Монастырь преподобной Марии Египетской

Из летописного известия 1216 года видно как на реке Саре на пересечения путей в Ростов и Переславль расположено городище, а на нем Святая Мария (святая Марина других списков). Это памятное место было недавно вновь открыто археологами, но как будет понятно из дальнейшего, во все эпохи сохраняло свое имя.
Доказательством служит, привлеченный ростовскими археологами, письменный источник конца XVII века из Патриаршего казенного приказа, хранящийся в Российском государственном архиве древних актов. В нем упоминается пустошь Марии Египетской, что помогает уточнить летописное известие и выяснить имя святой, в честь которой был посвящен монастырь. Выдержки из источника опубликованы в XIX веке, и здесь он цитируется по книге «Описание документов и бумаг хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Книга вторая». СП-б, 1872. С. 134.

«Mapии Египетской церковная земля Переславль-Залесской десятины, Конюцкого стана, под деревнею Юдиным, на реке Саре; владеет землею Антон Васильев Беклемишев (№ 147. л. 91)».



Это означает, что древний монастырь был посвящен преподобной Марии Египетской, и именно о нем шла речь в летописном упоминании из повести о битве на Липице. К сожалению, концу XVII века монастырь уже не существовал, но народное предание, как можно убедиться и в наши дни, рассказывает о том, что на горе святой Марии был монастырь, сожженный врагами, а колокол, упавший с горы пробил землю и открыл целебный источник.

Сохраняется и название, сходное с летописным – «Марья святая». Например, жители деревни Каллистово говорят: «Тучи идут от Марьи святой». Это бесценный памятник памяти народа, сохранившем память о святом урочище в течение многих столетий.

Ростовские краеведы о Марье Святой

Народная память сохранила расположение горы святой Марии с далекого XIII века через все средневековье до наступления Нового времени. В 1789 году был выпущен «Новый и полный географический словарь Российского государства», в котором нашлось место для ее упоминания:


«Примечания достойно, потому что в дачах онаго села за рекою Сарою к Переславлю Залескому имеется довольно высокая гора, обросшая с боков разным лесом, а на верху имеющая ровнину, на коей в древния времена был женский монастырь».

На всех топографических картах XVIII, XIX и начала XX, содержащих межевые границы участков гора святой Марии и прилегающие к ней памятные участки зримо подтверждают наличие святого места. Такие названия как «Марья святая», «Колоколенка», «Поповка» говорят сами за себя. Особое внимание урочищу уделил великий краевед Ростовской земли – Андрей Александрович Титов. Ему очень понравилось здесь и в своей важнейшей книге «Ростовские уезд Ярославской губернии» на 403 странице он рассказывает:



«Верстах трех от с.Краснораменье находится крутая и весьма высокая гора, поросшая лесом; она лежит при реке Саре. Вид с горы очаровательный; эта гора во всем околотке известна под именем «Горы св.Марии» и на ней заметны следы курганов. Народное предание гласит, что на этой горе был монастырь св. Марии Магдалины, сожженный врагами, и теперь на этом месте видны как бы следы построек. Внизу между горою и р.Сарой находится так назыв. Святой колодезь, впрочем весьма неглубокий, который согласно местному преданию, образовался от падения большого колокола во время разгрома самаго монастыря. Вообще эта гора требует основательнаго изследования, которое и может пролить новый свет на эту безспорно историческую местностью Хотя в 1881 г. мы и делали раскопки, но весьма незначительные».

Ростовские археологи и Марья Святая

Весь XX век ростовское краеведение питалось и до сих пор питается творческим наследием Андрея Александровича Титова. Первым из современных археологов, кто вновь обратил внимание на гору святой Марии, был доктор наук Андрей Евгеньевич Леонтьев, написавшей о ней памятную статью в сборнике Ростовского музея[1]. В ней Андрей Евгеньевич обратил внимание на святое урочище как целый комплекс исторических памятников в окружении великолепной природы:


«Верхняя площадка «Горы» имеет явные следы прежней освоенности. Размытая выемка на склоне с северной стороны указывает на существовавшую дорожку. По краю мыса прослеживается неглубокий ровик шириной 3-4 м, отделяющий площадку размерами 60х14-22 м, в восточной части которой на поверхность выходят несколько крупных валунов, использовавшихся, вероятно, под основание деревянной постройки. В общей ситуации это, скорее всего, была церковь. Культурный слой толщиной в среднем около 0,2 м распространен на площадке и вокруг нее на участке размерами не менее чем 70х70 м. Каких-либо западин от построек на поверхности не прослеживается, единственные нарушения – разновременные грабительские ямы преимущественно на вероятном месте церкви. Там же, в осыпях, встречены разрозненные человеческие кости. За пределами распространения культурного слоя метрах в 30 южнее в верховье оврага заметны следы высохшего пруда. Некогда вычищенный и углубленный участок с родником (?) был перегорожен плотиной из валунов и глинистой земли. Сейчас здесь небольшое болотце.
Святой колодец находится у подножия «Горы» на склоне береговой террасы. Это родник, сейчас малозаметный и затянутый песком. При расчистке были обнаружены остатки обкладки «колодцем» в 2-3 венца нетолстыми жердями. Местные жители считают, что вода из колодца полезна и долго не портится. По рассказу жительницы с. Краснораменье М.Я. Талановой (в 1970 г.) на ее памяти родник почитался как святой, деревья около него украшались, рядом оставлялись разного рода подношенья».


«Итак выясняется, что исследуемый район был освоен по крайней мере на столетие раньше того времени, когда мог возникнуть монастырь на «Горе». Размеры курганной группы позволяют предполагать существование поблизости одного или нескольких древнерусских поселков. Это обстоятельство дополняет представления о ростовской округе X-XII вв.: по имеющимся данным, поселения в этот период тяготели к озеру и городу, не выходя далеко за пределы побережья. Наиболее вероятной причиной освоения отдаленного водораздельного участка в зоне неплодородных в сравнении с побережьем почв можно полагать связь поселков с дорогой к Клещину озеру, к Переславлю, которая в те времена могла проходить только по водоразделу, минуя болотистую нерльскую низину. Подтверждением тому является и летописный рассказ 1216 г.
Неожиданным образом эта версия получила подтверждение благодаря еще одному очень интересному объекту, принадлежащему иной исторической эпохе. Это сохранившийся участок грунтовой дороги конца XVIII - начала XIX вв. — из тех, что называются «екатерининскими» — с широкой проезжей частью и ограждающими боковыми насыпями— «куртинами». А. А. Титов отмечал, что крестьяне дорогу называли «губерняя» и вела она в Переславль. В настоящее время ее полотно частью распахано, частью заросло».
«Таким образом, в истории памятника очевидны по крайней мере два периода. Первый, до начала XVI в., когда береговой мыс был освоен и заселен, и последующий, связанный с возникновением кладбища, что отразило, очевидно, изменение статуса территории. До проведения более тщательных исследований можно предполагать, что на «Горе» действительно существовал монастырь. В пользу этого говорит топография памятника, основанного в нижней части долгого пологого склона на кромке высокого крутого берега без удобного подхода к реке и отсеченного с одной стороны оврагом. Такое расположение возможно для городца-крепости, пустыни и других пунктов с ограниченной территорией и особыми функциями, но не свойственно обычным сельским поселениям.
Позднее, в XVI-XVII вв., точнее пока определить невозможно, на месте монастыря сохранился лишь погост (в позднем значении этого термина): церковь, кладбище при ней, возможно, дома священнослужителей. Половозрастной состав умерших указывает на мирской, не монастырский характер погребений. К этому периоду скорее всего относятся следы деревянной постройки, традиционная церковная оградка-ровик, остатки пруда. Судя по отсутствию поздних отложений и сложившемуся, по крайней мере, уже к сер. XIX в. преданию о погибшем монастыре, погост перестал существовать не позднее начала XVIII в.
В 700 м юго-восточнее «Горы св. Марии» в лесу находится еще один археологический памятник. Это курганная группа, насчитывающая 139 насыпей, одна из немногих столь большой численности, уцелевших в центральных районах Северо-Восточной Руси. Курганы хорошо сохранились, следы прежних раскопок не заметны».


Начиная с 2006 года, ежегодное исследование горы святой Марии ведут ростовские археологи Иван Владимирович Купцов и Алексей Леонидович Каретников. По итогам этой работы были поставлены на охрану с высоким статусом памятников федерального значения:
«1. Курганы. с. Филимоново сельское поселение Петровское, 1 км к югу. 2. Селище. 1 км юго-западу 3. Селище. 0,7 км к югу Памятник федерального значения[2]»
В дополнение к поставленным на охрану памятникам, археологи выявили в урочище и другие:
«Селище Филимоново 2. Расположено в 50 м. к северу от городища Святая Мария (в 700 м. к югу от села). Занимает покатую площадку площадью 50X50 м. на небольшом выступе средней надпойменной террасы непосредственно под площадкой городища (см. рис. 8). Зафиксировано в ходе разведочных работ Ростовского музея в 2005 году. Тогда в ходе работ был выявлен культурный слой мощностью до 55 см., состоящий из темно-серой рыхлой гумусированной супеси. Тогда же был собран подъемный материал, представленный керамикой курганного времени.
Проведенная в 2006 году инструментальная съемка позволила несколько уточнить локализацию памятника со смещением его к западу. Сбор подъемного материала на данном памятнике в отчетном году не производился.
Селище Филимоново 3. Ранее не зафиксировано. Расположено в 200 м. к СЗ от селища Филимоново 2 (в 700 м. к юго-западу от церкви с. Филимоново). На покатой площадке первой надпойменной террасы правого коренного берега р. Сары (S около 20x20 м.) близ устья небольшой промоины в ходе изысканий был зафиксирован культурный слой, состоящий из серой рыхлой слабогумусированной супеси с включениями древесного угля[3]».

[1] А. Е. Леонтьев «Гора святой Марии» // Сообщения Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 218-230.
[2] Официальный сайт департамента культуры Ярославской области // Объекты культурного наследия
[3] Купцов И.В., Каретников А.Л. Разведки в Ростовском и Гаврилов-Ямском районах Ярославской области // Археологические открытия 2006 г. М., 2009. С. 221-222.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»