TРИ УРОКА – ДВА В УМЕ?

Сверху дали добро. Внизу зло выругались, но пошли выполнять. Так добро в очередной раз победило зло. Именно по этой схеме, предложенной писателем-философом Андреем Кнышевым, осуществляются в нашей стране многие благие намерения. 

Вот, например, заявление министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко о необходимости введения в средней школе третьего урока физкультуры. В конце марта нынешнего года министр напомнил, что с 1 сентября 2009 года в начальной школе начнут внедрять новые образовательные стандарты. В них предусмотрены три обязательных и два дополнительных часа на занятие физкультурой. «Мы считаем, что три обязательных и хотя бы два дополнительных занятия – это как раз то необходимое количество физических упражнений, которые позволят ребятам быть здоровыми», – сказал Фурсенко. 


Против здоровья никто, конечно, возражать не станет. Но вот факт, а не реклама – 1 сентября уж минуло, но, по словам начальника отдела общего и дополнительного образования областного департамента образования Алевтины Репиной, в наш регион так и не поступило никаких распоряжений о том, чтобы вводить третий урок физкультуры в школе. Казалось бы, вопрос исчерпан… Но не нужно торопиться. Есть все основания полагать, что эта идея найдет дорогу в массы, поскольку стратегию развития физической культуры и спорта до 2020 года Правительство России утвердило еще весной. Готовы ли наши школы к нововведениям, вероятность которых весьма велика? 

– Сегодня в базисном учебном плане нет третьего обязательного урока физкультуры, а вопрос о дополнительных уроках находится в компетенции администрации школы, – говорит Алевтина Репина. – Естественно, что далеко не каждая школа дополнительные часы отдает физкультуре, и тут руководство вполне можно понять. Особенно когда речь идет о специализированных школах, где каждый час в постижении профильной дисциплины буквально на вес золота. Но если третий урок физкультуры станет обязательным, то он войдет в образовательный стандарт. С одной стороны, учителя специализированных дисциплин вряд ли будут довольны. С другой – практически все сегодня признают, что ученики буквально задавлены гиподинамией и лишним час движения для них не будет точно. 

Однако, по мнению преподавателя физкультуры школы № 33 Аркадия Котова, ввести урок физкультуры в расписание – вовсе не значит обеспечить детей полноценным движением. 

– Все школы – от старинных до самых современных – спроектированы именно под два урока физкультуры в каждом классе, – пояснил преподаватель физкультуры одной из самых спортивных общеобразовательных школ города. – Далеко не все школы располагают хорошо оборудованными спортивными залами, но и там, где они есть, раздевалки, как правило, всего две. Но самое главное, кто эти дополнительные уроки будет вести? Уже сегодня даже в Ярославле есть школы, где вообще нет штатных учителей физкультуры – работают совместители (иногда даже студенты). Поэтому очень вероятно, что некоторые школы заявленный третий урок сделают теоретическим. А тогда смысл всего этого благого и нужного начинания утрачивается. 

Безусловно, движение – жизнь. Но, положа руку на сердце, все ли мы в молодости любили уроки физкультуры? Как раз наоборот – необходимость исполнять на уроке что-то, чего не хотелось (в ущерб тому, чего хотелось), порой превращали физкультуру в каторгу. В выигрыше были только «кадровые» спортсмены из ДЮСШ, которым, во-первых, многое прощалось (кто ж пошлет именитого гимнаста замерзать на лыжах?), а во-вторых, для серьезного спортсмена любые нагрузки на физкультуре – вариант легкой разминки. Потому, например, тренер СДЮШОР-3 и ДСО «Локомотив» Раиса Гусева считает, что уж ее-то воспитанникам третий урок физкультуры вреда точно не принесет. Возможно, будет и польза, но не особенно существенная, если учесть те нагрузки, которые переносят дети, занимающиеся практически в любой ДЮСШ. 

В этом смысле наши опытные тренеры согласны с исполняющим обязанности директора областного департамента физкультуры и спорта Сергеем Карповым, который еще полтора года назад озвучил весьма смелую концепцию того, какой должна быть физкультура в современной школе. А должна она быть прежде всего персонифицированной (эту мысль касательно всего среднего образования в свою очередь высказал Президент РФ Дмитрий Медведев). То есть не абстрактно бороться с гиподинамией, а «заряжать» ученика мотивацией выполнения массовых спортивных разрядов в избранных самим учеником дисциплинах. 

– Что такое массовый спортивный разряд? – поясняет свою мысль Сергей Тимофеевич. – По сути, занимаясь целенаправленно и систематически, выполнить его можно за два-три года. И уж тогда человек сможет выбрать себе вид спорта по душе – или не выбирать, если у него другие цели. Но тот путь, что он уже прошел, все равно определит его дальнейшую судьбу. Развивая этот подход, я бы даже определил местом начала спортивной карьеры учреждения дошкольного образования. 

Звучит, согласимся, несколько парадоксально. Но если вдуматься, идея расширения школьной физкультуры до трех обязательных (не забудем и о двух факультативных) уроков укладывается в эту концепцию, как по мерке шитая. Поскольку позволяет ДЮСШ заняться своим непосредственным делом (готовить элиту для спорта высших достижений) и превращает физкультуру в любимый всеми учениками предмет. Конечно, тех сложностей, о которых говорит Аркадий Котов, это не снимает. Но если уж власть примет это революционное решение, то и средства на его воплощение, наверное, найдутся. И в выигрыше поначалу будут как раз школы вроде тридцать третьей ярославской, где и без того учеников нужно вожжами вытаскивать с уроков физкультуры. 

…В этой бочке физкультурного меда есть все-таки одна ложка номенклатурного дегтя. С момента коллегии прошло уже полгода, со времени выступления президента – больше года, а из федерального центра так и не поинтересовались ни разу ни у спортсменов, ни у педагогов: как все-таки реализацию сей здравой идеи видят на местах? Наверное, здравомыслящие специалисты имеются и «наверху». Но, прежде чем давать добро, стоило бы озаботиться тем, как именно оно будет побеждать зло… 

Анатолий КОНОНЕЦ

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе