Трамвай без ручки

Общественный транспорт в Ярославле все больше становится для мэрии чемоданом без ручки: и нести невмоготу, и бросить нельзя.

...000.jpg
"Первый пошел!", - хрипло кричит старший инспектор по особым поручениям ФСИН России, и этап по одному начинает перезагруживаться из автозака в исконный нашенский столыпинский вагон.

"Первый пошел!", - с чувством законного удовлетворения констатируют в мэрии Ярославля, объявляя о том, что на маршрутах от торгового центра «Аксон» до областной больницы и от улицы Сахарова до Ярославля-Главного маршрутки № 90 и 99 частично заменят автобусами, которые будут возить пассажиров по регулируемому властями тарифу.


Очевидно, что какими бы резонами сия "рокировочка" по замене частных перевозчиков муниципальными ни объяснялась, но фактически она означает одно: мэрия Ярославля взяла твердый курс на ликвидацию "вольных" маршруток как класса. А в качестве первого этапа этой кампании по сплошной муниципализации общественного транспорта как раз и предполагается перевод всех маршрутчиков на этот самый регулируемый тариф. И суть здесь не в экономике, сколько бы публике ни рассказывали об "экономически обоснованных тарифах", но сугубо в политике.

Как известно, трамвай в России больше, чем трамвай. Соответственно, троллейбус больше, чем троллейбус. А автобус и вовсе сегодня для горожан является тем самым "важнейшим из всех искусств", о коем поминал еще не упрятанный в мавзолей вождь мирового пролетариата.

Именно поэтому и невозможно подступиться к проблемам ярославского пассажирского транспорта с позиций чисто экономических. Особенно к самой на сегодня болезненной из них, к тому самому регулируемому тарифу, вокруг которого и разгорается прежде всего сыр-бор. И начать с того, что сегодня ни о каких "экономически обоснованных тарифах" не может быть и речи. А говорить можно лишь об экономически приемлемых тарифах. Приемлемых в первую очередь не для властей или тех же перевозчиков, но для населения. 

Только один пример. Еще в 2016 году в "Яргорэлектротрансе" высчитали необходимый для более или менее нормального существования "экономически обоснованный" тариф. И он составил 56 рублей. Кто-то может себе представить, что будет, если градоначальство хотя бы заикнется о чем-то близком к этому? О чем тогда говорить?

В результате мэрия вводит "плоский" тариф для всех видов городского общественного транспорта, чтобы обеспечить какое-никакое выживание в первую очередь электротранспорта. Которому, если говорить прямо, в нынешнем его состоянии не поможет никакой тариф: ни "экономически обоснованный", ни даже самый что ни есть "грабительский". 

Прежде всего потому, что городской наш электротранспорт живет и до сих пор по законам еще советского Ярославля, средоточия гигантов социндустрии. В том Ярославле основной задачей общественного транспорта считалась доставка рабочей силы из дома к проходной родного завода и обратно. Под решение этой задачи и планировалась вся маршрутная схема. 

.......09.jpg
Отсюда вытекают две первоочередные задачи. без решения которых мэрия так и будет кружиться по замкнутому кругу: повышение тарифа - отток пассажиров - увеличение субсидий из муниципального бюджета - новый рост тарифа.

Во-первых, маршрутная схема. Сегодня эта схема явно "заточена" под частного перевозчика. Именно поэтому поездка, скажем, из Брагина до Липовой горы на муниципальном автобусе обходится ярославцу в 56 рублей, а на маршрутке вдвое дешевле, потому что без пересадок. Если кто-то думает, что это случайно, то... блажен, кто верует.

Во-вторых, "плоский" тариф. Понятно, что у мэрии всегда есть соблазн установить его по наивозможному максимуму, дабы сократить субсидии из бюджета убыточным муниципальным перевозчикам. Понятно и то, что в таком случае нельзя допускать "отставания" частников. Очевидно, что если частник вздумает возить за 25 рублей, то муниципалам останется только окончательно сдохнуть, причем скоропостижно. Собственно, для этого и нужен регулируемый тариф.

Мэрию, кстати, тоже можно понять: нельзя вот так запросто на произвол судьбы коллективы муниципальных транспортников. А заодно и ставить под удар многочисленных льготников из числа наиболее "социально уязвимых" слоев населения. Но в любом случае расплачиваться за все это придется простым ярославцам. Кому ж еще?

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»