  Когда Вы впервые стали играть концерты Рахманинова? В консерватории, на первых курсах?
А.В. – В детской музыкальной школе. Мне было лет 13-14. Я сыграл тогда Первый концерт для фортепиано с оркестром.
К.К. – На Вашем сайте указывается, что в Вашем репертуаре Второй, Третий, Четвертый концерты, Первого -  нет.
А. В. - С  тех пор я его не играл и не восстанавливал должным образом. То, как я играл и чувствовал в детстве, и как сейчас – различается. А не восстановил потому, что впоследствии занимался уже другими произведениями композитора. Без музыки Рахманинова я вообще не представляю своей жизни.
К.К. – Какой из концертов Рахманинова Вам ближе как человеку, и какой, как музыканту?
А.В.  – Это совпадает. Я стараюсь играть то, что люблю,  а люблю я то, что написал Рахманинов и потому, мне бывают ближе те произведения, которые я играю в данный момент. Сегодня это - Второй концерт. Каждый из концертов композитора – это разные миры. Второй -  это юношеский порыв чувств и поэтическая картина безграничных русских просторов. Третий концерт  - это сочетание эпического и лирического начала. Рахманинов вложил в него всего себя, всю свою душу.  Четвёртый -  наиболее трагический из всех его концертов. Рахманинов написал его в эмиграции, отсюда и особый драматизм произведения.
 К.К. – Рахманинов много гастролировал за границей и тогда, когда жил в России, и, естественно,  живя в эмиграции. Концерты неизменно проходили с большим успехом. Часто ли в настоящее время за рубежом играют музыку композитора? И какие музыканты чаще: российские или западные?
А. В. – Играют много. Я бы не стал делить музыкантов на западных и российских. Все зависит от того, близка музыка Рахманинова музыканту или не очень. И наши могут сыграть не лучшим образом, и западные прекрасно исполнят.  Как хороший пример можно привести знаменитого американского пианиста Вана Клиберна.  Великолепно сыграв на Первом Международном конкурсе им. Чайковского Третий концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, он заложил традицию исполнения на конкурсе концертов композитора. Игра Вана Клиберна отличалась не только феноменальной техникой, но и безукоризненным художественным вкусом, глубоким пониманием музыки Рахманинова.
К.К. - Алексей, Вы часто играете на «бис» Рахманинова?
А.В. – Часто. Прелюдии или этюды-картины.
К.К. – Вы много гастролируете, у Вас очень плотный график выступлений и, как следствие, бесконечные перелёты или переезды. Находите ли Вы время играть «для себя»?
А. В. – Я, собственно говоря, этим занимаюсь каждый день.  Изначально играю для себя на концертах.  А если это еще нравится людям…  
К. К. – Я немного  изменю свой вопрос. «Для себя» - может, когда какое-то огорчение, неважное настроение или наоборот радость через край?
А. В. - Тогда я импровизирую.
К. К. – Не записываете свои импровизации?
А. В. - Бросил этим заниматься. Зачем поставлять миру второсортную музыку, когда есть Рахманинов, Чайковский, Скрябин и другие выдающиеся композиторы.
К.К. – Но и они, вероятно,  не сразу стали теми композиторами, музыку которых слушает весь мир.
А. В. – Почти сразу. Скрябин написал свой первый этюд до диез минор в 14 лет. У Рахманинова к 19 годам был Первый фортепианный концерт, Прелюдия до диез минор, опера «Алеко». Для создания оперы ему потребовалось 17 дней! Это уму непостижимо. Трудно поверить в такое чудо.  Многие люди в 18-19 лет сейчас мне кажутся детьми, а Рахманинов в этом возрасте создавал глубочайшие зрелые произведения.
К.К. -  В списке множества фортепианных концертов, которые Вы исполняете, нет концерта Эдварда Грига, по мелодичности музыки и по созданию образов родной природы, близкого русским композиторам.
А. В. – Концерт Грига -  моя мечта. Но никогда его не играл. Не сложилось.
К.К. - Почему?
А.В. - У меня в репертуаре пятьдесят концертов. Даже, если бы их было сто пятьдесят, а какого-то не было, Вы спросили бы: «Почему?» (смеемся). Я постоянно что-то учу. Возможно, приду и к Григу.
К.К. -  Алексей, Вы играли со многими российскими и зарубежными дирижерами:  Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым, Василием Синайским, Михаилом Плетневым, Лорином Маазелем, Риккардо Шайи, Карло Рицци. Мечтаете поработать с кем-то из тех, с кем ещё не выступали?
А.В. – Нет, не мечтаю. Я не думаю о том, чтобы просто поставить какое-то имя в свой список. Я играл с суперзвездами и не чувствовал, что во мне появляется музыка. А случалось и так, что дирижер не самый-самый, а живое в работе с ним что-то приходило. Такие моменты запоминаются, и я благодарен жизни за них.  У меня  есть желание встретиться с некоторыми дирижёрами, с которыми я играл и которых полюбил, и исполнить с ними что-то новое.
К.К. –  В прошлом году  Вы были в жюри одного из самых значительных международных конкурсов пианистов им. Анды Гезы. В 2003 году Вы стали победителем  этого конкурса. Как в 2012  чувствовали себя уже в роли оценивающего?
А.В. - Прекрасно. Получал огромное удовольствие. У меня складывалась иллюзия, что я делал что-то хорошее в этот момент. Возможно, проигравшие на конкурсе, неоднозначно отнесутся к этим моим словам.  Решение жюри не может всех удовлетворить. Но поддержать таланты, которые мне казались талантами, было очень замечательно.
К.К. – Сегодня Вы первый раз играли с Ярославским симфоническим оркестром. Какие впечатления от встречи с этим коллективом?
А.В.  – Прекрасный оркестр. Замечательно играл. Причем, была большая разница в лучшую сторону в игре между репетицией и концертным выступлением. Жаль, что была только одна репетиция.
К.К. – Спасибо большое, Алексей, за такую оценку ярославских музыкантов.  Оркестр последние годы, благодаря энергии и неутомимой работе  художественного руководителя и главного дирижера Мурада Аннамамедова,  качественно вырос.  Об этом говорит и приглашение его в 2012 году на Международный фестиваль симфонических оркестров, где успешное выступление оркестра  заслужило положительный отклик известных музыкантов, в частности маэстро Геннадия Рождественского.
А. В. – Рад за Ваш оркестр. Желаю коллективу интересных программ и солистов.
К.К. -  Надеемся и ждём новой встречи с Вами.
А.В.  – Спасибо, думаю, что так и будет.
фото - Карина Короткова.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»