Народная артистка России Наталия Терентьева: "У театра есть только одна тайна. Театр надо любить..."

Народная артистка России, актриса Театра драмы имени Федора Волкова НАТАЛИЯ ТЕРЕНТЬЕВА встречает свой 90-й День Рождения и 60-летие служения Волковской сцене. Наталия Ивановна - лауреат Национальной театральной премии "Золотая Маска" в номинации "За честь и достоинство", лауреата областной премии имени Федора Волкова «За заслуги в развитии театрального искусства».

Вся труппа театра сегодня встретит актрису, которая пройдет по триумфальной дороге цветов, по красной ковровой дорожке почета..... Свой праздник Наталия Ивановна сегодня встречает в своей семье. В театральной семье.

Большой юбилейный вечер Наталии Тереньевой для зрителей состоится 23 октября.

У ТЕАТРА ЕСТЬ ТОЛЬКО ОДНА ТАЙНА. 
ТЕАТР НАДО ЛЮБИТЬ...

Чем удивить и порадовать моих друзей в Фейсбуке, любящих театр? В моем театральном хранилище есть видео-микс из разных событий жизни Наталии Ивановны. 

Начинается это видео с кадров, которые видели только близкие друзья Наталии Ивановны. Это летний домашний дачный театр Наталии Ивановны – игра в сказку с ней, в роли феи Бирюлины и другом–волшебником феи (ее сын, Никита Тихонов), эти кадры напоминают и возрождают неповторимый дух дачных театров на рубеже XIX-XX вв.

В Наталии Ивановне Терентьевой всегда жив неувядающий дух озорства, "высокая степень безумства" театральности, игры, вечный дух творчества. Среди близких и родных, в семейном кругу, это театральные розыгрыши-пародии, постановочные шоу для детей и близких – в доме и на природе, где она играет фею Бирюлину, а внуки радуются этому действу. Потом – звучит пародийная ария в исполнении Наталии Ивановны - «Пускай погибну я, но прежде…» завершается ария словами «везде, везде он предо мною…». В этом видео - кадры торжественной церемонии вручения Наталии Ивановне "Золотой Маски", кадры из программ о ней на телеканале "Культура", отрывки из творческого вечера "Провинциалки" в столичном Доме Актера на Арбате..

Из моего интервью с Наталией Ивановной Терентьевой

- Чем для Вас является Волковский Театр?
- Волковский театр - уникальный. Театр, который всегда славился хорошими актерами. Актерский театр. Нас, стариков, осталось в театре очень мало – раз, два и обчелся, остальные, к сожалению, все ушли. Но мы еще работаем, мы еще стараемся трудиться...В нас есть то, чего, к сожалению, подчас нет в современном актере. Мы умеем донести сердечную, душевную мысль, послать ее в зрительный зал и получить ответ. Мы проецируем мысль о необходимости участия человека друг в друге - в сегодняшний день, в зрительный зал. Поменялось время. В почете авангардные постановки, модернизированные переделки классики. Подобное осовременивание происходит часто внешним образом!.. 

- Перестраиваться?
- Я думаю, что не надо перестраиваться. Театр ничего не требует – перед зрителей может возникнуть "пустое пространство" сцены, пустая площадка, даже не нужно особенного оформления. Вспомните спектакли Петра Наумовича Фоменко, у него никакого особенного оформления, но всегда четко выстроенные, интересные и новые взаимоотношения между актерами, И ты погружаешься в это сценическое существование…. Вот это и есть современный театр. Театр всегда многообразен. Наша публика, с удовольствием ходит и на авангардные постановки, и на спектакли чисто классические, старого репертуарного театра, где и костюмы, и декорации соответствуют времени, эпохе. И это тоже очень любят. В одном театре может существовать и то, и другое, и третье. Но нельзя забывать о том театре, который прославил Россию. А русский театр - репертуарный, он прославил Россию, потому что зиждется на глубоком проникновении в психологию человека, в его быт, в русскую душу. Такие спектакли у нас бывают, но очень редко. Я жду их, и думаю, они появятся. Мы играем истории людей, человеческие истории. Люди-то остаются людьми. Люди, как они были 200, 300, 1000 лет тому назад,- у них те же самые болезни, те же противоречивые свойства характера… Человек есть человек, он внешне немножко видоизменяется, но остается человеком. Надо, чтобы он обратил взор на себя, пересмотрел самого себя, а мы ему помогли бы в этом... Вот Гертруда в «Гамлете» говорит: «Ты заглянул мне в душу, и я увидела ее в таких смертельных ранах, нет спасения»…

- Существует ли для Вас тайна театра?
- Тайна есть одна. Театр надо любить. Вот это тайна. Ты его любишь, значит, ты познал эту тайну. А если ты относишься к нему, как к месту, где ты получаешь деньги, то тогда ничего не получается. Актеров нашего поколения осталось в театре очень мало. Они в театре не работают, они театру служат. Театр это не место работы. Это твой дом, где ты получаешь величайшее удовольствие и чувствуешь колоссальную ответственность перед теми людьми, которые пришли и сидят в зрительном зале. Это громадная ответственность, и если ты будешь недобросовестно относиться к своему делу, как бывает очень часто, то тогда ты напрасно пришел в эту профессию. У нас в театральном училище висел лозунг со словами Михаила Щепкина: «Театр - это храм. Или священнодействуй, или убирайся вон!». Мы свято исповедовали свою театральную веру. Мы были романтики. И мы действительно старались священнодействовать. Мы не просто играли в театре, мы выполняли миссию. Мы старались, чтобы зритель, который к нам пришел, надолго запомнил, о чем мы с ним говорим. Чтобы он с нами сопереживал, смеялся, плакал…



Маргарита Ваняшова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»