Кто решает степень "историчности"?

Я в расстроенных чувствах. Вчера посетил реконструированный Демидовский Сад, что в центре нашего богоспасаемого губернского города.

Всё не без нюансов, но они будут всегда, и в целом явные изменения к лучшему. Норм. И тут я подошёл к фонтану, который обещали "обновить", и тут-то у меня всё и упало.

Фото Яна Левина.

Исторического чугунного фонтана больше нет. На меня смотрела, переливаясь в китайских светодиодах, поделка из азербайджанского ресторана на МКАДе. Во второсортных провинциальных торговых центрах такие фонтаны также можно найти, при входе, у них обычно все встречаются.

У фонтана нет лица - такой можно встретить и в Казани, и в Махачкале, и в холле гостиницы в Омске, и в заштатном парке на окраине Москвы, и на даче у заммэра любого областного центра.

Такое со скрипом было бы допустимо в каком-нибудь новом парке, разбитом с нуля, это допустимо на площади Юности - там был бетонный пустырь, его уже ничем не испортишь.

Фото Яна Левина.

Но этому фонтану больше ста лет, он лицо и визитная карточка города, это исторический фонтан. Он помнит ещё Вахрамеева, который изначально и разбил этот сад в 1885-ом.

Фото Яна Левина.

Демонтированная чугунная чаша - сталинских времён, когда вахрамеевского "Аиста" сменил советский "Буратино", а того в свою очередь, в 1968-ом - чаши и шар ("Ёжик"). Сейчас чаша, сломанная при демонтаже, лежит на складах САХа и никто не знает, что с ней делать.

Фото Яна Левина.

Аргументацию "обновления" предугадать легко - да он старый был, совсем плохой, надо много денег и сил, проще построить новый, опять-таки, он дорогой, современный, с подсветкой!

Всё это так. Реставрация городского исторического наследия требует много денег, труда, и ума. Реставрировать и реконструировать вообще почти всегда дороже, чем строить с нуля. Но на то оно и наследие.

Фото Яна Левина.

Никому не придёт в голову, например, в Москве вместо реставрации рубиновых звёзд на башнях Кремля повесить новые, фанерные, и покрасить в красный цвет.

Или в Питере заменить чугунные ограды набережных и мостов через Неву на современную жестянку. Хотя это однозначно сэкономит бюджетные средства.

Тогда где та грань? Кто решает степень "историчности"? Почему в моём родном Ярославле это зашло?

На самом деле, решить степень важности для города того или иного объекта, той или иной малой архитектурной формы, довольно просто.

Я прикрепил дореволюционную открытку с "Аистом", сталинскую открытку с "Буратино".

Как вы думаете, будут выпускаться открытки с этим фонтаном? Вы хотели бы подарить такую открытку своему другу или коллеге, гостям города?

Ну вот вам и ответ.



Ян Левин


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • Как это было (1, 2)
    Никогда не думал, что дойдет до такого. Юрий Апухтин -  фигура знаковая , в моем понимании, глубоко порядочный человек, символ Харьковского Сопротивления. Но вот письма. И еще много таких же, в блоге и в личке, разными словами, но об одном.
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Как это было (3, 4)
    Продолжаю. Хочу отметить, что рассказываю то и только то, что знаю точно, стараясь избегать даже обоснованных умозаключений, а потому вопросов типа "О чем говорили с Киссинджером?" даже не касаюсь. Возможно, о чем-то и говорили, но меня там не было, подслушку я не подкладывал, и даже самые...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Как это было (7, 8)
    Эта часть, надеюсь, предпоследняя. Задумывалась последней, но идут вопросы. В основном, такие, на которые отвечать нечего.  Уже раз сто сказал, что многого знать просто не могу (особенно по мелочам), личные мотивации персонажей знать тоже не могу, а некоторые вопросы просто наивны....
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • "Чудо хорватского наива" в Ярославле
    Выставка «Чудо хорватского наива» открыта для жителей и гостей Ярославля в Музее зарубежного искусства.
    Карина Короткова
    Отзвуки