Волковский театр. Чайка. Эскиз.

Спектакль "Чайка. Эскиз" Волковского театра вызывает очень много параллелей с "Месяцем в деревне" того же Волковского театра. Не берусь утверждать, что это — не случайно, хотя и обратное утверждать тоже не берусь.
Вообще давайте я сейчас ничего не буду утверждать, а буду только предполагать.

Почему-то мне кажется, что "Чайка" обозначила определённый застой. Машина режиссёрского воображения в какой-то момент повернулась вхолостую, как будто он "едва кончил повесть, как уже почему-то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую..." Есть ощущение, что Чехов поставлен "на перекладных" после Тургенева, и сменившиеся лошади тянут бричку с прошлыми пассажирами.

"Месяц в деревне" был прекрасен. Он был (именно как я люблю) сконцентрирован, сфокусирован в маленькую песочную коробочку, где герои пихались локтями, сталкивались в дверях, не давали друг другу договорить и доделать. Спектакль не давал ни одной свободной минуты, накатываясь с разных сторон одинаково трудными трагедиями маленьких будничных людей. И главных, и второстепенных персонажей мы видели крупным планом, написанным, к тому же, самыми яркими красками. Быстрое развитие и близкое приближение полностью оправдывало крупные мазки прямо из тюбика. С "Чайкой" вышло иначе.

Здесь коробка раскрылась, и удивительно похожим по миссиям героям стало пусто на большой сцене. Неудивительно, что при оставшемся с прошлого спектакля заряде (а частью и с позапрошлого <"Иванов">) пространство пришлось ограничить пожарным занавесом. Освоить остальную площадь оказалось под силу только всаднице; пешему актёру там делать совершенно нечего. Мы снова видим женщин, силой молодости либо опыта воюющих за иллюзию счастья, спроецированную на философствующих тюфяков. Отсюда неуловимое сходство спектаклей, которое совершенно дезориентирует. Говорить о достоинствах и недостатках этой постановки не проще, чем о плюсах и минусах текста российского гимна - он на ту же музыку, что и два предыдущих. Словом, если бы не "Месяц в деревне", я бы оценил "Чайку" по-другому.

Здесь я подведу черту и расскажу о главном, на мой взгляд, недостатке "Чайки. Эскиза".

Герой, в двух шагах от тебя выворачивающий душу, убеждает. Но увеличенное большой сценой расстояние вынуждает выворачивать активнее, и душу выбивают палками, как половик. В первом действии неоднократно хотелось выйти на сцену, подойти к тому или другому герою и сказать ему шёпотом: ну чего ты орёшь? Орёшь не голосом, а всем телом. После антракта, к счастью, тон дискуссии снизился, и я услышал разговоры вполголоса и шёпотом, но потом размолвка Кости с матерью за сменой повязки превращается в сеанс вольной борьбы. Убей его там Аркадина в стиле Тараса Бульбы, это выглядело бы более органично, чем то, что он потом поднимается способный к разговору. Слишком ярко всё это, слишком борзо, хочется всех притушить, уплотнить, убрать проходы... словом, сделать будто бы "Месяц в деревне".

Хотел же не поминать, и вот опять...

Давайте тогда о достоинствах.

Мне безумно понравились птички. Абсолютно чудесные, они строгими печальными шеренгами вращаются на ниточках над пустым пространством, внося совершенно необходимую долю трагического абсурда в происходящее ниже. С прижатыми крыльями, но — в полёте, постоянно движущиеся, но — лишь вокруг своей оси. Красота! Хоть делай гифку и вешай на обои.

Не меньший восторг у меня вызывает музыка. Тема спектакля, её аранжировка и звучание (в т.ч. акустическое) — превосходно! Здесь же упомяну подзвучку — какое-то время пришлось привыкать, но любое другое решение многих сцен (да хотя бы болтовни в ходе пьесы Константина) было бы невозможным.

Замечательно решена собственно постановка Кости Треплева. Это самостоятельное полноценное произведение, которому, правда, к сожалению свойственен недостаток "оболочки" — актёры перегибают. Тем не менее, "мировая душа" на своём помосте в дурацком дыму производит не меньшее впечатление, чем скептический бэкграунд зала. Смешение публик двух спектаклей даёт эффект полного присутствия, да такого, что Константина хочется похвалить и поругать отдельно от Марчелли.

Костя, милый. Материал у вас фиговый, вот что. Там вам доктор сказал, что что-то есть, вопрос только в направлении, но я вам как родному доложу: польстил. За два десятка лет до вас уже Козьма Прутков изложил "Сродство мировых сил" — в том же ключе, но поинтереснее. Да и Нина — не столь сложная девушка, чтобы так затейливо ухаживать. А вот за постановку — спасибо. Идея с аквариумом великолепна. Тут и растворение, и рождение, и милое сердцу стареющего писателя прекрасное девичье тело. Так что если как режиссёр вы вполне состоялись, то в качестве литератора стоит подтянуться. Правда есть и техническая накладка — запаха серы я не учуял.

И всё-таки есть чему поучиться у старшего коллеги. Вне всякой критики решена сцена последнего разговора Кости и Нины. Внезапное изменение обстановки действует как удар: только так, в один миг меняется жизнь, в один миг и без поворота. Ну и финал, заставляющий нас обратить внимание на то, что трагедия "Чайки" есть крушение и гибель — более всего — не осознавшего себя творца.

+
Вслед за вышеперечисленным хочу особо отметить работу героя второго плана — доктора. Кажется, общая проблема "перегиба" действующих лиц совершенно не касается его одного. Чудесного обаяния персонаж. Очевидно, что Константину про пьесу он врёт. Но - веришь!

Марк Нуждин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • За попытку - спасибо!
    Режиссер если и не самоубийца, то, по крайней мере, решил поставить планку для прыжков в высоту на олимпийскую отметку, решила я для себя, когда увидела в фестивальной афише Альбера Камю. Насквозь литературная, абсолютно не бытовая философская пьеса, найдет ли она сейчас собеседников среди зрителей?...
    Светлана Гиршон
    Провинциальные диалоги
  • История Призрака в мире торжества материальных ценностей
    91-й театральный сезон в Ярославском театре кукол открылся премьерой спектакля «Кентервильское привидение». И – ах! – как же я рада это событию!
    Лариса Драч
    Ещё не вечер
  • Земля войны (1)
    Наблюдая за трясущимися губами говорящих голов, обсуждающих в европейских ток-шоу нынешний взрыв миграции, все чаще читая парафразы на темы Мечети Парижской Богоматери, памятуя кадры с разноцветной молодежью, крушащей Сен-Дени, нет-нет, да вспоминаю о человеке, сказавшем некогда пленившему его капит...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Земля войны (4)
    Ну вот, теперь, о немцах. То есть, о французах. Вернее, об англичанах. Потому что о немцах. Ага. Именно так.  Ибо самое время пояснить, что такое «Фашода», о которой пару раз поминалось в предыдущих главах.
    Лев Вершинин
    Связь времен