Приглашаю на неурок

С мудрецами всегда так: в молодости ты к ним не прислушиваешься, с годами понимаешь, что чего-то в твоей жизни не хватает, и лишь к старости ты осознаёшь, что мысли этих самых мудрецов могли бы помочь тебе избежать множество ошибок. Понятно, что так происходит не всегда и не со всеми. Но со мной – именно так. Может быть, поэтому мне легко объяснить, почему на моём столе лежат книги одного из самых замечательных мудрецов эпохи Возрождения.  

МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ.  "ОПЫТЫ".

Сегодня эти книги (на фоне невероятного количества книжонок о том, как быть счастливым, как понравиться мужчине или женщине за 5 дней, как стать богатым, не прикладывая особых усилий, как, лёжа на диване, стать красивым и сексуальным, как и в какого бога надо верить, как ... как... и т.п.) я не выпускаю из рук и придумываю разные способы увлечь мудрыми мыслями молодых и уже поживших.

Одна из глав называется "О воспитании детей".

Вот цитаты без комментариев.

"...Приемы, к которым обращаются в земледелии до посева, хорошо известны, и применение их не составляет труда, как, впрочем, и самый посев; но едва то, что посеяно, начнет оживать, как перед нами встает великое разнообразие этих приемов и множество трудностей, необходимых, чтобы его взрастить. То же самое и с людьми: невелика хитрость посеять их; но едва они появились на свет, как на вас наваливается целая куча самых разнообразных забот, хлопот и тревог, как же их вырастить и воспитать..."
"...Трудно поэтому преобразовать то, что вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что, вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии как следует усвоить. Я считаю, что в этих затруднительных обстоятельствах нужно неизменно стремиться к тому, чтобы направить детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на легковесные предзнаменования и догадки, которые мы извлекаем из движений детской души..."
"...Нам без отдыха и срока жужжат в уши, сообщая разнообразные знания, в нас вливают их, словно воду в воронку, и наша обязанность состоит лишь в повторении того, что мы слышали. Я хотел бы, чтобы воспитатель вашего сына отказался от этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца..."..." Obest plerumque iis qui discere volunt auctoritas eorum, qui docent. {Желающим научиться чему-либо чаще всего препятствует авторитет тех кто учит [10] (лат.).}..."
"...Если учителя, как это обычно у нас делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но  отличаются и по силе и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания..."
"...Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние; пусть принципы Аристотеля не становятся неизменными основами его преподавания, равно как не становятся ими и принципы стоиков или эпикурейцев. Пусть учитель изложит ему, чем отличаются эти учения друг от друга; ученик же, если это будет ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере, останется при сомнении. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности. Che non men che saper dubiar m'agarada {Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание [18] (ит.).}..."
"...Я бы советовал посылать нашу молодежь за границу в возможно более раннем возрасте и, чтобы одним ударом убить двух зайцев, именно к тем из наших соседей, чья речь наименее близка к нашей, так что, если не приучить к ней свой язык смолоду, то потом уж никак ее не усвоить..."

Не исключаю, что вдумчивый читатель найдёт в этой главе (или в любой другой) множество полезных и мудрых мыслей, на которых я не остановился. Замечательно! Нашёлся бы только такой читатель! Неважно, учитель он или ученик. Житель Солигорска или Ярославля. Душа бы болела...

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»