Вознесенский храм

Церковь Вознесения в валах – самый древний приходской храм города Ростова, построен в 1565 году. Как говорит ее название церковь, находится внутри городских валов, рядом макаронная фабрика и место, где по субботам собирается городской рынок.

Богослужения в храме проводятся по приходскому расписанию, в субботу, воскресенье и праздники, и, тем не менее, церковь открыта в течение всего дня. Внутреннее пространство храма невелико и просто. На стенах старинная роспись, на восточной стене иконостас изображен в технике фрески. Своды осеняют квадратное пространство храма в виде креста. Необычно в храме, именно то, что путь к святыне, почитаемой в храме, идет через правую дверь иконостаса. Это особенность древних храмов, подобным образом устроена гробница святителя Леонтия в ростовском Успенском соборе. На правой стене арочная ниша – аркосолий. Здесь под спудом почивает угодник Божий – блаженный Исидор Твердислов, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец (память 14 / 27 мая).

 

 

Единственным источником исторических сведений о блаженном Исидоре является рукописное житие святого, составленное по мнению ученых в XV-XVI веках. Известное раньше только в сокращениях и отрывках, житие блаженного Исидора впервые было опубликовано только в 2002 году. Повесть о необыкновенной судьбе святого полна риторических оборотов и отсылок к Священному Писанию. Вот, что стало известно благодаря этой рукописи:


«Живя во плоти, блаженный Исидор был равен ангелам по своим деяниям, духовно просиял в посте и подвиге ради будущей жизни с Богом. Святой родился от славных и богатых родителей в Немецкой земле. Он возлюбил православную веру и отверг католичество, ушел из отечества в Россию. Странствуя ради Христа по городам, блаженный Исидор безропотно принимал укоры и побои. Днем святой ходил как будто безумный, ночью молился и, плача, говорил: «О, Исидоре, многими скорбями подобает тебе войти в царство Небесное!» Утешаясь словами Евангелия, переходя из города в город, блаженный, дошел до Ростова. Здесь из хвороста он устроил ничем не покрытую хижину, которую, как и тело, зимой и летом имел непокрытым. За молитву и терпение святой получил от Бога дар прозорливости и чудотворений.


Один ростовский купец занимался заморской торговлей. Он плыл на корабле, попал в бурю, но корабль остановился и стал разбиваться волнами. Люди ожидали смерти, а корабельщики метнули жребий, желая понять, из-за кого остановился корабль. Жребий пал на ростовского купца, его посадили на доску и бросили в море. Корабль сдвинулся с места. Утопающему в волнах, отчаявшемуся в жизни ростовскому купцу, внезапно предстал блаженный Исидор. Он принял его за руку и сказал: «Знаешь ли меня, о человече?» Купец едва проговорил: «О, раб Божий юродивый Исидоре, что живешь в нашем городе! Помоги мне окаянному и избавь меня от горькой смерти! Не оставь меня в море!» Святой спас человека из глубины морской, посадил на доску. Она, вслед кораблю, быстро понеслась по морю. Купец вернулся на корабль целым и невредимым. Блаженный строго Исидор заповедал купцу никому не рассказывать происшедшего. Купец не смел рассказывать о чуде, но явственно проповедовал его после смерти святого.

Кончина святого сопровождалась знамениями. Неожиданно весь город наполнился благоуханием. Вскоре обнаружилось, что оно исходит от Исидора, лежащего бездыханным на земле. Тогда пришли богобоязненные люди, имевшие веру к блаженному и похоронили его на месте хижины. Затем, взяв благословение у епископа, они поставили над могилой деревянную церковь во имя Вознесения Христова».

В житийном сказании о блаженном Исидоре записаны некоторые посмертные чудеса святого. Примечательно исцеление пьющего мужчины:

«Человек из деревни, называемой Соли, от многого пьянства настолько вышел из ума, что бросался на людей и бил. Он был с трудом схвачен, и связанным приведен ко гробу блаженного Исидора. Больной кричал, говоря нелепицы. Как только начали петь канон святому, связанный начал приходить в чувство. Его спросили, – он вполне разумно ответил и его отпустили. Исцеленный человек припал ко гробу святого, целовал икону, произнося слова благодарности».

Возможно, что почитание святого началось сразу после смерти и быстро распространилось. Вероятно, житие блаженного было составлено в первые же годы после преставления. В 1563 году святитель Макарий, митрополит Московский, поминает его как святого почитаемого в Русской церкви.

Новый, каменный храм Вознесения Господня, над гробом блаженного Исидора был выстроен в 1565/66 годах. При строительстве в стену храма была сделана памятная доска из камня. На ней была вырезана надпись: «Лета 7074 державою и повелением благочестивого царя государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси, его царскою казною, поставлена бысть церковь сия Вознесение Господне, в ней же Исидор чудотворец, при епископе Никандре Ростовском, а делал церковь великого князя мастер Андрей Малой». Отстроенный из кирпича храм Вознесения Христова стал выдающимся памятником ростовской святости. К этому времени в городе было только два кирпичных храма: Успенский собор с гробницами ростовских святителей и Богоявленский собор Авраамиева монастыря со святыми мощами преподобного Авраамия. Гробница Исидора чудотворца в Вознесенском храме стала местом, усердно почитаемым другими подвижниками, несшими, как и блаженный Исидор, тот же подвиг юродства. В ростовских жития записано, что во второй половине XVI века в Ростове жил Христа ради юродивый Артемий Третьяк. Он, и летом и зимой носил одну только рубашку, и, как пишет о нем краткая житийная заметка, «все бегал». Питался мало, «бегая ухватит полуденежный калачик и, ухватив зубами, держит его; весь калач исщиплет и размечет, а что во рту – то была у него пища». Блаженный с Божьей помощью являл чудеса и обладал даром пророчества. Например, однажды он был два дня весьма печален, а на третий день стал бегать по городу с воплем: «Стреляй, вешай, скачи, пей, умывайся, ложися!» Как оказалось, в это время, в Москве царь и великий князь Иван Васильевич Грозный казнил «многими различными муками» двести своих ближних бояр и дьяков. Неся свой подвиг, блаженный Артемий молитвенно прибегал к храму Вознесения Господня, а когда преставился, был положен напротив гроба святого Исидора.

В краеведческой литературе XIX века со ссылкой на рукописные святцы из города Ростова упомянуты еще два подвижника, погребенных при храме Вознесения Христова: блаженный Стефан и блаженный Афанасий.

Блаженный Стефан был пострижеником Троице-Варницкого монастыря, но только погребен был здесь, в начале XVIII века, рядом с мощами блаженного Исидора. Прихожане вознесенского храма называли его святым и благоверным. Его время было сложной эпохой, когда даже сам ростовский архиерей пострадал из-за мнимого участия в дворцовом заговоре, всего лишь сочувствуя сыну Петра I, царевичу Алексею. Архиерей и блаженный были родственниками и в прошлом оба были дворовыми людьми бояр Лопухиных. Затем их пути разошлись. Ростовский краевед приводит известие о том, что в 29 октября 1715 года, блаженный Стефан встретился с ростовским епископом Досифеем, когда тот служил литургию в Авраамиевом монастыре. При встрече блаженный Стефан пытался предостеречь своего старого друга от грозившей ему опасности, и, наверное, не напрасно, так как впоследствии, Ростовский епископ Досифей был извержен из сана 27 февраля 1718 года, а 17 марта был казнен на Красной площади Москвы.

Несмотря на то, что имя другого подвижника, блаженного Афанасия часто встречается в старых ростовских святцах, к сожалению достоверных сведений о нём, не сохранилось.


С течением времени холодный храм Вознесения благоустраивался. В 1786 году к его южной стене был пристроен придел, названный в честь святого Исидора. Приблизительно, в те же времена были построены трехъярусная колокольня и паперть с западной стороны. В 1815 над мощами установили серебряную раку и сень, хотя святые мощи святого никогда не открывались и всегда почивали под спудом.

Вероятно, 1572 году, во время одного из приездов в Ростов царя Ивана Грозного, храм был украшен царскими вратами оригинальной иконографии. Теперь они хранятся в музее «Ростовский кремль». Стенопись в храме отсутствовала до 1720-х годов и была четырежды поновлена в течение XVIII – XIX веков. В настоящее время роспись хорошо видна, но ей требуются неотложные реставрационные работы.

Богослужения в храме прекратились на рубеже 20-30 годов XX века, серебряная рака пропала еще раньше, в 1921/22 годах. В 1956–1959 годах была осуществлена архитектурная реставрация. Был разобран тёплый придел Исидора блаженного, но сохранена паперть и колокольня. Стенам и кровле храма был придан первоначальный вид. К сожалению, после реставрации здание оставалось долгое время без окон и дверей, и стенопись сильно пострадала.

Регулярные богослужения возобновились 2002 году, были установлены окна и двери, отопление и пол. Святой алтарь был снабжён всем необходимым, а место погребения блаженного Исидора было украшено простой деревянной ракой.


Вознесенский храм расположен совсем недалеко от самых посещаемых мест Ростова, его кремля и рынка, однако, посещение скромного прихода малоизвестной и его святыни не оставит никого без духовной помощи и утешения.


Электронная страничка: www.isidor.ru

Круг чтения


Гладкова О.В. Древнерусский святой, пришедший с запада (о малоизученном «житии Исидора Твердислова, ростовского юродивого»). // Древнерусская литература: Тема запада в XIII-XV вв. и повествовательное творчество. М., 2002. С.167-210.

Каган М.Д. Житие Исидора Твердислова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. Часть 1. С. 280–284.

Священник Иоанн Ковалевский, составитель. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви. М.,1902. С. 248–259.

О чудесах блаженного Иоанна Милостивого Власатого, Ростовского чудотворца // Ярославские епархиальные ведомости, 1877. Часть неофициальная. С. 179–182.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 72–116.

Мельник А.Г. О церкви Вознесения в Ростове // Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 18–29.

Мельник А.Г. Забытый Ростовский юродивый // Ростовская старина № 60 // Ростовский вестник. 30 августа 1996 года.

Исидорова Т.В. Житие блаженного Исидора // 4-й Источниковедческий сборник.

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»