Дpeвний бpoд нa Cape

B 2016 году исполняется 800-летие битвы на Липице, состоявшейся близ города Юрьева-Польского (1176). Битва стала итогом крупного междоусобного конфликта, в который было вовлечено восемь князей из двух княжеских домов и не менее одиннадцати городов — Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Зубцов, Тверь, Кснятин, Ростов, Владимир,. Юрьев-Польский, Переславль. Этот конфликт является наглядной характеристикой состояния древнерусского общества накануне великой трагедии — монголо-татарского нашествия в 1237-1240 годах
Битве на Липице предшествовала встреча войск одной из сторон конфликта на реке. Саре y церкви святой Марии Египетской в Пасху 9 апреля. Здесь новгородский князь Мстислав Удатный и ростовский князь Константин заключили договор о союзе (в знак чего целовали крест) и двинулись к вражескому для них городу Переславлю, а затем, к Юрьеву-Польскому.
На реке Саре рядом с остатками моста ХIХ-ХХ веков y современного села Филимоново имеется брод. Это единственное место, где князь Константин и его войско могли переправиться через реку. Можем ли мы уверенно об этом говорить, ведь c того времени прошло 800 лет, и за такой длительный период река могла изменить берега? Другими словами, как можно датировать брод?

Единственная (с левобережья) дорога к Горе святой Марии начинается от центра cело Филимоново и идет в сторону реки, к броду. Многократное использование этой трассы привело к тому, что на склоне высокого берега образовалась глубокая ложбина.



Брод на Саре

От брода веером расходятся четыре дороги, три из которых отмечены на плане A. И. Менде 1855-1857 голдах. Они вели к сельцу Медведева (ныне — деревня), деревне Савина Ростовского уезда Ярославской губернии, к деревне Рыкова и cелу Алферово Переславского уезда Владимирской губернии. На карте A. И. Менде не обозначена дорога, идущая от брода вдоль кромки первой надпойменной террасы к cелу Краснораменье. Все эти населённые пункты упоминаются в документах первой половины XVII века, a появились еще раньше. Рассматриваемые дороги сформировались, несомненно; ранее экономического кризиса 70-90-х годов XVII века и Смутного времени, то есть не позднее второй половины XVI века. В XVI веке, а, возможно, и в XIV-XV веках в данном регионе между сохранившимися к конец XVIII в. населенными пунктами (упомянуты выше) существовало несколько поселений, ставших, как и погост Марьи Святой, к началу XVIII века пустошами.

Дороги соединяли эти на­селенные пункты между собой. Две из этик четырех дорог могут рассматриваться как возможные трассы маршрута войск 1216 года. Дорога, идущая вдоль границ пустоши «Марья Святая» и мимо курганного могильника, несомненно, появилась в период существования погоста Марьи Святой, так как селище, оставшееся от погоста, граничит c этой дорогой. Вряд ли случайно соседство этой дороги с курганным могильником конца XI-ХII веков. Согласно исследованиям этнографов, «дороги традиционно маркируются знаками смерти». По крайней мере, o четырёх курганных могильниках в исторической округе Ростова мы можем уверенно говорить, что они возникли именно при существовавшей дороге, так как погребальные холмы насыпались по обеим сторонам этих дорог (Бикань, Старово, Одерихино, Талицы). Дорога на Краснораменье может рассматриваться как главный претендент на отождествление c лето­писным путем 1216 года. Именно вдоль этой дороги на 350 м вытянуто большое древнерусское селище, современное курганному могильнику.

Таким образом, сеть средневековых дорог, датировку которых мы установили, начинается от брода. Соответственно и брод уже существовал в период их функционирования.

Алексей Каретников, ГМЗ «Ростовский кремль»

РОСТОВСКАЯ СТАРИНА выпуск 3 (172), ноябрь 2015 года. Страница 2.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»