«Святыни Ростова Великого» (1)

От автора

Древний русский город Ростов широко известен своими древностями и памятниками искусства, но пришло время обратить внимание на то, что составляет подлинную славу нашего города – его святые места, где хранятся для нас чудотворные иконы и святые мощи угодников Божиих. Открытая здесь благодатная и целительная сила святынь свидетельствует о милости Божией к нам, грешным представителям поколений, живущих в спасительной православную вере.

Паломничество к ростовским святыням на автобусах, автомобилях, электричке стало явлением в жизни города, но встречаются ещё сведения старых путеводителей, которые безнадежно устарели и нуждаются в осмыслении на основе православного подхода, который дал бы ответ на духовные вопросы россиян XXI века.


Давным-давно одной из первых книг, посвященных городу, была книга графа Михаила Васильевича Толстого, которая так и называлась: «Древние Святыни Ростова Великого». Изданная впервые в 1847 году, она выдержала несколько изданий, содержание которых, кстати, обновлялось и пополнялось. Правда, труд графа М. В. Толстого, как первый в этой области, отличается излишним доверием к устным рассказам современников и невнимательным прочтением житийных источников. Это вполне объяснимо и простительно при огромной массе явившихся впервые, и часто противоречивых, до той поры незнакомых, известий. М. В. Толстой в целом занимался российской святостью. Его книга «Жизнеописание угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии» была издана в Ярославле в 1905 году. В 1991 году, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Платона был издан сборник «Ярославские угодники Божии». В сборник целиком вошла упомянутая книжечка, только с дополнением жизнеописаний новопрославленных святых. В наши дни, она долго была единственной популярной книгой по этой теме.

Последние десятилетия ХIХ и начало ХХ века отмечены колассальной по результатам деятельностью краеведа и издателя, ростовского купца Андрея Александровича Титова. Среди его изданий есть и книга «Ростов Великий и его святыни», изданная в 1895 году. А. А. Титов, пользовался научными достижениями своей эпохи, он лично издал по рукописям жития почти всех ростовских святых. Труды А. А. Титова стоят неизмеримо выше изданий его предшественников, они заложили фундамент ростовского краеведения в ХХ веке. Недостатком книг А. А. Титова явилось введение в научный оборот сведений из рукописей, фальсифицированных ростовским любителем старины Александром Яковлевичем Артыновым.

Жанр краеведческого очерка  для книги избран ради строгой фактической стороны описания, без какой-либо эмоциональной оценки. Описание Ростова в ней имеет строгий иерархический порядок независимо от того, как пройдет путь паломника по ростовским святыням.

По преданию ростовская кафедра основана в 991 году, при святом равноапостольном князе Владимире. Кафедральный собор был посвящен Успению Божией Матери. Ее предстательство и наличие в городе архиерейской кафедры, как неиссякаемого источника благодати и апостольского преемства, привели к дивному расцвету святости.

В 1788 году резиденция архиереев была перенесена в Ярославль, но главный храм города не потерял значения кафедрального. Когда-то в этом храме служили апостол Ростовской земли святитель Леонтий, святители и чудотворцы Ростовские – Исайя, Игнатий и Феодор, российский Златоуст – святитель Димитрий Ростовский, исповедник митрополит Арсений Мацеевич. Служили в Успенском соборе, стяжали дар святости и многие другие архиереи Ростовские, которые были и погребены в нем. Большую помощь делу христианского просвещения оказали древние монастыри Ростова. Например, предание говорит об успешном преодолении язычества основателем Богоявленского монастыря преподобным Авраамием Ростовским. Значение ростовского святого – преподобного Иринарха Затворника в военно-политических событиях Смутного времени вполне сопоставимо с тем, какое значение имел в русской истории Преподобный Сергий Радонежский. Со временем ростовские монастыри стали почитать своих святых основателей – преподобного Петра, царевича Ордынского в Петровском монастыре, святителя Иакова Ростовского в Спасо-Яковлевской Димитриевой обители, преподобных Феодора и Павла в обители страстотерпцев российских Бориса и Глеба. Житие и подвиг ростовских святых это наиболее крупный вклад в не только городскую, но и российскую, и в целом, в христианскую духовную культуру. Ростовские монашеские обители это до сих пор являются основополагающими доминантами его внешнего облика.

Богослужение и духовная жизнь кафедрального собора и монастырей послужили образцом для появившихся в Ростове приходских храмов. В XV–XVI веках, после многих столетий войн и неурядиц, в жизни ростовцев явились черты благоустроенности. В этих обстоятельствах явились здесь подвижники особого рода – Христа ради юродивые Исидор и Иоанн Власатый. Не имея в суровом климате Русского Севера ни жилья, ни постоянного источника пищи, они проповедовали Евангелие своим сверхъестественным подвигом, за что стяжали от Бога дар прозорливости и чудотворения. Эти святые были погребены в приходских храмах, а сами храмы стали нашими городскими святынями.

В те же времена, в Ростовской земле, на краю большого болота, является образ Иисусова Креста. Это образ Распятия с изображением Спасителя, которого происходят многие знамения и чудеса. Тогда они укрепляют ростовских подвижников благочестия в верности выбранного пути.

Ростов вновь привлек к себе богомольцев и паломников после обретения в XVIII веке святых мощей и прославления в лике святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

В середине XIX века, в разгар Крымской войны, в Ростове обращаются к памяти князя-мученика Василька Константиновича. Святой, которого ничем было нельзя заставить отречься от христианской веры, восполнил лик Ростовских мучеников. В начале XX века, после обращений настоятелей Успенского собора, будущий всероссийский патриарх и исповедник, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Беллавин) прославил князя Василька в лике святых. В 1910/11 годах жители Ростова пережили духовный подъем в связи с явлением в приходском храме города новой чудотворной иконы Божией Матери. Вести о происшедших от иконы чудесах, облетели весь город и живо напомнили времена, запечатленные в древних рукописях и старопечатных книгах.

В 1912 году, в подклете одного монастырского храма, была устроена церковь во имя Светлого Христова Воскресения. В этом подземном храме была устроена копия Иерусалимской часовни Живоносного Гроба Господня, весьма похожая на подлинник. Таким образом, Ростов в начале XX века стал представлять собой благодатную святую землю.

Сила традиции и благочестия была в городе столь велика, поэтому говорить о том, что ростовские храмы были «закрыты и поруганы» сразу после революции было бы несправедливо. По свидетельству современников, организованное советской властью вскрытие мощей угодников Божиих, принесло эффект, обратный ожидаемому. Вместо охлаждения религиозного чувства усилилось почитание и поклонение ростовским святым. Ничего не изменилось в жизни ростовских святынь и после кампании «изъятия церковных ценностей».

Относительно спокойная обстановка закончилась лишь в 1929–1931 годах, когда начались тотальные репрессии священнослужителей. В эти три года богослужения прекратились почти везде. Началась гибель приходских храмов и монастырских соборов как памятников истории и культуры. Снос храмов продолжался до 1960-х годов. Самым удручающим явлением в жизни города этой эпохи было давление на духовную культуру и свободу религиозной совести жителей Ростова со стороны воинствующего атеизма. Люди подвергались административным репрессиям даже за такое невинное деяние как крещение детей.

В последующие десятилетия, уцелевшие в период активного разрушения храмы и монастыри Ростова остались во многом бесхозными и погибавшими от равнодушия к ним. Чтобы спасти наследие веков и привести постройки в пристойный вид, в 1989 году был начат последовательный процесс, получивший в обществе название «передача Русской Православной Церкви принадлежавших ей ранее церквей и монастырей». В настоящее время в Ростове не осталось храмов, за которыми не была бы закреплена та или иная религиозная община Русской Православной Церкви.

После гонений на Церковь и разрушений храмов былой, исполненный святости облик Ростова, образцом которого он был в начале ХХ века, не мог сохраниться в первозданном виде. Удивительно, но в целом ростовские святыни, чудотворные иконы Божией матери, святые мощи, гробницы и реликвии ростовских святых благополучно пережили эту печальную эпоху, и сохранились, как ни странно, почти полностью, в чем нельзя не видеть несомненного чуда и действия Промысла Божия. Восстановление былого благолепия наших святых мест идет столь быстрыми темпами, что не имеет смысла отражать его в нашем издании по причине быстро происходящих успехов и перемен.

Таким образом, некоторые ростовские святыни выглядят сейчас немного не так, и находятся порой, не на тех местах, как это было отмечено дореволюционными путеводителями. В советский период православная духовная культура не могла адекватно изучаться также и в научной среде. Поэтому расцвет научной и издательской деятельности о ростовских святынях пришелся в те же времена, что и расцвет нового церковного строительства в Ростове, то есть на 1990-е годы и на начало XXI века. Своими публикациями и статьями ученые, в основном специалисты из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», внесли большой вклад в сохранении и изучении исторических судеб ростовских святынь. Необходимо отметить больших мастеров своего дела: В. И. Вахрину, А. Е. Веденееву, А. Г. Мельника, Т. Л. Никитину, В. Г. Пуцко, С. В. Сазонова и многих-многих других, без подвижнического научного труда которых эта книга вряд ли была бы написана.

Все сказанное выше вполне объясняет, почему автор решил вновь объединить сведения обо всех ростовских святынях и представить их в одной книге, и надеется, что она послужит в назидание жителям богоспасаемого города Ростова и в помощь благочестивым поклонникам ростовских святынь.

Святыни ощутимо влияют на жизнь людей. Мне кажется, что вдумчивому человеку всегда интересны исторические и культурные обстоятельства их исторического бытия. Провести четкое разграничение между понятиями благочестия и культуры трудно и, поэтому, к счастью, не всегда удается.

Разумеется, каждый, в особенности освященный и действующий храм, является святыней. Здесь совершаются важнейшие таинства Православной Церкви и сила их не зависит от расположения того места, где верующие принимают эти таинства. Все это так, но что же тогда заставляет паломника покидать свой дом и отправляться к местам особого действия Божией благодати? Несомненно, чтобы самому оказаться в месте, где совершилось яркое, несомненное чудо Божие. К этим местам стремятся для подкрепления веры, но чаще для помощи в какой-либо скорби, как правило, в неизлечимой болезни или трудных обстоятельствах. Чудеса дополняют благодать, существующую в храме, как евангельские и апостольские чудеса дополняют проповедь Христа и апостолов. Человеку иногда очень хочется сильнейшего, внешнего, проявление благодати Божией.

Отправляясь в паломничество, каждый человек идёт в него со своими мыслями. Паломничество это новые впечатления, ожидание чуда, это праздник, в котором верующий человек выходит из обыденного круга своего дома и храма в который обязательно вернётся. Автор от всей души желает каждому получить пользу от соприкосновения к тайнам ростовских святынь и помощи Божией дома, на том месте, на котором каждый из нас поставлен.

Отметим только, что многие чудеса из Евангелия Церковь воспоминает ежегодно в своих праздниках. В Ростове, как и в любом другом месте, память, когда бы то ни было происшедшего проявления силы Божией, находит потом своё завершение в ясно организованном Церковью почитании. После чуда происходит прославление святого или явленной чудотворной иконы. Затем, внесение в церковный календарь праздничной памяти, написание песнопений праздничного богослужения, составление жития или сказания. В нашем городе, все это делалось, как и везде, с благословения Ростовского архипастыря. Благочестие и культура христиан предполагают сложившуюся форму почитания на самом месте проявления этой силы Божией. Чудотворные иконы помещаются в нарядные киоты, а гробницы прославленных Церковью святых украшаются в соответствии со вкусами эпохи. Эта христианская традиция обозначения святынь внутри священного храмового пространства идёт со времени строительства храма Гроба Господня в Иерусалиме и более ранних времён.

Главная святыня любого храма – это алтарь. В благоустроенном храме алтарное пространство всегда находится на одну или более ступеней выше пола основного помещения храма. Такое возвышение называется солея, она подчеркивает сакральность алтаря. В бытовом, прикладном смысле солеей называют ту часть алтарного возвышения, которая находится прямо перед иконостасом. На это возвышение можно подниматься чтецам и певцам, а также прихожанам, но только в особых случаях. Здесь, на солее, в силу ее возвышенного положения и сакрального значения чаще всего и располагаются святыни. К ним всегда можно приложиться, не нарушая общего порядка богослужения. Поднятые из земли святые мощи этих угодников Божиих помещаются украшенный гроб, который называется рака. Рака находится на постаменте. Постамент и раку обычно, но всегда, венчает вырезанная из дерева сень.

Святые мощи Ростовских угодников Божиих – святителя Димитрия, митрополита Ростовского и преподобного Авраамия Ростовского почивают богатых раках в Спасо-Яковлевском монастыре. В Успенском соборе хранится ковчег со святыми мощами святителей Ростовских: Исайи и Игнатия. Святые мощи других Ростовских святых находятся «под спудом», то есть, не подняты из земли. В этом случае гробницы расположены прямо над местом погребения святых.

Часто такие гробницы оформлены по образу гробниц святых, чьи останки были подняты из земли и находятся на солее. Например, место погребения Ростовского святого блаженного Иоанна Власатого обозначено в интерьере храма отдельным постаментом, на котором располагается богатая рака, рядом непременный атрибут гробницы – икона святого, и все это венчает резная сень.

Даты празднования чудотворных икон и памяти святых, имеющих общецерковное почитание, указаны в книге по православному церковному календарю в обоих календарных стилях, старом и новом. Дни памяти местночтимых святынь установлены в согласии с богослужебной практикой или указаны по письменным источникам. Святыни Ростова открываются по мере открытия и усвоения церковного предания, особенно хорошо закрепленного в богослужебных книгах. Церковная память, богослужение незримо, но очень прочно связывают прошедшие и современные поколения, объединяют небесную и земную Церковь.

В наше время восстановления разрушенных святынь, церковная память о святых и святынях является основой для возрождения их почитания на том или ином месте, где оно существовало в прошлом. Поэтому, представляемая читателям книга построена таким образом, чтобы паломник обладал всей полнотой сведений о том месте, которое видит перед собой.

Автор отчетливо понимает, что издание по своему широкому охвату материала не может быть свободно от погрешностей, и поэтому заранее просит прощения у своих читателей и сердечно благодарит хранителей ростовских святынь, архиереев, священников и монахов, оказавших содействие и благословение в написании этой книги.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»