Котлован

Сегодняшний Ярославль как воплощение долгостроя, брошенного на полпути из светлого прошлого в темное будущее.

Колокол-1.jpg
В 1930 году великий русский писатель Андрей Платонович Климентов, в историю литературы вошедший как Андрей Платонов, создал свой абсолютный шедевр - повесть "Котлован". Если отвлечься от художественного совершенства и запредельного мастерства владения русским языком. то можно сказать, что повесть эта в чем-то сродни жутковатым полотнам-фантасмагориям Иеронима Босха. И герои Андрея Платонова напоминают призрачных монстров с картин голландского гения Северного Возрождения. Разве что заняты они построением коммунизма в отдельно взятой стране.


Естественно, при жизни автора, то есть в период господства социалистического реализма, даже речи не могло быть о том, чтобы подобный пашквиль на радостную действительность Страны Советов времен первых пятилеток мог быть допущен к читателю. Ибо, в сущности, повесть являла собой переложение библейской легенды из 11 главы Книги Бытия о строительстве Вавилонской башни. Которая на этот раз обретает форму некоего "общепролетарского дома" непонятного предназначения. Причем дело не идет дальше бесконечного  и бессмысленного выкапывания вручную гигантского котлована под фундамент будущего то ли всеобщего общежития пролетариев, то ли вообще Царства Божия на земле.

Кстати, примерно спустя год после создания "Котлована" в Москве был взорван храм Христа Спасителя в целях высвобождения территории в самом сердце "столицы мира" под строительство циклопического Дворца Советов, сооружения невиданного, которое должно было стать самым большим в мире, только высотой аж в 415 метров. И некую иронию судьбы можно усмотреть в том, что дело не пошло дальше фундамента, который в конце концов приспособили под самый большой в мире открытый зимний бассейн "Москва". Лишний раз можно подивиться тому, как видения гениальных художников оказываются истинными пророчествами. Но, опять же, аллегория получилась самая что ни есть наглядная: вместо грандиозного храма всех пролетариев мира получилась самая большая в мире городская лужа. Которую излишне начитанные интеллигенты не замедлили сравнить с бессмертной свиной купелью из "Миргорода" Н. В. Гоголя.

А вспомнилось все это потому, что сегодня у немалого числа ярославцев, как и у прочих граждан окончательно вставшей с колен России, почему-то нередко возникает ощущение, будто все мы пребываем в состоянии, которое Андрей Платонов в своей повести охарактеризовал как "общую грусть жизни и тоску тщетности". 

А наш любимый и устремленный в будущее город, аккурат намедни со всеми положенными предосторожностями отметивший очередную круглую дату, напоминает долгострой, брошенный на стадии пресловутого "нулевого цикла". Поэтому повсюду вокруг царит хаос первых дней творенья из грязи, непроезжих дорог, беспорядочно наваленных куч мусора вперемешку с грудами невостребованных стройматериалов. А все это вместе взятое создает общую картину бессмысленного человеческого труда и бездарно потраченных бюджетных денег. Но зато непрерывно играет духовой оркестр, задача которого состоит в том, чтобы создавать "дребезжащее состояние радости". 

Словно всех нас мобилизовали на бесконечную и бессмысленную работу по выкапыванию заведомо бесполезного, безразмерного котлована под нечто грандиозное, что в будущем должно оправдать все текущие жертвы сегодняшнего дня, но так никогда и не появится. И никак не избавиться от ощущения абсурда происходящего, чувства серой безысходности и какого-то тупого озлобления от сознания собственного бессилия и того, что ты вообще лишний в этом городе, от тебя здесь ничего не зависит. Хотя руководство и области. и города не устает заверять тебя в обратном.

Когда губернатор Д. Ю. Миронов торжественно говорит ярославцам: "Вы - главное в нашем городе", - то что конкретно здесь имеется в виду? Кто именно у нас тут главный? Огласите весь список, пожалуйста. А если главные все же "мы", то в чем это находит свое реальное выражение? И почему, наконец, о "нас" губернатор говорит в среднем роде? 

Скажем, намедни ярославцев порадовали известием, что "По данным госэкспертизы здание бывшего торгового центра «Карусель» признали безопасным для эксплуатации". Правда, некоторые неуместно дотошные наблюдатели не замедлили отметить определенные странности. Скажем, на акте по итогам, как объясняют, внеплановой проверки Госстройнадзора стоит дата 30 июля 2020 года. Но если проверка внеплановая, то чем конкретно была вызвана необходимость в её срочном проведении?

По слухам, открытие крупнейшего в области мебельного центра запланировано на 1 ноября текущего года. То есть, на момент проведения экспертизы Госстройнадзора, насколько можно судить, едва ли не основная часть работ была уже выполнена. Но это все равно, что ставить диагноз больному тогда, когда он уже лежит на операционном столе с распоротым брюхом. 

Тогда возникает еще более интересный вопрос. а на основании каких разрешительных документов ООО "МСИ" вообще начало работы на объекте, в свое время закрытом по причине его аварийного состояния. И как можно за неполных четыре месяца капитально отремонтировать аварийное здание общей площадью в 24 тысячи квадратных метров? 

В результате таких вот экспертиз и приключаются в нашем городе, как польстил ярославцам губернатор, "думающих, неравнодушных людей", истории наподобие той, что случилась с пострадавшими от взрыва газа жильцами третьего подъезда дома № 5 по улице Батова. Коих сначала чуть ли не силком убеждали возвратиться в квартиры с покрытыми трещинами стенами, а едва ли не на следующий день столь же срочно выселяли обратно. Потому что та же самая, надо понимать, надзирающая инстанция, которая до того дала заключение о полной безопасности проживания в треснутых стенах, вдруг перерешила и пришла к выводу, что безопасность все-таки не вполне полная, так что лучше от греха подальше.

Спрашивается, а кто-то может дать гарантию, что на другой день после торжественного открытия крупнейшего мебельного центра та же госэкспертиза не перепишет заново акт от 30 июля?

А тем временем на заседании рабочей группы координационного совета Ярославской области по вопросам градостроительства согласован "архитектурно-градостроительный облик объекта" на месте недавно снесенного исторического в своем роде ресторана "Ярбург". Подручно перефразируя все того же Андрея Платонова, можно заметить с некоторой ностальгией, что тем самым продолжается кампания по выкорчевыванию городских пней капитализма, оставшихся от славных 90-х годов.

Кстати, этот самый "архитектурно-градостроительный облик объекта" выдержан в уже традиционных для нынешнего ярославского градостроительства оттенках черного и представляет собой очередную конструкцию из быстровозводимых кубиков и параллелепипедов. И всем своим видом походит более всего не на какой-то "научно-технически-инновационный комплекс", как заявляется, а просто на еще один супер-гипер-пупер-маркет, коих и без того в городе как поганок на болоте.

В канонической "Чайке" А.. П. Чехова простодушный сельский учитель Медведенко спрашивает дочку управляющего имением Машу: "Отчего вы всегда ходите в черном?". На что Маша в лучшем стиле русских декадентов Серебряного века отвечает: "Это траур по моей жизни".

Да и ничего, не зря говорится: "Стерпится - слюбится". И выйдет на деревенском безрыбье бедная Маша Шамраева за Семен Семеныча Медведенко, и родится у них ребенок... А то, что счастья нет, так где оно, счастье-то?

Так и ярославцы. Привыкли же и к бункеру на Первомайском, и к кладбищенским ржавым оградкам с ярмарочными медведями, и даже к непроезжей проезжей части на центральных улицах. Привыкнут и к недоношенному мавзолею "плазы" на Волковской. Привыкли бы и к потешному монстру плавучего ресторана у Набережной, да тот, слава богу, затонул самостоятельно.

На таком фоне появление все новых, прости господи, "объектов" в 50 оттенках черного смотрится даже естественно и, по-современному выражаясь, органично. Как траур по городу, который мы теряем. Или уже потеряли?

Возвращаясь к "Котловану" Андрея Платонова, уместно в качестве некоего итога привести одну из заключительных фраз повести: "Вощев поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми".

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»