Драгоценность святого урочища

Драгоценность святого урочища состоит в переплетении исторических воспоминаний и щедрой природы.

 Однако, в близи к святыне растет карьер, уже разбивший легкие сельские дороги. Поэтому необходимо сохранить для потомков это историческое место, как свидетельство духовной и материальной взаимосвязи русской истории и культуры.


Гора святой Марии упоминается в русском летописании 1216 году: «Когда же они были у Городища на реке Саре у церкви Святой Марии на Пасху 9 апреля, тут приехал к ним князь Константин с ростовцами. И обрадовались встрече, и целовали крест, и отрядили Владимира Псковского с дружиной в Ростов».


Народное предание, как можно убедиться и в наши дни, рассказывает о том, что на горе святой Марии был монастырь, сожженный врагами, а колокол, упавший с горы пробил землю и открыл целебный источник.


Давайте вместе сохраним гору святой Марии — нашу тропу из прошлого в будущее!


1 июля, в селе Филимоново (сельское поселение Петровское Ростовского МР Ярославской области) в престольный праздник Боголюбской иконы Божией Матери состоится Крестный ход из храма к целебному источнику и на гору святой Марии. Литургия — 9.00. Начало Крестного хода — 11.00. Окончание не раньше — 12.00.


Петровское благочиние Ярославской епархии

НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ МАРЬИ СВЯТОЙ

9 мая 2015 года, составитель этой справки, священник Александр Парфенов, преподаватель Ярославской Духовной семинарии, а также настоятель храма Архангела Михаила села Новотроицкое, после совершения благодарственной и заупокойной службы в память Великой Отечественной войны отправился со своими родственниками и близкими в паломничество к горе святой Марии. Дорога начинается от самого крайнего дома в селе Филимоново, и было нельзя пройти мимо Анатолия, который всегда бывает или с лопатой, или тачкой в руках, или косой. По правилам научного сбора информации я был должен записать его фамилию и уточнить возраст, однако этого сделано не было.

Когда самые смелые из паломников закончили купание в колодце «Марьи святой», он подошел и рассказал, что его привлекает в святом источнике и что заставляет его теперь приходить к нему постоянно. Исцеление Анатолия сопровождалось всеми обрядами народной медицины и в нем есть немало смущающих православного человека подробностей.

«Я болел псориазом, раздражение было по всему телу. Я взял новую одежду, а сам оделся в старую одежду с чучела. Мы пошли с Михаилом Ивановичем и бабкой. Вода в колодце действует только один раз в день. Когда я разделся и искупался, бабка читала молитвы, а Михаил Иванович прочитал заклинание, чтобы все дурное ушло от меня. Мне было велено возвращаться домой обязательно молча. Вечером я помылся в бане, а наутро все прошло и болезнь, как видите, никогда не возвращалась».

В Ростовском музее изучает крестьянскую культуру и, в частности, народные поверья историк Алексей Валерьевич Киселев. Подводя итоги своей обширной статьи , основанной, в том числе на полевых исследованиях, то есть записях передававших эти сведения людей, он пишет:

«“Марья Святая” в XIX-XX вв. представляла собой сакральную часть природного ландшафта и включала три культовых объекта: холм “Марья Святая” (“Гору Святой Марии”), росший на ней лес “Марьина роща” (лес “Марья Святая”) и “Колодец Марьи Святой”. В настоящей работе были рассмотрены все зафиксированные в ходе полевых исследований аспекты (фольклорные, религиозные, обрядовые) почитания названных мест.

Во-первых, отметим сказания о происхождении почитаемого места (сооружении церкви или монастыря, их разрушении и возникновении “Святого колодца”) и его освоении. Эти тексты являются наиболее ранними по времени описываемых событий и по своему возникновению. Следующий компонент – рассказы (былички) о встречах на “Марье Святой” с мифологическими персонажами, неудачных попытках разрушить “Святой колодец”. Несмотря на то, что в этих произведениях описываются события, хронологически приближенные ко времени их записи, они генетически восходят к преданиям о возникновении “Марьи Святой”. По-видимому, основная функция этих текстов состояла не только в циклизации почитания “колодца”, но и обосновании соблюдения определенных норм поведения в почитаемом месте. Было замечено, что место “Марья Святая” являлось объектом различных и часто не соприкасающихся устных традиций, существовавших в удаленных друг от друга пунктах. Несомненно, важным компонентом почитания места “Марья Святая” выступают обряды, исполняемые в “Марьиной роще” и на “Святом колодце”. Их содержание – обретение человеком здоровья и определение его судьбы[1]».

[1] А.В. Киселев Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 308-325
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОРА СВЯТОЙ МАРИИ КАК ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эта народная мудрость вполне оправдана по отношению к урочищу «гора святой Марии». На околице села Филимонова открывается широкий кругозор речной долины с синеющими далями. Такое сейчас редко увидишь! Над долиной возвышается колокольня Преображенской церкви в селе Спас-Смердино, храма, который никогда не закрывался. Путь к «Марье святой» и ее колодчику пролегает через деревянные мостки на реке Саре. Река с быстрым течением и чистой водой может пострадать, если разрез карьера превысит установленную глубину. О том, что на карьере за ценой не стоят видно по разбитой дороге к селу Краснораменье и поврежденному автомобильному мосту через Сару.

От переправы тропа ведет к святому колодезю по благоухающему лесу. Покой, глубокая тишина, нарушаемая только благословенным пением птиц. Чистую, благоприятную экологию местности обозначают одни за другими распускающиеся цветы. Почитаемый колодец святой Марии в прошлые годы был отмечен приношениями и завязанными ленточками на деревьях. Несколько лет назад святой источник был облагорожен. Родник был обложен новым срубом. Над ним сооружена сень с ярко-синей крышей и золоченой главкой. Блеск креста со святого источника указывает дорогу из лесной чащи. Вода очень вкусная, но искупаться нельзя, глубина по колено. На срубе кто-то заботливо оставил алюминиевый ковш, можно ополоснуться, облиться святой водой перед восхождением на гору святой Марии.

От уровня реки до вершины всего сорок метров. Это немного, но крутой подъем доставляет удовольствие. На горной по своему настроению тропе встречаются валуны. Склон зарос редкими кустами орешника. Его резные листья напоминают южные деревья, такие как граб и вяз. Можно сказать, что местность кругом отмечена благородством. На вершине холма, откуда весной, осенью и зимой открывается вид на окрестности растёт дуб. Больше всего на горе святой Марии находится старых кленов. Осенью они придают всему месту поэтическое очарование. Немного в стороне расположен еще один памятник природы, правда, рукотворный. Это средневековый пруд. В древности вершину оврага перегородили заплотом и так, на высоте образовался водоем, так необходимый жителям старого урочища. Кажется, что вечность до сих пор отражается в его воде.

Драгоценность святого урочища именно в этом переплетении исторических воспоминаний и щедрой природы. Рядом в лесу пролегает старая дорога на Переславль. Сколько веков прошло с тех пор как здесь нашими предками были проложены пути из большого мира в Ростов и Ярославль? За оврагом, рядом с дорогой россыпь курганов, их почти двести здесь, их края сливаются друг с другом, образуя цепочки насыпей. Это редкий исторический пример, видно как пращуры, оставив язычество, основали храм на горе в честь святой Марии.

Неужели все это будет уничтожено!? Неужели сюда нельзя будет привести детей, послушать тишину, сопоставить летописный рассказ и красоту родной русской природы!? Неужели, приходя за святой водой к колодцу, придется рассказывать им, что историческая местность оказалась ценным источником щебня и ее, поэтому, пришлось срыть!?

Гора святой Марии останется в народной памяти, письменной и устной, но нам должно быть стыдно перед потомками, если мы не сможем ее уберечь. О ней написано десятки научных статей, она важна до сих пор для местных жителей, к ее святому колодцу приходили и будут приходить за исцелением. Давайте вместе сохраним гору святой Марии — нашу тропу из прошлого в будущее!

Необходимо помнить, как в 30-х годах прошлого века из-за равнодушного отношения к скрепляющим народ духовным ценностям в Ростовской земле было уничтожено Сарское городище – исторический, археологический памятник, бывший свидетелем основания нашего великого Русского государства. Надо признать, что тогда, с гибелью Сарского городища, история Ростова Великого сразу сократилась на несколько столетий, вместе с ним мы потеряли один из корней, питающих нашу современность и наше будущее.

Неужели вновь, как в варварские 30-годы будет уничтожена гора святой Марии!?

В современности мы имеем на Ростовской земле добрые примеры возрождения бесперспективной деревни. В село Годеново, где двадцать лет назад не было дороги, – теперь приезжают паломники со всего мира. В селе Воронино, где недавно погибпионерлагерь, теперь возрождена старинная усадьба, в которой не стыдно принять от простого туриста до главы государства.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГОРА СВЯТОЙ МАРИИ — ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Памятное место русского народа — гора святой Марии не виновато в том, что дальняя сельская округа обезлюдела и населена, по большей части, дачниками. Тем не менее, и они помнят из рассказов старожилов о святой Марии. К святому колодцу тропа не зарастает в течение всего года, значит, он до сих пор посещаем.

Уже несколько лет на горе святой Марии работают археологи. Важным итогом их исследований, кроме статей и розыска письменных источников, стало повышения уровня охраны археологических памятников расположенных в урочище.

Была выявлена их значимость в истории Ростовской земли и, тогда, вместо регионального, они получили статус памятников федеральных. Таким образом, работа ученых была признана в соответствующих инстанциях. Без сомнения, их труды будут продолжены и археологи не раз проведут в исторической местности экскурсии для школьников, как и раньше. По просьбе исследователей на горе была отслужена панихида в память погребенных на горе православных христиан.

Никто не ожидал, что постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2014 № 319-п на основании протокола заседания областной комиссии по недропользованию от 04.03.2014№ 33/14 святое место в непосредственную близость к участку, выделенному ООО «Никитинский карьер». Все действия руководства карьера осуществляются согласно закону, если не считать таких нарушений как разбитые автодороги и незаконные рытье экскаватором в непосредственной близи от федеральных памятников.

Более того, руководство карьера, желая расширить область разработки полезных ископаемых, выступило с инициативой провести охранные раскопки федеральных памятников за свой счет[1]. Это стандартная законная процедура, и как говорят сами археологи: «При раскопках памятники будут уничтожены».

Поэтому будущее горы святой Марии под угрозой. Необходимо срочно повысить статус урочища как вновь выявленного объекта культурного наследия — Памятного места.

В федеральном законе сказано, что «Памятное место» это ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов[2]».

Достопримечательное урочище вполне подходит к формулировке закона как культурный и исторический ландшафт, связанный с историей формирования русского народа, как цельная группа памятников культуры и природы.

Говоря о культуре как о важном национальном ресурсе, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул что:

«Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства».

«Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня[3]».

Осознавая, что выявление и постановка на государственную охрану урочища «гора святой Марии» как ансамбля, четко локализуемого на исторически сложившейся территории группы объединенных памятников, памятного места, культурного и природного ландшафта, связанного с историей формирования русского народа, совместного творения природы и человека; Ярославская епархия обращается в Департамент культуры Ярославской области с ходатайством о проведении экспертизы и присвоении статуса объекта культурного наследия — памятного места, — урочищу «гора святой Марии» у села Филимоново (сельское поселение Петровское Ростовского МР Ярославской области).

Пресс-служба Ярославской епархии

КРУГ ЧТЕНИЯ

1.Новгородская первая летопись ст. и мл. изводов. М. Л., 1950. С. 55.
2. Воскресенская летопись. ПСРЛ, СПб, 1854, Т. VII. С. 121.
3. Повесть о битве на Липице / подг. текста, перевод и комментарии Я.С. Лурье // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., Т. 5. XIII век. С. 76, 77.
4. (Рукопись) РГАДА. Ф. 235. д. 143. л. 9 об.
5. Новый и полный географический словарь Российского государства Ч.VI. М., 1789. С. 104, 105.
6. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Кн.2. СП-б., 1872. С. 130, 134.
А. А. Титов Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-статистическое описание. М., 1885. С. 403.
7. С.А. Агриколянская Село Краснораменье Ростовского уезда. Отдельный оттиск из ЯГВ. 1888.

8. Указатель к межевой карте Ростовского уезда. Ярославль, 1909. С. 128, 185.

9. А. Е. Леонтьев «Гора святой Марии» // Сообщения Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 218-230.

10. А.В. Киселев Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района // История и культура Ростовской земли. 2003. Ростов, 2004. С. 308-325.

11. Археологическая карта России: Ярославская область // Сост. К.И. Комаров М., 2005. С. 229-230, № 400 (100), № 401 (99), № 402 (101).

12. И.В. Купцов Археологические разведки на территории Ростовского района в 2006 и 2010 гг. Предварительные итоги // История и культура Ростовской земли 2010. Ростов, 2011. С. 68-79.

13. И.В.Купцов И.В. Бобрецов Исторический некрополь городища Филимоново: опыт археологического и антропологического исследования // Археология: история и перспективы. Шестая межрегиональная конференция. Сборник статей / Под ред. А.Е. Леонтьева. Ярославль, Рыбинск, 2014. С. 102-115.

[1] Сюжет телеканала «Первый Ярославский» от 02.06.2015 «Жители 30 деревень в Ростовской районе устроили митинг против работы карьера» на 3м. 00 сек.

[2] Статья 3 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года.

[3] Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом N 808 Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»