Родной ландшафт

«В ландшафтном плане гора святой Марии отличается сложным морфологическим строением, в котором археологические памятники взаимосвязаны и представляют единое целостное образование. Благодаря тому, что гора святой Марии не застраивалась после эпохи Средневековья, здесь, в границах земельных владений древнего поселения, сохранился исторический ландшафт XI-XV веков. Это обстоятельство делает комплекс памятников археологии (здесь располагается самый крупный курганный могильник Ярославской области) редким по сохранности и открывает широкие возможности для научного изучения, а после может занять место среди эталонных памятников археологии Древней Руси».
Н.И, Завьялова, эксперт
Ярославская земля теряет одно из святых мест, и даже, можно сказать, больше, потенциальную точку экономического и культурного роста – «урочище гора святой Марии». Удаленный уголок Ярославщины в будущем может стать полигоном серьезных исторических исследований и местом рекреации, восстановления душевных и физических сил наших граждан. Пока разные разные департаменты Правительства Ярославской области ждут итогов историко-культурной экспертизы, коммерческая организация форсирует карьерные разработки и вырубку леса в момент прохождения историко-культурной экспертизы этого места и постановки урочища в реестр охраняемых объектов.

Процесс выявления и постановки на учет памятника культуры сложен и требует времени, но, тем не менее, несмотря на убедительную экспертизу, карьер торопится. Чиновники, принимающие решения в пользу разработки ископаемых, никогда не были в этом месте, не смогли оценить перспективность и ценность святого места. Ученые, археологи, биологи утверждают, что здесь находится точка роста окружающей территории на многие годы вперед.



Как стало возможно такое пренебрежение к родному достоянию? «Где же вы были раньше?» – спрашивают защитников урочища чиновники из Ярославля. Необходимо ответить на этот вопрос. Известно, что отдаленные сельские районы нашего края брошены коренным населением (живут в них сезонные жители – дачники). Когда, десятилетия назад постоянные жители часто бывали на горе святой Марии, они не могли не заметить следов геологической разведки, вовремя бы оценили угрозу от карьерной разработки. В наши дни, в 2014 году геологоразведка прошла тихо и незаметно. Разведчики жестко повредили один из памятников археологии, общественного обсуждения открытие карьера не получило, и в довершении всего карьерная техника грубо разбила сельские дороги.

Несмотря на то, что культурно-исторические исследования урочища проходили уже много лет, выяснение судьбы культурного наследия началось задним числом, с началом работы карьера весной 2015 года. Следует отметить, что до карьера на археологических памятниках орудовали кладоискатели с металлодетекторами. Беззащитная местность подвергалась разграблению, а действенные меры принять было сложно. Полиция фиксировала нарушения, исследователи тогда сознательно не предавали огласке информацию о горе святой Марии.

Таким образом, накануне встречи с главной своей угрозой урочище было подавлено негативными факторами – обезлюдением территории и беспределом «черных археологов». Все это не значит, что информация о горе не входила в общественный оборот, на гору совершались экскурсии и паломничества, продолжали выходить научные публикации. Оставшееся население и новые дачники понимают, что гора святой Марии это неотъемлемая часть окружающего ландшафта и исторической памяти. Поэтому нельзя согласиться с тем, что если границы памятника не утверждены на бумаге, то и памятника не существует, особенно сейчас, когда ведется работа по постановке достопримечательного места в государственный реестр.

Гора святой Марии господствует над долиной ростовской реки Сары в окрестностях села Спас-Смердино. Ближайшая тропа пролегает к ней из села Филимонова, где река протекает меж высоких берегов, словно по узкому каньону. Высота горы над уровнем реки целых шестьдесят метров, несомненно, она была обзорным местом в далеком прошлом. С вершины видно созвездие храмов окрестных сел: Фатьянова, Филимонова, Краснораменья, Ново-Троицкого, но преобладает в пейзаже Преображенский храм Спас-Смердина. Лес для ярославского края здесь необычен, много кленов, очень красиво, особенно осенью. На месте древнего погоста, а местность запустела в конце XVI-го-началеXVII века, растут старые дубы. 



Встречается ясень, в низине много черной ольхи, старого, редкого дерева. Хорошо на горе святой Марии весной, когда в незатоптанном лесу расцветают первоцветы, летом встречается смородина, может быть как знак того, что когда-то здесь жили люди. Под горой тропа ведет к роднику. Сруб колодца венчает крыша с золоченым куполом, это «Святой колодец», один из почитаемых источников Ростовской земли.

В округе все знают предание о древнем монастыре, погибшем от татар, а может быть, от поляков. Впервые легенда опубликована в далеком 1789 году: «Примечания достойно, потому что в дачах онаго (Филимонова) села за рекою Сарою к Переславлю Залескому имеется довольно высокая гора, обросшая с боков разным лесом, а на верху имеющая ровнину, на коей в древние времена был женский монастырь»[1]. Более подробно легенда записана ростовским купцом-краведом Андреем Александровичем Титовым: «Монастырь святой Марии Магдалины, сожженный врагами, и теперь на этом месте видны как бы следы построек. Внизу между горою и рекою Сарой находится так называемый Святой колодезь, впрочем, весьма неглубокий, который согласно местному преданию, образовался от падения большого колокола во время разгрома самого монастыря[2]».

Любопытны записи 2000-х годов комплексной научно-исследовательской и собирательской экспедиции музея «Ростовский кремль»: «Они заперлись там все, скит, говорят, там был, и вот в этом скиту при нашествии, они решили:"Лучше умереть, чем отдаться им в плен!" И они все собрались, заперлись, а эти подожгли их. Они там все сгорели, и когда уже догорало, колокол-то, медный колокол-то, и вот он обгорел, на чем, он прикреплен-то был-то, и покатился с этой горы вот сюда, и в этой трясине он увяз, и стал родник[3]».

Таким образом, святой колодец появился от упавшего колокола, а имя источника отразило посвящение храма на холме. Гора «Марья святая» представляет, по словам А.А. Титова, «бесспорно историческую местность», и он сам провел на ней первые раскопки в 1881 году. В начале XX века урочище привлекло к себе внимание археологов Д.Н. Эдинга и Д.А. Ушакова, а в конце века — заново открывших его А.Е. Леонтьева и К.И. Комарова[4]. В начале уже нашего столетия здесь регулярно работают археологи Ростовского кремля. Был исследован погост на вершине горы, нанесен на карту крупнейший в Ярославской области курганный могильник, открыто древнерусское селище вокруг святого колодца. По материалам работы напечатаны итоговые статьи.

Впервые урочище упомянуто в русском летописании 9 апреля 1216 года. Церковь святой Марии, стоявшая над рекой, является ранней сельской церковью, свидетельством христианизации, сама же местность имеет историческую глубину, что и было предсказано А.А. Титовым. Важно, что вновь открытые памятники археологии были поставлены на охрану, эти сведения находятся в открытом доступе, так как сотрудники Департамента культуры Ярославской области добросовестно представили их на своем сайте. При выдаче лицензии на добычу песка и щебня это было проигнорировано.

В феврале-марте 2015 года тяжелая техника с песком и щебнем двинулась по легким дорогам мимо деревни Каллистово и села Спас-Смердино. Дороги были разбиты, возмущенные жители начали жаловаться, в том числе беспокоиться о том, как спасти легендарное урочище с нетронутой природой, как сохранить ландшафт, отмеченный летописным свидетельством, народными преданиями, работой ученых. Не пересохнут ли святые источники у подножия горы святой Марии, что будет с ее культурным наследием? Скоро стало известно, как велика угроза горе святой Марии. Площадь участка горного отвода ООО «Никитинский карьер» насчитывает не менее 100 гектар, вся историческая гора, за исключением водоохраной зоны реки Сары, включена в разработку. Спохватившись, руководство карьера стало выяснять, где же находятся памятники археологии и что с ними делать. 

В федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предметом охраны являются «достопримечательные места». Это «творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места[5]».

Несомненно, что гора святой Марии обладает такими признаками, она связана с именем первого ростовского князя Константина Всеволодовича[6], на горе уже имелись три учтенных археологических памятника, связанных между собой. У подножия горы и на вершине совершаются религиозные обряды. Надо отметить, что прихожане храма Спас-Смердина молятся святой Марии у речки Серебрянки, там, где жители Калллистово, Красново и Савино набирают себе питьевую воду. Несколько лет назад настоятель храма выкопал здесь купальню и крестит людей. Источник далеко отстоит от филимоновского святого колодца, но, тем не менее, и он увязан с преданиями горы святой Марии. Очевидно присутствие на всем протяжении горы культурно-исторического ландшафта, она целиком является совместным творением человека и природы, а не только набором изолированных памятников археологии.



Ввиду таких ярких достоинств, вновь образованный Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области издал 21 сентября 2015 года приказ о выявлении достопримечательного места «Урочище Гора святой Марии». Удивительно, но приказ совпал с днем богослужения в филимоновском храме и субботником на паломнической тропе. Решение департамента вызвало большое воодушевление, однако, согласно закону, необходима экспертиза такого решения, затем на ее основании определяются границы памятника, и он ставится в реестр охраняемых объектов.

Так к осени 2015 года показалось, что проблема близится к разрешению, но мере выяснения обстоятельств определились две разные точки зрения. На холме к этому времени были поставлены на учет: «погост церкви святой Марии», «селище у источника» и «курганный могильник». Археологи, работавшие по заданию карьера, предложили объединить объекты, вывести за территорию горного отвода, определить точные границы. Специалисты утверждали, что за пределами границ нет объектов культурного наследия, поэтому беспокоиться не о чем, пусть карьер работает! Однако, не зря сказано: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!» Защитники горы забили тревогу, согласно такому взгляду, ландшафт окружающей местности, ее редкая природа исчезают в огромной песчаной яме, а памятники археологии остаются бесполезной резервацией 

Наступил юбилейный год урочища «Марья святая», исполнилось ровно восемьсот лет со дня его первого упоминания в летописи. 21 апреля 2016 года в музее-заповеднике «Ростовский кремль» по случаю юбилея состоялся Круглый стол. Обсуждались вопросы границ культурного наследия, перспективы развития территории для местного населения, вопросы паломничества и создания экологической тропы на достопримечательном месте. При обсуждении была высказана другая точка зрения. Она заключается в том, что все пространство горы с ее ландшафтом и видовыми точками представляет культурную ценность, здесь раньше было густозаселенное место и узел важных дорог, склоны горы таят в себе много следов прошлых столетий. Стало очевидно, что необходимо усилить исследования, в том числе, и на территории, где уже был вырублен лес под добычу песка и щебня.



С первыми теплыми деньками эксперт Надежда Иосифовна Завьялова и археологи Ростовского кремля выехали на место. В Российском государственном архиве древних актов были заказаны межевые дела XVIII века. Ценность урочища подчеркнута тем, что на картах XVIII-XX веков обозначены три земельных участка – пустоши: «Марья святая», «Колоколенка» и «Поповка». Внимательные розыски помогли найти межевые ямы земельных участков, положить старые карты на современные геосистемы. Участок «Марья святая» прямо соотносится как с церковью святой Марии из летописи, так и с народными преданиями. Название «Колоколенка» связывает воедино святой источник и легенду о его происхождении, и, наконец, земельный участок «Поповка» однозначно говорит о том, что эта земля подарена храму святой Марии для его содержания. Участок велик, на нем были лес и пашня. В писцовом описании 1685 года он назван «Церковная земля Марии Египетской … на реке Саре»[7]. В том, что урочище было населено и являлось перекрестком больших дорог, убеждает летописный рассказ о сборе союзных дружин князя Константина. Прибывшие в урочище смоленские, псковские и новгородские князья с дружинами провели всю пасхальную неделю, значит, здесь им было удобно. Так, благодаря письменным источникам и картам, открывается историческая перспектива, на горе святой Марии наблюдается взаимосвязь между летописными, писцовыми, картографическими сведениями и народными преданиями, уникальными для Ярославской области и редкими для России. По всему видно, что на горе вокруг уже известных памятников должно быть много других объектов культурного наследия, и первые же находки подтвердили насыщенность достопримечательного места памятниками прошлого.



Несколько десятилетий назад археолог А.Е. Леонтьев открыл курганы в урочище. Тогда он сделал предположение: «Размеры курганной группы позволяют предполагать существование поблизости одного или нескольких древнерусских поселков[8]», им же, как первым исследователем было отмечено, что дороги в лесу пролегают на средневековых путях. Находки на дорогах утерянных монет и подков в 2016 году блестяще подтвердили догадку ученого. В ходе поисков удалось вновь обнаружить «Сторожевой курган». Находки, сделанные на удалении от археологических памятников, хорошо показывают, что открытые объекты культурного наследия могут отсутствовать на карте, они могут быть неизвестны широкой публике, но это не значит, что они не существуют[9]. Разрабатывая проект достопримечательного места, эксперт обратила внимание на такой предмет охраны как культурный и природный ландшафт. Неотъемлемой частью ландшафта являются виды, имевшие в прошлом эстетическое, оборонительное и даже агрокультурное значение. Сейчас от открывающихся на смотровых площадках панорам нельзя оторваться! Эти редкие обзорные точки подлежат охране.

В сезон 2016 года были сделаны другие, новые находки, окончательно определены границы селища вокруг святого колодца, оно уверенно датируется XII-XIII веками, к этому периоду времени относится и давно известный курганный могильник на плато горы святой Марии. Кладбище над селищем датируется XV-XVI столетиями. Возникает вопрос: а где тогда жили его современники? В ходе интенсивного поиска, порой уже на вырубленных карьером участках, найдены два селища как раз этой эпохи. Они находятся на территории старинных пустошей «Пенье» и «Мозжевелка», которые примыкали к уже упомянутой «Поповке». К сожалению, исследования на горе святой Марии велись под шум добывающей техники, самосвалы почти ежеминутно вывозили песок и щебень, время от времени раздавался грохот камнедробилки, словно взрыв падающего на войне тяжелого снаряда. Так уничтожается комплексный памятник средневековья, важнейший для Ростовской земли рекреационный и культурный объект.
Акт государственной историко-культурной экспертизы делает вывод:

«В ландшафтном плане гора святой Марии отличается сложным морфологическим строением, в котором все его части взаимосвязаны и представляют единое целостное образование. Разнообразие ландшафтных комплексов, совершенно разных по природным свойствам, а порой и контрастных, определило и богатейшую ресурсную базу, что позволяло вести здесь в древности гибкое адаптивное хозяйство. В результате в настоящее время археологические памятники органически вписаны в окружающие ландшафтные комплексы и составляют с ними единый культурно-исторический ландшафт, отражающий раннюю стадию освоения моренных возвышенностей в Ростовском крае в XI-XII веках.
Благодаря тому, что гора святой Марии не застраивалась после эпохи Средневековья, здесь, в границах земельных владений древнего поселения (380 га), сохранился исторический ландшафт XI-XV веков. Это обстоятельство делает комплекс памятников археологии (здесь располагается самый крупный курганный могильник Ярославской области) редким по сохранности и открывает широкие возможности для научного изучения аграрных практик и культурной адаптации к условиям моренных возвышенностей в Ростовском крае в XI-XII веках.

После проведения подобных исследований Гора святой Марии займет место среди эталонных памятников археологии Древней Руси, который может быть сопоставлен с типологически близкими и синхронными ему памятниками Северной и Центральной Европы эпохи "взлета на холмы" (XI-XII вв.)[10].

Гора святой Марии имеет мемориальное значение, так как является одним из ключевых пунктов истории Ростовской земли XII-XVI веков и Северо-Восточной Руси в целом[11]».

К оценке бедственной ситуации на горе святой Марии подключились и другие ученые Ростова и Ярославля. Например, заслуживает внимания концепция музеефикации культурного наследия горы святой Марии, предложенная археологом И.В. Купцовым: «Целевая аудитория проектируемого музея не может быть определена однозначно хотя бы потому, что многогранным является подлежащий музеефикации материал, собранный исследователями разных отраслей науки, религии и краеведения. Однако, учитывая расположение проектируемого музея в глубине сельской местности, можно предположить, что его просветительская функция будет играть значительную, если не доминирующую роль. Поэтому следует предвидеть большое количество школьников и учащейся молодежи в качестве посетителей музея. Наличие на территории, подлежащей музеефикации, памятных, особо почитаемых и священных мест делает возможным привлечение паломнических групп как посетителей. Наконец, несомненная научная ценность объектов на данной территории должна стать залогом особого интереса к музею со стороны, как специалистов, так и широкого круга интересующихся археологией и этнографией[12]».



В защиту горы святой Марии высказался председатель археологической секции Ярославского ВООПИКа И.В. Фролов: «На мой взгляд, то, что люди уезжают из сельской местности – это сейчас трагедия для нашей области, и дело не только в перенаселенности городов и возникновением этих проблем. А еще и в том, что современный вектор экономического развития вообще не предполагает наличия огромных заводов с большим количеством наемного труда. Город XX века себя изживает, и мы наблюдаем то, что все больше молодых людей, которые финансово чего-то добиваются в этой жизни, стремятся вырваться за пределы города, построить себе частный дом и имеют возможность либо работать удаленно через интернет, либо жить не там, где они работают. Территория, о которой мы говорим, инфраструктурно развита. Там есть дороги, проложены коммуникации, но оттуда есть и отток населения, связанный с тем, что люди не видят перспективы развития этой территории. Похожая ситуация была не так давно до 2004 года в волжском городе Плесе. Сейчас, наверное, никто не скажет о том, что в Плесе делать нечего, что туда вообще ехать не надо… Это своего рода такая туристическая Мекка среди волжских городов. А еще недавно было село Вятское, которое никому было не нужно, куда никто не хотел ехать. Сейчас это село известно не только на всю Россию, но и далеко за ее пределами. И благодаря усилиям мецената Жарова, это село сейчас является одним из главных туристических объектов. Оно стало не так давно общеизвестным. Я могу сказать, что по разнообразию ландшафтному, культурному Святая Мария не уступает селу Вятскому в своем туристическом потенциале[13]».

Безусловен интерес государственной власти в сохранении и развитии культурного наследия нашего региона. Этот интерес был отчетливо высказан 12 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на встрече с руководителем нашей области: «Ярославская область относится к старым, древним российским регионам, с большими заслугами, с интересной историей и с хорошими перспективами – имею в виду многопрофильную экономику региона, туристические возможности[14]».
Какое будущее у горы святой Марии? Неужели она также погибнет, как погибло Сарское городище, памятник VIII-Xвеков? Неужели, как жертва сиюминутной выгоды, руины святого урочища останутся нам немым укором? Сохранение всего пространства горы, постановка урочища в реестр охраняемых объектов сохранит урочище как добрый пример русского исторического ландшафта, где взрослые и дети ощутят корни нашей культуры, почерпнут силу для новых свершений. Давайте вместе сохраним гору святой Марии – нашу тропу из прошлого в будущее!

Священник Александр Парфенов, Ростов Великий.



[1] Новый и полный географический словарь Российского государства Ч.VI. М., 1789. С. 104, 105.
[2] Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-статистическое описание. М., 1885. С. 403.
[3] А.Л. Каретников Рассказы и предания о «Святом колодце» // Музейная газета «Ростовская старина» №7 (176) Ноябрь, 2016 С.2.
[4] А.Л. Каретников Гора святой Марии в окрестностях Ростова Великого // Сообщения Ростовского музея, Ростов, 2016. С.205-206.
[5] Федеральный закон 73-ФЗ. Ст.3.
[6] Повесть о битве на Липице / подг. текста, перевод и комментарии Я.С. Лурье // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., Т. 5. XIII век. С. 76-77.
[7] Описание документов и бумаг хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Книга вторая. СП-б, 1872. С. 134.
[8] Леонтьев А. Е. «Гора святой Марии» // СРМ. Ростов, 1994. Вып. 7. С.222.
[9] В феврале 2016 года в Институте археологии РАН состоялся семинар «Археология Подмосковья», в рамках которого замдиректора института А.В. Энговатова провела Круглый стол «Экспертиза земельных участков». Выступавший на встрече юрист предложил ученым раз и навсегда нанести на карту объекты культурного наследия, чтобы застройщики знали, где им можно, а где нельзя. На что один из специалистов возразил: «Это невозможно, так как памятник археологии часто открывается прямо из-под ковша».
[10] С.З. Чернов Взлет на холмы. Раннемосковское общество и внутренняя колонизация // Родина № 12 М., 2003 С. 28-33.
[11] Н.И. Завьялова Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Достопримечательное место «Урочище «Гора Свитой Марии» (Ярославская область, Ростовский район, Петровское с/п, вблизи с. Филимоново) 17.08.2016, г. Ростов Великий С.43.
[12] И.В. Купцов Музеефикация исторической местности в окрестностях с. Филимоново Фатьяновской с/а Ростовского района Ярославской области (концептуальные предложения) Ростов, 2015. С.2.
[13] Программа «Вести-подробности» от 15.04.2016 8.10. "«Гора святой Марии» или «Никитинский карьер». Достопримечательное место или песчано-гравийное месторождение" Автор: Людмила Манатова.
[14] «Владимир Путин и Дмитрий Миронов обсудили приоритеты развития Ярославской области» // Портал органов государственной власти Ярославской области, 12.11.2016.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»