Здесь будет город-(с)ад!

Объявление: "Меняю светлое будущее на хоть какое-то настоящее".

Все-таки вот проскальзывает в выступлениях чинов мэрии Ярославля эдакая нотка обиды на неблагодарных горожан: "Уж мы им обещаем, обещаем, обещаем, обещаем, а им все мало!". 


И, вероятно, именно в силу этой вот обиды обещания с каждым разом становятся все более живописными. При этом наблюдается интересная закономерность: чем "еще более лучшей" становится обещаемая ярославцам жизнь, тем дальше отодвигаются сроки исполнения и тем больше оговаривается условий осуществления очередной программы превращения Ярославля в образцовый "городок - Москвы уголок".

Много раз уже было замечено, что одной из самых популярных "фишек" последних лет стало в нашей административно-бюрократической среде составление так называемых дорожных карт. Ну, это что-то вроде неудобозабываемой программы построения коммунизма к 1980 году им. Н. С. Хрущева. В которой, помнится, четко по годам было расписано, сколько литров молока каждая колхозная корова должна давать на конец очередного отчетного периода, а сколько мяса в убойном весе должен поставлять каждый бык в соответствующую графу отчетности минсельхоза. Правда, в связи с тем, что к 1980 году с коммунизмом в отдельно взятом СССР было всё уже ясно, то вместо обещанных бесплатных штанов для каждого советского гражданина пришлось срочно составлять новую замечательную программу, на сей раз подъема Нечерноземья. Которую, в свою очередь, сменила перестройка им. М. С. Горбачева, ставшая уже последним зигзагом генеральной линии, ибо окончательно довела страну до ручки.

Вероятно, учитывая именно этот исторический опыт, ниспосланное сверху руководство губернской нашей столицы регулярно выдает на-гора сменяющие одна другую программы преобразования и разного рода фантазии на тему поступательного развития как отдельных отраслей городского хозяйства, так и всей городской среды в целом.

Вот и намедни в Ярославле было объявлено, что в результате напряжения всех лучших привлеченных из ближнего Подмосковья умов градоначальства была разработана некая "Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года". Что интересно, не единоутробных каких-нибудь Люберец, но именно отданного на кормление Ярославля. И в этой, прости господи, стратегии прописано, как подвергаемым отеческой заботе ярославцам следует жить и что делать в предстоящую десятилетку. 

Как положено, во вводной части декларируется, что "миссией Ярославля на этот период должно стать сохранение историко-культурного наследия, экономическое развитие, поддержка бизнеса, инвестиций и инноваций, улучшение городской среды". 

И сразу вспоминается незабвенный А. И. Райкин: "Партия учит, что тела при нагревании расширяются". То есть, дайте нам только тело, а уж мы его расширим на всю величину отпущенной сметы!

Самое трогательное, что не далее как прошлой осенью был, помнится, все той же мэрией Ярославля обнародован так называемый "Бюджетный прогноз на период до 2025 года". Но цифры, которые там были озвучены, особого энтузиазма в массах вызвать просто не могли. Скажем, средняя зарплата в 1925 году предполагалась на уровне чуть меньше 47 тыс. руб. 

При этом изначально ясно было, что в нынешних условиях сами по себе цифры номинальных доходов и расходов не имеют абсолютно никакого практического значения, поскольку ни один серьезный экономист не в состоянии сегодня заглянуть не то что на 5-10 лет вперед, но хотя бы предсказать с большей или меньшей достоверностью, сколько будет стоить нефть и каков будет курс доллара на будущей неделе. Из чего совершенно непонятно, каков в 2025 году ожидается урожай белорусской папайи, а значит, какова будет и цена картошки в ярославских гипер-супер-пупермаркетах. Потому как неким непонятным образом цена на гречку у нас непосредственно зависит от чего угодно, но только не от уровня зарплат и пенсий.

Впрочем, сегодня даже и в самой мэрии никто о том судьбоносном документе не вспоминает, так что никак постороннему, то есть не внесенному в штатное расписание, и понять невозможно, а на кой ляд все эти бумажки за очень нехилые бюджетные деньги вообще сочиняются? 

Так для того и сочиняются, чтобы тем, кто в штатное расписание внесен, свои оклады оправдывать. Все продумано: чтобы сочинять все новые программы, нужны дополнительные штатные единицы. А чтобы этим дополнительным единицам было чем заняться, они и сочиняют все новые программы, прогнозы и стратегии развития.

Показательно в этом отношении, что некоторые приводимые в документе цифры наглядно свидетельствуют о том, что сами авторы прекрасно отдают себе отчет в изначальной никчемности очередной руководящей дурости собственного начальства. Скажем, в качестве намечаемого рубежа по росту зарплаты среднестатистического ярославца к 2030 году обозначена сумма в 69 тыс. руб., то есть на 58%. Ежу понятно, что даже при сохранении нынешних "тенденций" в экономике региона сей рубеж будет преодолен максимум лет на 5 раньше. Без всяких усилий со стороны градоначальства. Но зато будет повод поговорить о том, как "мы идем с опережением прогнозных показателей".

Вообще, разбирать всякие технические подробности и взятые с потолка показатели грядущего благосостояния тех ярославцев, которые умудрятся все-таки "дожить до расцвета", нет особой необходимости. Поскольку для общей оценки степени соответствия документа реалиям достаточно посмотреть на означенную в графе "Итого" сумму прописью.

То есть, той суммы, наличие которой в муниципальных закромах нынешняя наша, прости господи, команда эффективных менеджеров и её капитан В. М. Волков выдвигают в качестве необходимого условия претворения в жизнь своих фантазий. 

Так вот, в судьбоносной графе "Итого" значится сумма 670 миллиардов 800 миллионов рублей. В смысле. только при наличии в своем распоряжении эдакой прорвы деньжищ наши расторопные управленцы согласны превратить Ярославль если не совсем уж в горрд-сад, то в "самый чистый город в ЦФО", как минимум. И "торг здесь неуместен", как учил гигант мысли, по совместительству исполнявший обязанности отца русской демократии.

Особо умиляет тот факт, что ровно 68% означенной суммы, что называется, на голубом глазу предлагается изыскать за счет неких "частных инвестиций". По прочтении этого пункта, думается, С. П. Мавроди перевернулся бы в гробу и лишний раз убедился в том, что дело его живет и побеждает. Для полноты картины не хватает разве что междупланетного шахматного турнира.

Вот будто прямо как рецензия на потуги мечтателей с Андропова, 5: "Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян".

Вот тебе, бабушка, и тоннель от Крестов до проспекта Фрунзе, и все тот же третий мост, так что понятно, где собака порылась при написании очередной программы перестройки и ускорения в отдельно взятом москвичами за горло Ярославле.

Но вообще-то эти бумажки пишутся для того, чтобы уже следующее поколение эффективных менеджеров мгло развести руками и сослать на объективные обстоятельства: "Вот если бы нам дали помянутые 675 миллиардов, то был был вам город-сад. А поскольку не дали, то жрите, что дают!".

Кстати, уместно заметить попутно, что у нас считается дурным тоном поминать о судьбе предыдущих планов "дальнейшего развития и всемерного улучшения". Что называется, умерла - так умерла. И можно все начинать с чистого листа. Поэтому, например, ни у кого не вызывает ни малейшего удивления тот факт, что в новорожденной "стратегии" мэрия торжественно обещает в течение предстоящих 10 лет разработать "проект третьего моста через Волгу". Напротив, удивление вызвало бы аккурат отсутствие такого пункта. Ибо за последние по крайней мере 15 лет ярославцы настолько сроднились с разговорами о воздвижении животворящего третьего моста к ближайшему понедельнику, что без упоминания об очередном последнем сроке начала стройки века почувствовали бы себя осиротевшими.

Лишний повод вспомнить присказку о том, что ничто не ново под луной. Традиция занавешивать обшарпанные стены красочными картинками будущего благолепия имеет столь давние истоки, что не только "старики не упомнят", но даже и замшелые архивисты не подскажут. 

Если ближе к теме. то в 1929 году "лучший и талантливейший поэт нашей эпохи" В. В. Маяковский опубликовал свое хрестоматийное стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка». Это был год, когда правительство СССР приняло решение о строительстве Kузнецкого металлургического комбината в будущем городе – Ново-Кузнецке. Стихотворение, которое суждено было потом зубрить поколениям советских школяров, начиналось с цитаты из разговора поэта с неким свидетелем самого начала стройки: «К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей».

Этим свидетелем был ответработник, как тогда выражались, ЦК профсоюза металлистов с не совсем обычным даже для тех времен именем Иулиан Петрович Хренов.

С точки зрения рядового советского школьника стихотворение хорошо было не своим революционным пафосом, но тем, что, во-первых, оно было коротким, а, во-вторых, его чеканные строчки легко запоминались. А уж присказку "Здесь будет город-сад" знали в стране Советов лаже неграмотные крестьяне, ибо от неё было не спрятаться, не скрыться: она кричала из каждой "тарелки" репродукторов, с газетных полос, с транспарантов демонстраций трудящихся, светилась огнями иллюминации и обещала светлое будущее с красочных плакатов на бесчисленных стройках коммунизма. Вдохновляя на трудовые подвиги полуголодных вчерашних единоличников, изгнанных с родной земли и ютившихся в землянках и продуваемых насквозь бараках-времянках: "Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!»

Естественно, никакого города-сада из Новокузнецка не получилось ни через четыре года, ни даже через пятьдесят с лишним лет. Как не получилось потом с другими замечательным проектами: от Комсомольска-на-Амуре до Набережных Челнов. Получался обычно очередной гигант социндустрии с полумиллионным населением, посильно загаженной окружающей средой и бараками первостроителей, отдельные образцы которых дотянули аж до XXI века. 

Словом, все как у людей: как ни пытаемся сделать телевизор, а всё получается автомат Калашникова. Как ни пытаемся воплотить в жизнь мечту об "образцовом коммунистическом городе", а всё в итоге вылупляется из самого красивого проекта унылое Брагино от Краснодара до Анадыря. Потому что всегда найдутся объективные причины: то война, то нужда, то решение очередного пленума ЦК КПСС о борьбе с излишествами в строительной отрасли.

С другой стороны, и представления о светлом будущем у ударников Кузнецкстроя были более чем конкретные, хотя с нынешней точки зрения и более чем скромные: "Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка". Хотя, вполне возможно, таким оно виделось не столько самим первостроителям, сколько главному пролетарскому поэту сталинской эпохи, который именно так понимал нужды простонародья. 

То есть, "ситный без пайка" - вот "они" уже и счастливы. И впрямь, много ли "им" нужно? А на гонорар от столь духоподъемных стихов привезти по скрупулезному списку из города Парижа кружевные панталоны для своей ненаглядной Лялечки.

Но вернемся в наш замечательный, несмотря на все усилия руководства, город. Здесь, что называется, коемуждо по трудам его. Пока в мэрии забавляются написанием прогнозов, стратегий и прочих дорожных карт с разработкой оптимальных маршрутов движения в светлое завтра, в каком-нибудь подведомственном АО "ПАТП-1" предаются ностальгии по светлому вчера. За бюджетный, естественно, счет. 

Там "с целью установки в качестве памятника на территории АО «ПАТП-1 г. Ярославля» для поднятия имиджа предприятия укрепления корпоративного духа сотрудников" приобрели очередную партию советского металлолома в виде списанного автобуса, на этот раз Львовского автозавода, марки "Лаз-695". 

В дополнение к закупленной еще весной и с той же благородной целью сладкой парочки ржавых "скотовозок" сопредельного Ликинского завода "ЛиАЗ-677". Скоро на территории по адресу Московский проспект, 112А живого места не останется: все будет "историко-культурными" памятниками заставлено. Странный, однако, способ избрало ниспосланное все из того же Подмосковья руководство АО "ПАТП-!" для " укрепления корпоративного духа сотрудников". 

Любопытная мысль в связи с этим возникает: а может и в мэрии нашей все эти никчемушные прожекты пишутся все с той же целью? То есть, для укрепления корпоративного духа путем регулярного премирования сотрудников, привлекаемых к написанию никого ни к чему не обязывающих бумажек. Пусть уж лучше сидят и завлекушки о светлом будущем из пальца высасывают. Чем бы дитя ни тешилось, лишь в текущие дела не лезло. Потому что как только пытаются чем-то сегодняшним озаботиться, то получается либо очередной миллиард на бесконечный Добрынинский путепровод, либо пятый по счету "третий мост", либо очередная "корректировка" проекта Карабулинской развязки за 200 миллионов.

Так что пишите, Владимир Михайлович, пишите! Нам же дешевле обойдется...

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»