Очередной успех А.С. Кузина: «Лес» в Волковском.

Поражаюсь, как это у Кузина получается: что ни спектакль, то безупречная игра актёров в ансамбле. Ну нет слабого звена, и главное – все играют друг на друга.

Естественно, есть главные и второстепенные роли, но и эти последние все – личности, все – со своим лицом, отлично вписывающимся в ансамбль. Недаром ключница Улита (И. Сидорова) получила два букета цветов, публика отлично реагировала на лакея Карпа (Валерий Соколов), блестяще смотрелись соседи –помещики (С. Иванов и В. Смирнов). Украсил спектакль своей искрометной игрой Виталий Даушев (Аркадий Счастливцев). Очень выразителен Максим Поздин в роли Буланова: этакий пустоголовый и наглый фанфарон, пыжащийся что-то из себя изобразить и мгновенно трусливо поджимающий хвост при малейшей опасности. Когда он войдёт во вкус своей новой роли юного альфонса при стареющей жене, он, надо думать, ещё доставит спутнице хлопот. 

По делу надо было бы здесь комплиментарно перечислить всех без исключения участников, но ограничимся главными. 


Главные герои блистали. Татьяна Малькова в роли Гурмыжской запомнится надолго. Это такое мастерски изображённое сочетание сюсюкающей молодящейся богатой барыни, желающей выглядеть благородной благодетельницей. Но вот маска слетела, и она мгновенно преображается в жёсткую и властную .помещицу. Ещё одно движение – и вот стареющая похотливая дама заигрывает с мальчишкой, к которому испытывает отнюдь на матримониальные чувства. Обманутая Восьмибратовым она – глупая растерянная баба, а в попытке подавить Аксюшу вдруг обнаруживает перед собой не растерянную рыдающую, молящую о пощаде девушку, а полную достоинства оппонентку. Беспомощно повторяя фразу «Ты его не стоишь», она не понимает, что в этой ситуации её домашней заготовке грош цена. 


И главное – все эти преображения вполне естественны, и зритель верит, что перед нами один человек, вполне заслуживающий войти в «лес», компанию жадных, недобрых, безжалостных друг к другу хозяев жизни. 


Кредо Кузина: классику надо играть как классику. Не надо ничего домысливать, чтобы этот глупый зритель увидел, насколько классика современна. Не надо (во всяком случае, необязательно) одевать героев в современные костюмы, вводить дополнительных персонажей, намекающих на последние политические события, вызывать аплодисменты с помощью вчерашних газетных цитат. Классику надо просто играть так, чтобы было видно, что она – на все времена. Зритель всё правильно поймёт и оценит, как оценил он и эту постановку. Ему даже едва ли не обязательные нынче вставные танцевальные эпизоды оказываются ненужными. 


Блестяще провёл свою роль Несчастливцева Владимир Майзингер. Его герой провинциальный актёр-трагик с его обязательными актёрскими штампами, широкими псевдоторжественными жестами и выспренними громогласными монологами, перемежающимися с цитатами из когда-то сыгранных ролей. Не дурак покутить в случае удачи и стойко переносящий невзгоды, он оказывается куда как благороднее всей этой «лесной» шоблы, мнящей себя солью земли и брезгающей выпить с ним на брудершафт. 

Заключительный монолог Несчастливцева в устах Майзингера звучит как гимн искусству, презираемому миром богатых дармоедов. В наши дни, в нашей ситуации – что может быть современнее? Проходят столетия, а мир искусства с одной стороны и жалких, но властных богатеньких «комедиантов» с другой - он никуда не девается. Жив курилка! 


Пожалуй, только одно замечание кажется уместным на этом пиру Мельпомены. Олег Новиков прекрасно сыграл купца Восьмибратова. Но вот режиссёрская трактовка мне показалась спорной. Сейчас принято вспоминать, что не все же купцы царской России были толстыми и жадными обиралами, среди них встречались, и не так уж редко, умные, честные , благородные люди, умелые предприниматели и меценаты. В том числе и у нас в Ярославле. Но этот образ у Островского явно под эту рубрику не подходит. 

Вот он, вполне в духе «леса», обмишуривает Гурмыжскую, вот, того хуже, запрещает собственному сыну жениться на бесприданнице – при его-то деньгах!. И без тени смущения принимает тысячу рублей, пожертвованную нищим актёром на свадьбу сына. В общем, всё в духе традиционных купцов-мироедов в пьесах великого драматурга. 
И вдруг в сцене с Несчастливцевым этого бессовестного хапугу задевает обвинение в нечестности, и он возвращает Гурмыжской большие деньги. Да-да, так у автора, но мне кажется, что сцена сыграна неточно. О. Новиков ведёт сцену с Несчастливцевым едва ли не надменно, с чувством полного достоинства, он нисколько не боится этого «полковника», хотя вряд ли сомневается в подлинности его звания. Полковник так полковник, я с моими деньгами и статусом его нисколько не ниже. Даже прямые оскорбления купец воспринимает с подчёркнутым безразличием: мели, Емеля, твоя неделя. И поэтому его неожиданная реакция на слова о его чести, когда он возвращает зажуленные деньги, звучат – на мой взгляд – неправильно. Так, как они прозвучали, они вырывают Восьмибратова из «леса», заставляют подумать, выражаясь словами другого классика, что «и крестьянки любить умеют». Что ж, возможно, режиссёр именно это и хотел сказать. Но переходы от одной маски к другой у Т. Мальковой получились на-ура, а здесь поверить оказалось трудно. 


Но роль всё равно получилась отличная! Нам показали настоящего хозяина России, очень богатого, держащего в кулаке всех этих беспомощных напыщенных дворян, которых он по существу глубоко презирает. Барыня к нему «ты», он к ней – на «Вы» и по имени-отчеству, но это чистый антураж, и кто от кого зависит, ясно с первых реплик. В мире «леса» и сегодня рулят деньги. Кто девушку ужинает, тот её и танцует.


Ну и, может быть, самое последнее. На красивой, со вкусом оформленной программке изображён веселенький русский лес. Очень изящная акварель, но только такой ли лес имел в виду Островский, давая название своей знаменитой пьесе? Его «лес» ох как далёк от понятия красоты и гармонии. 


Суммирую: Волковский театр сегодня на подъёме, за него горожанам не стыдно. Но и на этом фоне очередной спектакль Кузина – настоящий шедевр всероссийского масштаба. А может быть, и выше.

Владимир Жельвис
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»