Кто решает степень "историчности"?

Я в расстроенных чувствах. Вчера посетил реконструированный Демидовский Сад, что в центре нашего богоспасаемого губернского города.

Всё не без нюансов, но они будут всегда, и в целом явные изменения к лучшему. Норм. И тут я подошёл к фонтану, который обещали "обновить", и тут-то у меня всё и упало.

Фото Яна Левина.

Исторического чугунного фонтана больше нет. На меня смотрела, переливаясь в китайских светодиодах, поделка из азербайджанского ресторана на МКАДе. Во второсортных провинциальных торговых центрах такие фонтаны также можно найти, при входе, у них обычно все встречаются.

У фонтана нет лица - такой можно встретить и в Казани, и в Махачкале, и в холле гостиницы в Омске, и в заштатном парке на окраине Москвы, и на даче у заммэра любого областного центра.

Такое со скрипом было бы допустимо в каком-нибудь новом парке, разбитом с нуля, это допустимо на площади Юности - там был бетонный пустырь, его уже ничем не испортишь.

Фото Яна Левина.

Но этому фонтану больше ста лет, он лицо и визитная карточка города, это исторический фонтан. Он помнит ещё Вахрамеева, который изначально и разбил этот сад в 1885-ом.

Фото Яна Левина.

Демонтированная чугунная чаша - сталинских времён, когда вахрамеевского "Аиста" сменил советский "Буратино", а того в свою очередь, в 1968-ом - чаши и шар ("Ёжик"). Сейчас чаша, сломанная при демонтаже, лежит на складах САХа и никто не знает, что с ней делать.

Фото Яна Левина.

Аргументацию "обновления" предугадать легко - да он старый был, совсем плохой, надо много денег и сил, проще построить новый, опять-таки, он дорогой, современный, с подсветкой!

Всё это так. Реставрация городского исторического наследия требует много денег, труда, и ума. Реставрировать и реконструировать вообще почти всегда дороже, чем строить с нуля. Но на то оно и наследие.

Фото Яна Левина.

Никому не придёт в голову, например, в Москве вместо реставрации рубиновых звёзд на башнях Кремля повесить новые, фанерные, и покрасить в красный цвет.

Или в Питере заменить чугунные ограды набережных и мостов через Неву на современную жестянку. Хотя это однозначно сэкономит бюджетные средства.

Тогда где та грань? Кто решает степень "историчности"? Почему в моём родном Ярославле это зашло?

На самом деле, решить степень важности для города того или иного объекта, той или иной малой архитектурной формы, довольно просто.

Я прикрепил дореволюционную открытку с "Аистом", сталинскую открытку с "Буратино".

Как вы думаете, будут выпускаться открытки с этим фонтаном? Вы хотели бы подарить такую открытку своему другу или коллеге, гостям города?

Ну вот вам и ответ.



Ян Левин


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»

  • За попытку - спасибо!
    Режиссер если и не самоубийца, то, по крайней мере, решил поставить планку для прыжков в высоту на олимпийскую отметку, решила я для себя, когда увидела в фестивальной афише Альбера Камю. Насквозь литературная, абсолютно не бытовая философская пьеса, найдет ли она сейчас собеседников среди зрителей?...
    Светлана Гиршон
    Провинциальные диалоги
  • История Призрака в мире торжества материальных ценностей
    91-й театральный сезон в Ярославском театре кукол открылся премьерой спектакля «Кентервильское привидение». И – ах! – как же я рада это событию!
    Лариса Драч
    Ещё не вечер
  • Земля войны (1)
    Наблюдая за трясущимися губами говорящих голов, обсуждающих в европейских ток-шоу нынешний взрыв миграции, все чаще читая парафразы на темы Мечети Парижской Богоматери, памятуя кадры с разноцветной молодежью, крушащей Сен-Дени, нет-нет, да вспоминаю о человеке, сказавшем некогда пленившему его капит...
    Лев Вершинин
    Связь времен
  • Код доступа
    Счетная палата РФ с чувством глубокого разочарования констатировала, что широко разрекламированная госпрограмма «Доступная среда» до сих пор ощутимо не улучшила жизнь инвалидов.
    Александр Богатырев
    Есть повод