Русь изначальная

Уходящий понемногу 2015 год был отмечен празднованием тысячелетнего юбилея памяти святого князя Владимира — крестителя Руси. Церковные медали к юбилею получили губернатор Ярославской области и мэр Ростова Великого, священнослужители, причастные к празднику. На берегу озера Неро воздвигнут поклонный крест, а рядом сооружена часовня в честь благоверного князя Владимира.

Мы не знаем, как точно пролегал путь князя, а также его прославленного сына, ростовского князя Бориса, других просветителей нашей земли, таких как святители ростовские Леонтий и Исаия. Нам не всегда хватает письменных свидетельств об этом, они очень редки. Самыми удобными были тогда речные пути, по которым возили товары и передвигались люди. Может быть, святые князья приезжали к нам по Волге через Которосль, однако несомненно, что отправляясь в глубину русских земель в Переславль, Владимир и Суздаль по реке Нерль (или, наоборот, приходя оттуда в Ростов) они двигались по долине реки Сары. На этом пути речной путь заканчивался, следовало сделать поворот в сторону Плещеева озера, туда, где были путеводные реки и там, как пишет летопись, уже в девятом веке обитали люди.

Этим перекрёстком дорог, местом остановки, сбора дани, была известная в наше время «гора святой Марии». Находится она на лесном берегу реки Сары, в непосредственной близости от села Филимонова с церковью Боголюбской иконы Божией Матери. В Ростовском районе три Филимонова, потому требуется уточнение. Археологические разведки проходили здесь в 1970-х, в 1990-х годах и стали полноценным исследованием в наше время, начиная с 2006 года. Согласно данным науки вырисовывается следующий рассказ о прошлом горы святой Марии. Непосредственно на берегу реки, там, куда не доходит вода в половодье, расположены селища, тянущиеся большой полосой вдоль реки и дороги. Прямо под горой до сих пор бьёт родник с вкусной водой, почитаемый в наши дни как целебный. Как признано археологами, на горе было создано городище, обычное для железного века, с валом и рвом, ограничивающее напольную сторону мыса между рекой и оврагом. На самой горе видно, особенно пока нет листвы, какой хорошей она является смотровой площадкой в сторону Ростова вдоль речной долины. На гору ведёт, открытый недавно археологами пандус, спрямлённый отрог холма для подъёма повозок на лошадях.

Отсюда дорога сворачивала на юг, в сторону Переславля и здесь, в стороне от реки расположен самый крупный в Ярославской области курганный могильник. Кажется, что это нечто, связанное с язычеством и тёмным прошлым, однако это не так. Кладбище было устроено в XI-XIII веках и погребения совершались здесь по христианскому обряду. Тела усопших не были сожжены и были положены лицом на восток, как мы делаем это и сейчас. Просто вместо помпезных решёток и могил наших дней суровые селяне той эпохи насыпали памятные холмики-курганы. Была у них и своя христианская церковь, расположенная как раз между кладбищем и селищем, на городище, на самом высоком и почётном месте. Здесь наверху было загорожено дамбой устье оврага и устроен пруд, годный как источник воды, так и для любования. Он существует и ныне, только сильно зарос.

Неудивительно, что такое обжитое место как гора святой Марии, было назначено местом встречи дружин ростовского князя Константина и новгородского князя Мстислава, а также других, союзных им князей и дружин. Более того, они провели здесь праздник Пасхи, то есть располагались здесь широко, с большей торжественностью. Летопись рассказывает очень подробно о городище, о церкви святой Марии, о том, что дружины направились после праздника в Переславль.

Каменных построек на горе святой Марии не было, деревянные давно исчезли, однако и сейчас здесь все также как и на Руси изначальной: вот всё также течёт река, чуть выше реки место поселения с насыщенным культурным слоем. Посреди бьёт родник и к нему до сих пор приходят люди. Ещё выше видны валы и рвы старого городища, стоит крест, поставленный в наше время, а чуть в глубине, как и положено старое кладбище летописных времён. Округа горы святой Марии это единое целое, об этом говорят, известные с семнадцатого и восемнадцатого века названия земельных участков: «Марья святая», «Колоколенка», «Поповка». Необыкновенно то, что местность имеет документальную привязку к далёкому тринадцатому столетию. На самом деле мы неизбалованны такими летописными свидетельствами на ростовской и ярославской земле. Для сельской местности вплоть до пятнадцатого столетия оно единственное.

В следующем, 2016 году, если Бог даст, мы можем вспомнить это первое, летописное упоминание этой удивительной местности. Восемьсот лет исполнится, как 9 апреля 1216 года ростовский князь Константин Премудрый отмечал здесь Пасху со своими друзьями и соратниками. В течение всего года мы можем пригласить сюда всех, кому дорога отечественная история и память о предках. Здесь всё зримо и явственно, как и тогда.



Вдвойне удивительно, что кроме письменных свидетельств, гора святой Марии осталась в народной памяти., По рассказам людей о ней пишут, начиная с восемнадцатого века, а великий гений ростовский земли Андрей Александрович Титов посвятил ей следующие строки: «Эта гора во всем околотке известна под именем «Горы святой Марии» и на ней заметны следы курганов. Народное предание гласит, что на этой горе был монастырь, сожженный врагами, и теперь на этом месте видны как бы следы построек. Внизу между горою и рекой Сарой находится так называемый святой колодезь, впрочем, весьма неглубокий, который согласно местному преданию, образовался от падения большого колокола во время разгрома самого монастыря». Можно добавить, что гора святой Марии и святой источник известны и теперь, как среди старожилов, так и современных дачников. Старые предания отражают последующую судьбу достопамятного места в согласии пусть редкими, но надёжными архивными данными. Вероятно, что Смутное время, а может быть и раньше в годы неурядиц эпохи Ивана Грозного оно запустело, благодаря чему, собственно, дошло до нас в неизменном виде. Тем не менее, церковные земли погоста святой Марии сохраняли границы земельных участков вплоть до революции. Это уже упомянутые пустоши «Марья святая», «Колоколенка» и «Поповка», на них находятся средневековые кладбище, селище и городище с погостом, как единое пространство старого обжитого места, связанного к тому же письменной и устной традицией.
Таким образом, можно убедиться, что гора святой Марии это яркий свидетель Руси изначальной, дошедший до нас в своём первобытном виде. Трудно переоценить значимость такого открытия, особенно в сравнении с судьбой Сарского городища. Ближе к Ростову, на той же реке Саре в излучине расположены остатки редчайшего памятника истории и археологии, восьмого-десятого веков, известный в наши дни как племенной центр мери, а наши предки называли его в летописи «теремом Александра Поповича». Памятник уничтожен, нет больше высокого холма, нет четырех оборонительных валов, нет культурного слоя, где копал когда-то знаменитый Николай Рерих. Это пустое место теперь. Увы, гравий оказался важнее уроков исторической памяти, которые следует прививать нашим детям!

Мы живем сейчас в другое, светлое время, точнее мы выстраиваем его сами.
«Россия — страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала. Культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире», — сказано в указе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

С полным основанием можно говорить о культурном богатстве горы святой Марии. Не зря же сказано нашим губернатором Сергеем Николаевичем Ястребовым: «Мы должны обеспечить возможность новым поколениям ярославцев постоянно открывать для себя родной край, гордиться родной Ярославской областью, беречь наше наследие и уметь получать от него серьезный экономический и социальный эффект, например в сфере туризма».

Все её достоинства находят своё отражение в законе об объектах культурного наследия: «Предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места». Все это можно найти на горе святой Марии как совместного творения человека и природы, исторического ландшафта.

Думаю, что читатели согласятся в том, что свете юбилейных торжеств памяти князи равноапостольного князя Владимира, а также будущего в 2016 году восемьсот летнего упоминания самого древнего сельского места Ростово-Ярославской Руси, нам всем необходимо принять все возможные меры к сохранению и развитию достопримечательного места — горы святой Марии.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»