О плохих начальниках... А так ли они плохи???

Подавляющее большинство уходит не с работы, а от плохих начальников!

Власть - возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле, т.е. влияние или поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека. Именно тот, кто имеет право или может оказывать влияние на членов социума, коллектива, группы, пусть даже состоящей из нескольких человек (даже 1-2) - и есть начальник.

И в любом социуме, коллективе, группе, власть начальника - это отношение «подчинение-послушание», или как отмечал Карл Маркс, «присвоение чужой воли». Немецкий политолог М. Вебер писал, что «…власть - это возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению…».

Известный философ Зиновьев как-то сказал, что «…огромная армия начальников есть явление сугубо коммунальное и обусловлено самим фактом распада общества на «деловые клеточки», а далее на социальные и деловые группы различных уровней, объединением групп людей в более сложные группы и к конечном итоге в целое общество, и от этого явления избавиться невозможно, так как существуют объективные социальные законы, неотвратимые, как закон природы...».

Понятно, что начальник призван действовать прежде всего в интересах коллектива, но он часто присваивают и используют в своих интересах всю власть, стараясь доминировать экономически, политически или идеологически или, в ряде случаев, даже физически. Личная власть начальника, руководителя в определенных ситуациях фактически превращается в «самодурство», когда он занимает позиции, прямо противоположные интересам коллектива.


Но даже и в том случае, когда начальник в целом и общем действует в интересах коллектива, у него есть также и собственные интересы, часто стоящие выше интересов коллектива. Управление коллективом всегда отличается и отделяется от другого труда, а руководитель призваны a priori выражать, осуществлять и защищать не свои частные, а общественные интересы, на базе которых и складывается коллектив.

Начальник, руководитель, «шеф», «босс» не должен забывать, что он сам существует только благодаря тому, что сотрудники готовы работать с ним в тесном контакте. Но, тем не менее, именно начальник часто и легко поддается искушению, убеждая и себя, и других, что судьба фирмы, предприятия, рабочих и служащих зависит лишь от его личного мнения, решения и «росчерка пера». И вот он – «плохой начальник»! Чем же он плох?

Каждый сотрудник вкладывает собственный смысл в понятие «плохой начальник», но общая тенденция такова: плохой начальник - это тот, кто не дает нормально работать. «Плохому начальнику» почти всегда присущи следующие черты: некомпетентность, непоследовательность, нежелание прислушаться к мнеию других, боязнь принимать самостоятельные решения и неумение признавать свои ошибки, часто непонятная «тяга» к созданию странных правил и инструкций, наличие «любимчиков», самоутверждение за счет публичного унижения других, а также конкретная глупость, жестокость и равнодушие.

Невыносимый «шеф» не только отравляет жизнь в рабочее время, но в целом даже опасен для здоровья! Чем дольше человек работает с плохим начальником, тем выше риск возникновения у него сердечных заболеваний! У тех, кто работал с «плохим начальником» более четырех-пяти лет риск инфаркта составляет 64 %!.

Но самый «плохой начальник», как это ни странно - тот руководитель, который желает нравиться сотрудникам и готов принести в жертву «хорошим отношениям» истинные интересы коллектива. Он может быть приятным или не очень, добрым или злым, но если он не ставит производственные интересы выше любых других, он - плохой руководитель!

И есть расхожее мнение: нет плохих сотрудников – есть плохие начальники! Если сотрудники плохо справляются со своими обязанностями, в большинстве случаев в этом виноваты начальники, просто не умеющие организовать работу в коллективе и, что немаловажно – уметь признавать свои ошибки, что является одним из наиболее ценных качеств руководителя.

Эксперты утверждают, что «плохой начальник» является причиной увольнения почти 30 % сотрудников, но часто эта цифра достигает и 80 %!

Итак, некая классификация «плохих начальников» (чаще именно мужчин) по их психологическому типу: 

• «Деспот». Любит унижать подчиненных, часто срывается на крик, ему нравится быть «великим и ужасным».

• «Непрофессионал». Плохо разбирается в специфике своей (или порученной ему сверху) работы, но при этом очень любит указывает сотрудникам, что и как делать. Чаще всего осознает собственную некомпетентность и смертельно боится уронить себя в глазах подчиненных.

• «Трус и подхалим». Всегда лебезит и пресмыкается перед вышестоящим руководством, чаще всего сваливая свои промахи на подчиненных.

• «Самодур». Считает свое мнение единственно верным, но все предложения, исходящие не от него, обречены на забвение. Необыкновенно любит давать советы, особенно если его об этом не просят. С ним никогда нельзя спорить! Для «самодура» принципиально важно то, что он всегда - «самый умный», а не то, каким способом будет решаться поставленная задача.

• «Семь пятниц на неделе». Крайне неорганизован, давая срочное задание, моментально забывает о нем, и тут же дает следующее, часто прямо противоположное.,

• «Я сам!». Его сотрудники обречены на «танталовы муки», выполняя только механическую работу, так как все «стратегические ниточки» сосредоточены у него в руках и без него работа просто невозможна.

• «Трудоголик». Готов работать 20 часов в сутки и ждет такого же рвения от своих подчинённых, так как в его понимании кроме работы в жизни не существует ничего.

Можно выделить и несколько типов женщин-начальников:

«Самодурка» - обычно взбалмошная особа с истерическим характером, вздорным нравом и безумным тщеславием, она бездумно пользуется своей властью и самоутверждается, унижая подчиненных. Решения о новых назначениях и премиях принимает, руководствуясь исключительно сиюминутным настроением, обожает комплименты, претендует на повышенное внимание, не терпит возражений, всегда стремиться быть в центре событий.

«Комиссар» - рьяная начальница, хорошо знающая дело, часто отъявленная феминистка, и правящая в женском коллективе железной рукой. Категорична и не терпит постороннего вмешательства, очень жестка, в особенности с теми, кто хоть как-то отклоняется от ее требований. Кроме того она - настоящий трудоголик, днюет и ночует на работе, которая для нее является смыслом жизни.

«Милейшая попустительница» - принцип её руководства это полное невмешательство в дела фирмы, она считает (и часто справедливо), что бурной деятельностью делу не поможешь, подчиненные умны и опытны, сами все знают, а если не знают - их можно спокойно уволить.

«Секретарь» - «VIP-персона», часто - юная, самоуверенная, но малообразованная девица, чья-то протеже, она весь день напролет болтает по телефону, и может не появляется на работе часами, пуская всё на самотёк.

В большинстве случаев начальники стараются выступать в роли лидера, а главная задача лидера – организовать подчиненных таким образом, чтобы максимально выполнить поставленные цели, но и не ущемлять интересы других. Любой руководитель имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей, но также начальник, руководитель кровно заинтересован в стабильной и слаженной работе коллектива, находящегося у него в подчинении,.

Эффективность распоряжения властью, свои властные полномочия можно и нужно осуществлять поощрением подчиненных или наложения на них взысканий, повышением авторитета собственных профессиональных знаний и личностных достоинств, и ни в коем случае не следует злоупотреблять властью, действовать в грубой, хамской, приказной форме.

Отметим, что каждая третья российская фирма в процессе своего развития сталкивается с проблемой власти во взаимоотношениях руководителя и подчиненных. Начальник либо «воздвигает барьеры» между собой и всё более многочисленным штатом, либо сохраняет панибратские отношения с младшими по званию сотрудниками, да и чуть ли не половина российских компаний устроено по так называемому «семейному принципу» - это скорее место, где прежде всего «живут, а уж потом работают».

Оптимально приспособленным к современным условиям бизнеса является уверенный в себе руководитель, имеющий свое твердое собственное мнение, «употребляющий власть», но и готовый выслушивать и учитывать мнения своих подчиненных. И тогда он будет не «плохим», а «хорошим начальником»!


«Яблоко от яблони…». Что такое плохой секретарь-референт?

Что обычно входит в обязанности секретаря-референта? Прежде всего, это подготовка рабочего места руководителя. Секретарь приходит на работу раньше шефа, чтобы успеть подготовить все необходимые бумаги, составить график его работы - планирование рабочего дня руководителя считается одной из основных функций секретаря-референта. Что ж, начальник часто просто не в состоянии (или просто не «в желании») сам запомнить все то, что он должен сделать на сегодня, какие бумаги подписать, с кем встретиться и кого уволить, и начальники частенько поручают секретарям выполнять свою работу, если «времени катастрофически не хватает». Жалоба на нехватку времени, кстати, это тоже одна из черт «плохого начальника», типа «Непрофессионала» или «Семь пятниц на неделе».

Считается, что секретарь-референт – это очень ответственная должность, которая подразумевает глубокие знания в разных областях, в том числе и навыки психологии. Они пользуются большим уважением среди сотрудников, и бояться их часто больше, чем самого начальника, поскольку все прекрасно понимают, что секретарь-референт – это своеобразный заместитель руководителя, часто «серый кардинал», и от него очень и очень многое зависит...

Бывает и так, что секретарь-референт – это копия своего начальника… Как говорится «яблоко от яблони недалеко падает»… Бывает и хамит, и грубит, и неорганизован, путает бумаги, часто нет на рабочем месте, часами болтает по телефону… Безусловно, это типичные черты «плохого секретаря-референта», от которого вообщем-то надо избавляться.


Но бывает и по другому, когда секретарь-референт фактически «поминает» под себя определённые функции начальника, особенно когда руководитель «слабый», безынициативный, или просто ленивый, он хоть дает поручение подчиненным, но у него не хватает времени (а чаще желания) для того, чтобы следить за ходом его выполнения. И тогда именно секретарь-референт следит за тем, как сотрудники выполняют возложенные на них обязанности, а по результатам наблюдений предоставляет «шефу» регулярные отчеты. А уж как он их передаст… И как он охарактеризует сотрудников… Это тоже – «плохой» секретарь-референт.

Как известно, одна из наиболее ответственных функций секретаря-референта – это прием посетителей, переговоры с ними и допуск «к телу»… Может пустить, а может и заставить ждать… «Приходите завтра, Петра Петровича нет на месте… Занят! Важное совещание!...».

Они хорошие психологи, эти секретари-референты, и умеют не только стучать по клавиатуре, отвечать на звонки и варить кофе… Они могут выполнять и «негласную работу» для конкурирующей фирмы, так как вся документация, все документы, вплоть до секретных – в их ведении.

Бывает и так, что секретарь-референт в сознании начальника – понятие весьма расплывчатое, для одних - это «лицо офиса», красивая девушка для подачи кофе и даже оказания интимных услуг, для других - чуть ли не его заместитель, «серый кардинал», узурпировавший власть «у порога» кабинета шефа, и способного не допустить к нему даже собственных заместителей. Но крайности - это всегда плохо, и если секретарь-референт начинает брать на себя не свойственные функции, например, отсеивать клиентов или наоборот открывает всем широкий доступ к шефу, а то просто начинает вести «свою игру» - это тоже никуда не годится.

Да тооонкая эта штука - секретарское дело, и, кроме того, чем больше секретарь знает о шефе - тем лучше для неё, и …тем хуже! «Познание рождает скорбь». Отношения секретаря-референта с начальником – это как балансировка на канате. Будет она принимать самостоятельные решения – плохо, «много на себя берет», а не будет - тоже плохо, «безынициативная помощница».

На западе, в крупных фирмах и корпорациях профессия секретаря как бы делится на две. Причём подход исключительно рациональный - за работу, которая требует хорошего образования и квалификации, принятия известной доли самостоятельных решений, платят больше, и эта должность называется секретарь-ассистент руководителя. Это человек, который владеет иностранными языками, занимается организацией поездок своего шефа, в том числе зарубежными, отвечает на звонки, ведет дневник его встреч, отправляет факсы и письма от его имени, передает сообщения клиентам или партнерам по обговоренным вопросам. А во втором случае - это просто секретарь, «секретарша» в нашем понимании, часто не одна, которая сидит на телефоне, принимает посетителей, улыбается и готовит кофе.

Итак, секретарь-референт – это «особа, приближенная к высшему руководству», так что ему нужно поддерживать как свой авторитет, так и авторитет руководителя. Хороший секретарь-референт - это профессионал, эрудит, знающий иностранные языки, делопроизводство, умеющий организовать работу своего начальника, он самоорганизован и ответственен, и является верным помощником, который никогда не подведет.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»