Станет ли Ярославль столицей российского дизелестроения?

Участники:


Дмитрий Михайлович Секретарев - директор департамента промышленной политики администрации Ярославской области;


Владимир Иванович Симонов - председатель экономического совета Ярославской области;


Андрей Евгеньевич Медведев - исполнительный директор ООО «Промышленные силовые машины»;


Павел Николаевич Куфтырев - заместитель генерального директора по развитию ОАО «Автодизель»;


Вячеслав Георгиевич Вартанян - коммерческий директор ОАО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»;


Сергей Дмитриевич Вьюнов - начальник отдела технического контроля ЗАО «Производственная компания «Ярославич»;


Борис Васильевич Буров - главный механик ОАО «Рыбинский кабельный завод»;


Наталья Александровна Суворова - заместитель управляющего филиала банка ВТБ в городе Ярославле;


Антон Владимирович Семенов - главный редактор газеты «Ярославский страницы»  и руководитель «Медиа-Центра».


На старых технологиях далеко не уедешь


Антон Семенов: У нас вот-вот должен произойти запуск завода по производству новых дизельных двигателей, в связи с чем и у руководителей области, и у работников машиностроения есть определенные планы и надежды. Но начать наш «круглый стол» все-таки нужно с некоторой справки, данные для которой были взяты нами из открытых источников. Прошедший кризис 2008 года больно ударил по промышленному сектору, особенно по машиностроению. По официальной статистике, машиностроение потеряло в 2008 – 2009 годах до 30 % оборота. Многие предприятия по-прежнему остаются неконкурентоспособными на мировом рынке, где их продукция достаточно слабо представлена. Из 7,5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий только 50 являются конкурентоспособными на мировом рынке. По данным Всемирного экономического форума, Россия сейчас занимает 66-е место в рейтинге глобальной конкуренции. Вот такая негативная картина вырисовывается. И поэтому я предлагаю ответить на вопрос: почему наши предприятия не торопятся с внедрением передовых технических разработок?


Владимир Симонов: Я думаю, что приведенные цифры не соответствуют средним российским показателям. Я не знаю ни одного предприятия в Ярославской области, которое смогло бы сохранить свой потенциал и выжить, используя исключительно старые технологии, идеи и разработки. А из той статистики, которая приводилась на недавнем заседании Экономического совета в Угличе, следует, что в области наблюдается рост промышленного производства. Если взять несколько крупнейших промышленных предприятий (и рыбинский «Сатурн», и наш «Автодизель», и Тутаевский моторный), то там сделаны достаточно солидные инвестиции в новые технологии. 


Губернатор области С.А. Вахруков считает, что мы по-прежнему будем идти по пути вхождения в конкурентное поле мирового уровня. Это, конечно, будет связано с определенными потерями в промышленном потенциале. 7 лет назад у нас в секторах промышленной переработки было занято 180 тысяч человек, а теперь около 100 тысяч. Понятно, что компенсировать это сокращение можно  такой производительностью труда, достичь которую можно только за счет внедрения нового оборудования и технологий.


Стоит отметить роль иностранных партнеров. Фирма «Комацу», например, активно вписывается в российский бизнес: помимо экскаваторов и погрузчиков через месяц начнут выпускать и грузовой автомобиль – карьерный. А «Сатурн» не только осваивает новые двигатели к самолету «Супер-Джет», но и  использует передовые технологии в производстве традиционной продукции. Это позволило получить заказ на 180 двигателей для самолетов Ту-154, выпускаемых в КНР. По цене и конкурентным данным эта продукция вполне устраивает китайскую сторону. На «Автодизеле» в скором времени будет открыта линия по производству двигателей серии 530 – это тоже пример больших инвестиций.


Дмитрий Секретарев: Наша страна – это один из быстрорастущих сегментов мирового рынка,  в котором объемам потребления еще на 15 - 20 лет вперед ничего грозить не будет.  Ярославская область – это одна из составных частей российского рынка, который интегрирован и в мировой рынок потребления товаров и услуг.  И если бы мы были неконкурентоспособны вообще, тогда бы ничего у нас не производилось. Однако у нас консолидированный бюджет области на 50 % формируется за счет налогов с этой «неконкурентоспособной» промышленности.


Мы говорим о том, чтобы не потерять свои преимущества, об эффективности предприятий машиностроения в целом. Нужно ведь еще понимать, насколько востребованы инновации рынком, сколько рынок готов потребить инновационной продукции. В рамках «Стратегии-2020» мы планируем довести долю инновационной продукции в составе ВВП до 20 – 25 % к 2020 году, а в краткосрочной перспективе – до 15 %.


Принята областная целевая программа модернизации и инновационного развития Ярославского региона на 2011 - 2013 гг. Она представляет собой пять порядков субсидирования деятельности промышленных предприятий  - затрат на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), на участие в конгрессах и научно-выставочных мероприятиях, на стандартизацию и внедрение новых систем менеджмента, затрат на энергосбережение и энергоэффективность. Всего это более 238 млн. рублей по 2013 год. Но главная наша проблема сейчас в отсутствии производства больших серий продукции, без которого инновации и новые технологии просто не окупаются.


Долгосрочные ресурсы – основа отрасли


Антон Семенов: На «Автодизеле» была осуществлена грандиозная инвестиционная программа по запуску в производство двигателя, изготовленного под стандарт топлива Евро-4 (а затем Евро-5 и Евро-6). Но 7 сентября федеральное правительство своим постановлением отложило введение этого стандарта на 3 года. Как это повлияет на перспективы выпуска дизельного двигателя нового поколения? Не будет ли сорван этот проект из-за такого решения правительства?


Павел Куфтырев: Конечно, влияние будет негативное. Нами создан продукт достаточно капиталоемкий как в НИОКРовской части, так и в технологической базе, которая под него создавалась. Чтобы эти затраты окупить, нужно, чтобы созданные для проекта ЯМЗ-530 производственные мощности  работали в три смены 6 дней в неделю. Но если рамки по экологии будут вновь сдвинуты, то наш продукт окажется невостребованным, и преимущества на внутреннем рынке получат наши конкуренты, которые таких инвестиций не делали и кредитов под них не брали. А у нас, соответственно, возникнут проблемы.


Антон Семенов: Что может предложить предприятиям в деле реализации инновационных проектов наш финансовый сектор?


Наталья Суворова: Вначале хотелось бы прокомментировать высказывания по поводу падения рынков. Если бы на рынке машиностроения наблюдалась негативная динамика, то вряд ли бы сейчас мы могли наблюдать конкуренцию среди банков за работу с крупнейшими предприятиями.


И даже если применять к нашим предприятиям такие новомодные слова, как «стресс-тесты» и «негативное влияние мировой экономической конъюнктуры», то на сегодняшний день мы приходим к тому, что компании могут проводить программы  модернизации парка основных средств и  банки готовы их финансировать.


Сейчас многие предприятия уже вышли на докризисный уровень. При этом, как показали 2008-2009 годы, основной целью многих компаний было привлечение краткосрочных ресурсов на цели  финансирования оборотных средств. Основная задача  заключалась в том, чтобы выжить в сложившихся условиях рынка. При этом многие попали в ловушку, финансируя капитальные затраты на модернизацию предприятия краткосрочными ресурсами: сроки возврата кредитных ресурсов наступали, а поступающей выручки было просто не достаточно, чтобы возвращать привлеченные ресурсы. Дмитрий Михайлович совершенно правильно сказал, что прежде чем проводить модернизацию, надо считать фондоотдачу. И те предприятия, которые это сделали, на сегодняшний день выходят вперед. Так что сегодня правильнее говорить не о мировой конкуренции, а об условиях конкретно Ярославского региона, а также рынках сбыта наших компаний, где наши предприятия будут реализовывать свою продукцию. 


Поэтому и банки сейчас, прежде чем выдать предприятию кредит, хотят видеть перспективу – как этот кредит вернется. Конечно, сами предприятия разбираются в этом лучше – но мы со своей стороны можем предоставить им инструменты для более эффективного роста. На сегодняшний день в составе группы ВТБ мы имеем такое сильное звено, как «ВТБ-Капитал», которое занимается инвестиционными сделками.


На сегодняшний день уже есть инструменты привлечения компаниями долгосрочных ресурсов. В частности, Банк ВТБ может предоставлять кредиты на 3-5 лет компаниям, планирующим проводить обновление  производственных фондов. По нашему мнению, качественный рывок смогут сделать те , которые успеют провести модернизацию в сочетании с антикризисными мерами.  Одним из примеров успешной антикризисной программы по минимизации расходов показала, к примеру,  компания «Автодизель», и в нашем регионе есть не мало других успешных примеров.


Кроме того, банк ВТБ активно участвует в финансировании программы повышения энергоэффективности в Ярославской области, мы также финансируем машиностроение и металлообработку. При этом мы погружаемся в проблемы машиностроения, поскольку нам тоже нужно представлять, куда пойдут двигатели, кто их купит, какое финансовое состояние у той стороны.


Важно отметить, что предприятия Ярославского региона продолжают закупать за рубежом новое оборудование, поэтому сегодня мы можем предложить также инструменты, связанные с заимствованиями на зарубежном рынке. Есть различные инвестиционные продукты, которые позволяют нашим клиентам минимизировать последствия колебаний курсов валют.  Наблюдается и всплеск интереса к такому продукту, как банковские гарантии. Предприятия стремятся минимизировать свои риски – и это правильно.


Антон Семенов: Еще один участник нашего «круглого стола» – ОАО «Промышленные силовые машины». Интересна компания тем, что она была создана в 2005 году группой молодых специалистов с «Автодизеля» как небольшая инжиниринговая компания для доработки дизель-генераторов, а уже через несколько лет превратилась в крупнейшего производителя дизельных электростанций. 2010 год был для нее очень продуктивным  как в плане проектов, так и по объемам производства. Поэтому вопрос: как можно достичь успеха в кризисные годы?


Андрей Медведев: В нашей компании сейчас работает 275 человек, а годовой оборот превышает миллиард рублей. Это хороший показатель, но кризис 2008 - 2009 годов затронул и нас тоже: спрос на многие виды нашей продукции (которая поставлялась в строительство, геологоразведку  и пр.) сильно снизился. Но… мы нашли выход. Во-первых, в выходе на внешние рынки. Мы, может быть, и не очень конкурентоспособны в Европе, но вот в странах СНГ можем работать вполне успешно. Такие страны, как Азербайджан и Казахстан, стали занимать заметную часть в наших продажах. Кроме того, происходит развитие новых направлений  в бизнесе. Например, нашими дизель-насосами для оросительных систем стали интересоваться не только крупные агрохолдинги, но и отдельные фермерские хозяйства. Ну и наконец, мы стали ориентироваться на индивидуальные потребности клиента:  готовы из производимых в месяц 200 установок более половины делать в индивидуальном исполнении. Сочетание серийности продукта с индивидуальным инжинирингом – это очень существенное конкурентное преимущество. Изначально наша компания не задумывалась об этом как серийный производитель, но логика производства заставила. Если же говорить о проблемах, то для нас самой главной из них является индустрия компонентов. Нам многие из них приходится делать самостоятельно. Такое «натуральное хозяйство» сделает более дорогим производство, но ничего не поделаешь: у нас все еще слабо развито разделение труда, найти надежного поставщика качественного компонента бывает очень нелегко.


Без кулибиных нет качества


Антон Семенов: А как современные машиностроительные предприятия решают кадровую проблему?


Борис Буров: Сложности с кадрами связаны с мелкосерийностью выпуска наших изделий. Если раньше мы могли за счет технологичности массового производства  получать качественные детали с меньшей себестоимостью, то теперь приходится выпускать «штучный товар». И если в цеху нет своего Кулибина, который может сделать все на одном станке, то не будет ни качества, ни количества.  И это при  том, что у нас сейчас квалифицированный рабочий получает зарплату, сопоставимую с зарплатой начальника цеха. Да, наше предприятие готово платить квалифицированным рабочим такие деньги, но таких рабочих просто нет, их никто не готовит. Недавно ко мне пришел выпускник профессионального училища № 38. Так оказалось, что весь его «выпуск» - это всего 2 (!) человека.


Мы стараемся выходить из положения – организуем обучение на рабочем месте и пользуемся советским опытом: у нас есть наставники-технологи. Платим новичку стипендию, проводим аттестацию, подписываем контракт. Таким образом, за 2009 - 2011годы обучили более 300 человек.


Но тут есть еще один фактор – это наши периодические кризисы. Как мы сможем сохранить рабочие кадры, если что-то подобное 2008 году случится опять в экономике, совершенно непонятно.


Вячеслав Вартанян: В Гаврилов-Яме один из самых высоких уровней безработицы среди муниципальных образований Ярославской области, но в то же время страшнейший дефицит рабочих рук на заводе «Агат». Противоречие вроде бы. Но дело в том, что уровень умений людей, получивших специальное образование, никогда не соответствует тому уровню требований, которые им предъявляются. Вот, к примеру, наладчик станков с ЧПУ (числовым программным управлением): где его готовят? Нигде. Везде готовят главбухов и менеджеров. Ими быть престижно и удобно, и статус совершенно другой. А наладчику надо  каждый день на практике решать сложнейшие задачи, и не такие уж большие деньги (около 17 тысяч в месяц) за это платят. Отсюда и парадокс – дефицит кадров при безработице.


Яроcлавские страницы


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе