Фантастика онлайн

Как современный кинематограф сказку сделал былью, но сказка получилась не слишком веселая
Как только кино перестало быть важнейшим из искусств, то незамедлительно превратилось в такой же рыночный товар, как средство от перхоти или туалетная бумага. 
Вот примерно так выглядит новое русское кино
Фото: Кадр из фильма «Тряпичный союз» Михаила Местецкого

Собственно, именно в этом и состоит основная проблема современного русского кинематографа: нынешние нашенские фильмы, даже самые популярные, обладают слишком низкой конкурентоспособностью не то что на мировом рынке, но даже и на собственно внутрироссийском. 

Если посмотреть последние рейтинги самых кассовых фильмов российского проката за текущий 2015 год, то ни один из отечественных фильмов не замечен даже и во второй сотне. То есть, по сути, наши популярные фильмы стали эдакой вещью в себе, не вызывающей особого интереса у массового потребителя. 

В этом вряд ли можно усмотреть нечто удивительное, потому как если мы сегодня не в состоянии самостоятельно произвести более или менее качественную туалетную вышепомянутую бумагу, то было бы даже странно, если бы с производством кинопродукции дело обстояло иначе. 

И даже «Седьмой сын» Сергея Бодрова гордо несет штамп  совместного производства четырех стран: США, Великобритания, Канада, Китай. Россия блистательно отсутствует в том числе и потому, что бюджет фильма в сто миллионов полновесных долларов выглядит для нас чем─то запредельным. Впрочем, и этот эксклюзив все─таки вряд ли может претендовать на статус сенсации мирового кинематографа при сборах в пределах 110 с небольшим миллионов долларов, из коих на историческую родину режиссера пришлось $ 18 миллионов.

В России к кинематографу все еще относятся как к некому высокому творчеству, которое вовсе даже и не нуждается в понимании и одобрении толпы. Более того, это самое одобрение толпы воспринимается знатоками как признак второсортности и ремесленничества. 

Что интересно, впрочем, когда фильм делается именно, что называется на потребу обывателю, то получается еще хуже. Ну, не хочет «пипл хавать» предлагаемый ассортимент, да и впрямь, зачем же «хавать» пережеванное заокеанское добро, если это самое добро пока все еще доступно в первоисточнике.

Сегодня в России нет индустрии кинематографа как таковой. Фильм у нас все еще продукт ручного производства, эдакий handmade, который при всей своей самобытности никак не в состоянии конкурировать с массовым фабричным производством: будь то китайский ширпотреб, будь то поточная продукции проклятого Голливуда.

Причем ситуация выглядит тем более  тупиковой, что сегодня кассовый успех фильма чуть ли не напрямую зависит от суммы, вложенной в его производства. Редкие исключения здесь лишь служат лишним доказательством общего правила. И этому есть свое, прискорбное для высокого искусства объяснение.

Техника решает все. Ну, или почти все. Основная аудитория нынешнего мирового, в том числе и российского, кинематографа ─ это то самое «компьютерное поколение», которое выросло в виртуальной реальности, а значит и их выбор во многом зависит от степени соответствия фильма тем же компьютерным играм.

Возвращаясь к списку самых популярных фильмов, то бишь самых кассовых фильмов российского проката в 2015 году, нетрудно убедиться, что в фаворитах у нашего зрители именно те картины, которые, в сущности, мало чем отличаются от компьютерных игр. 

В самом деле, и «Форсаж 7», и «Эра Эльтона», занимающие первые два места по сборам, это, можно сказать, переложение на большой экран своего рода аналогов соответствующих компьютерных игр.

Можно даже поиграть в пресловутые «Найдите 10 отличий»:



1) Афиша фильма Эра Альтрона



2) Компьютерная Игра Star Wars The Force Unleashed 2


  А это уже с нашим участием:



1) Один из самых дорогих отечественных фильмов «Сталинград»



2) Компьютерная игра Call of Duty


  Да и вообще, кино все больше «уходит в компьютер». То есть, все больше зрителей предпочитают смотреть фильмы не в кинотеатрах, а на своих мониторах. Поэтому статистика сайтов популярных фильмов, не идет ни в какое сравнение с количеством посещений стационарных кинотеатров.

Вряд ли при этом стоит удивляться и тому, что рубрика «фантастика онлайн» может считаться одной из наиболее популярных в сети. И уж здесь-то различия между фильмом и игрой стираются наиболее наглядно. 

Примечательно, что большим спросом в сети пользуются и «новые мультфильмы онлайн». К слову, именно мультфильмы остаются едва ли не последним бастионом нашего сдавшегося на милось Голливуда кинематографа: аккурат новые мультфильмы российского производства показывают более или менее достойные результаты в гонке за зрителем. Хотя и здесь наше присутствие в списке самых кассовыхх мультфильмов последних двух лет остается минимальным. Совместное производство с Японией под оригинальным названием Cheburashka и бюджетом около $ 7 миллионов является наглядным тому примером.

И очень даже небезосновательны предположения, что кинематограф идет по стопам бумажной прессы, все более переходящей в электронный формат. Что, при нашем уровне пиратства в сети, грозит вбить предпоследний гвоздь в гроб разжалованного в кухарки бывшего важнейшего из искусств.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»